+79139857900

Перегруз осей. Штрафы. Это нужно знать

10 февраля 2009 в 07:55
Одной из распространенных проблем, с которой приходится часто сталкиваться владельцам и водителям грузовой техники, являются перегрузки на ось. Штраф за эти нарушения исчисляются десятками тысяч рублей. При этом многие водители достаточно слабо представляют себе, по каким критериям рассчитываются эти нагрузки, как рассчитывается перегрузка и какими нормативными актами нужно руководствоваться, чтобы не попасть в неприятности с контрольными службами. 

 

 


  Основным документом, регламентирующим вопросы перевозки тяжелых и негабаритных грузов, являются, всем хорошо знакомые Правила Дорожного движения, а именно пункт 2.1.1., а так же пункт 24.5. Общий смысл их заключается в том, что  для перевозки крупногабаритного, опасного или тяжелого груза водитель обязан иметь специальное разрешение. Однако кроме ПДД есть и другие документы, разъясняющего характера. Во-первых, это «Инструкция по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов», а во-вторых – поправки к Административному Кодексу РФ, которые были приняты 11 августа 2007 года и немало взволновали в то время сообщество автоперевозчиков. Именно совокупность этих нормативно-правовых актов и определяет такую деликатную тему, как перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов. Впрочем, еще в прошлом году был принят новый закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», который ввел новые правила. Но хотя закон и вступил в силу, новые правила, а также единый порядок выдачи разрешений на перевозку тяжелых и негабаритных грузов так и не были разработаны. В силу этого переход на новые правила оформления и перевозки этих грузов был отложен сначала до июля 2008г., а затем и вовсе перенесен на лето 2009. Так что пока и водители, и контрольные органы продолжают руководствоваться старыми правилами. Впрочем, как рассказал нам заместитель начальника отдела землепользования и имущественных отношений ГБУ  НСО Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД) Павел Крашенинников, даже если новые правила и вступят в силу, судя по проекту, больших изменений это не принесет: будут разработаны единые правила выдачи разрешений, а допустимая нагрузка на ось односкатных и двускатных тележек будет отличаться на полтонны. Сейчас этот момент не учитывается.

В последнее время количество тех, кто готов платить высокие штрафы за перегруз на ось, заметно упало. По словам Павла Крашенинникова, 90% водителей соблюдают все принятые весовые ограничения. Но, тем не менее, за прошлый год было выявлено порядка 2 000 нарушителей.

 

Система контроля

Коль скоро существует запрет, стало быть, есть и те, кто следит за его исполнением. Эту функцию осуществляют две организации: ГИБДД и Управление автомобильных дорог. У каждого из них свои права и обязанности, своя область приложения сил. ГИБДД выполняет задачи по задержанию подозрительных грузовиков и их препровождению на пункт контроля, а также, если понадобится, и до штрафстоянки. Дорожники занимаются непосредственным взвешиванием подозрительных машин и установлением факта нарушения правил перевозки.  То есть, напосредственно штрафы за перегрузку на ось ГАИ выписывать не вправе. 

Стационарные посты, как правило, расположены в специально оборудованных помещениях и хорошо укомплектованы. Помимо собственно весов  они оборудуются компьютерами и оргтехникой. Поскольку работать приходится в тесном сотрудничестве с ГИБДД, посты ДПС и посты весового контроля находятся рядом. Помимо стационарных весовых пунктов, в каждом регионе работает один, или несколько передвижных. Современный передвижной пункт довольно компактен. Он легко умещается на базе автомобиля «Газель». Кроме весов в обязательный перечень оборудования входят: переносной компьютер, система освещения (генератор) для ночной работы и система видеонаблюдения.  Только при наличии всего вышеперечисленного оборудования, которое к тому же должно быть своевременно поверено, вам и могут выписать штраф за перегуз на ось.

 

Факторы ограничения

Одним из самых наболевших вопросов, который часто задают водители, является расчет предельной нагрузки на ось. Как рассказывает Павел Крашенинников, одним из главных критериев является категория дороги, по которой перевозится груз: «В настоящее время инструкция разбивает дороги на две группы – группа «А» (дороги 1-3 категории) и группа «Б» - усиленные дороги 4 категории. Для 2-3 категории допустимая нагрузка составляет 10 тонн на одну ось. Для дорог группы «Б» предельная нагрузка на одну ось не должна превышать шести тонн». «При этом, - добавил он, - в зависимости от межосного расстояния допустимая нагрузка уменьшается. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем больше они давят на некоторую площадь дорожного полотна. Здесь разработаны такие критерии: с 2м до 1,65м разрешена нагрузка в 9 тонн. Правда, здесь еще учитывается, двухосная или трехосная тележка; 1,65-1,35 м – 8 тонн; 1,35-1 м – 7 тонн. Менее метра, хоть это и редко встречается,  - 6 тонн». Сами сотрудники постов весового контроля при определении допустимой нагрузки пользуются специальными справочниками, где расписаны предельные нагрузки для всех типов грузовиков, эксплуатирующихся на территории РФ.

Еще одним фактором, который приходится учитывать, является предельная допустимая масса транспортного средства: для дорог группы «А» предельная масса автопоезда не должна быть выше 38 тонн. Дороги группы «Б» менее выносливы и могут выдержать только 28,5 тонн. Впрочем, для них и это слишком много, ведь изначально они вообще не были рассчитаны на движение большегрузного транспорта ни по крепости дорожного покрытия, ни по грузоподъемности мостовых сооружений.  

Не стоит забывать и о сезонных ограничениях. В нашей стране, как известно, с середины апреля до середины мая допустимая нагрузка на ось у тяжеловозов ограничивается 6 тоннами. Хотя, по мнению некоторых специалистов, это все еще слишком много. В своих выкладках они опираются, например, на опыт Беларуси. В прошлом году сезонные ограничения там были уменьшены до 5 тонн на ось. Как ни странно, экономика это выдержала без особых проблем. Транзитникам, правда, пришлось несладко: на границе пришлось разгружаться до 5 тонн на ось, брать еще одну машину, везти груз до противоположной границы и там снова перегружать фуры в обратном порядке.  

 

Если идем с перегрузкой

Согласно ныне действующему законодательству, на водителя, шедшего с недопустимой нагрузкой на оси (это касается и несанкционированной перевозки негабаритных грузов), налагается административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей в зависимости от многих факторов, или лишением прав на срок от 4 месяцев до полугода. На административное лицо, ответственное за перевозку, налагается штраф до 20 000 рублей, а на юридических лиц, которым принадлежит машина-нарушитель – до 500 тыс. руб. Кроме предусмотренного законом штрафа нарушителю придется еще заплатить компенсацию за вред, причиненный дорожному покрытию.

Так что более разумным представляется получить разрешение на перевозку тяжеловесного груза в Управлении Автомобильных Дорог. За это тоже придется заплатить, но существенно меньше, чем если  вас остановят на трассе и отправят на пункт весового контроля. Оформление разрешения занимает порядка 2-х дней. Порядок здесь такой. Человек должен оформить разрешение в том пункте, из которого он выезжает, а потом отправляет его факсом во все пункты по месту следования, где ему необходимо будет  получать разрешение. Факс согласуется, на основании согласования выписывается разрешение. В том случае, если маршрут проходит по федеральным дорогам транзитом через несколько регионов, придется оформлять не местное, а федеральное разрешение. Но и здесь есть один нюанс: в период весенних ограничений такое разрешение получить будет непросто, а может быть, и вовсе невозможно. При получении разрешения взимается 500 рублей. Кроме этой суммы оплачивается компенсация за износ дорожного покрытия. При желании можно получить разрешение сразу на три месяца, если у вас устоявшийся маршрут и примерно одинаковый вес груза. Разрешение не спасет вас от внимания ГИБДД, и на весы вам в случае чего встать придется. Зато если все будет в соответствии с документом, не придется платить штраф. Правда, если нагрузка на ось превысит значение, стоящее в разрешении, нарушителя ждет большой штраф.       

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >