Автобусный рынок РФ - это особый сегмент автомобильного рынка страны. Тут главную роль дирижера играют федеральные и региональные программы обновления общественного транспорта. Хотя это было не всегда. Несколько лет назад здесь все же задавали тон перевозчики, а поскольку в стране за 00-ые и 10-ые годы структура предприятий, занимающихся пассажирским извозом резко изменилась, явно не в сторону муниципальных предприятий, то их заказы были превалирующими.
Но сегодня тренды несколько поменялись и статистика зафиксировала эти изменения. (табл.1). Поэтому интересно проанализировать, какие же тренды начались в этом специфическом сегменте авторынка. Наш канал освещает те или иные тенденции на данном рынке, поэтому по ссылкам можно посмотреть другие материалы на эту тему.
Но, прежде всего, стоит отметить, что для анализа не годятся данные за один месяц, нужно рассматривать более продолжительный период. ОАО «АСМ-холдинг» недавно опубликовал данные за 4 месяца с начала текущего года. Это достаточно репрезентативный срок.
Сразу отметим, что главный тренд автобусного рынка виден, если посмотреть на две первых строки. Наконец-то, начал сдавать позиции наш «вечный» лидер автобусного рынка РФ – морально устаревший заслуженный автобус всего постсоветского периода ПАЗ-3205. По объемам продаж в прошлом году между ним и новым семейством Vektor Next был двукратный разрыв. Но за прошедший период Vektor смог не только догнать, но и сместить ветерана с лидерской позиции. И это радует.
Таблица 1
ТОП-15 новых автобусов в РФ в январе-апреле 2024 года (шт.)
МОДЕЛЬ |
Январь-апрель 2024 |
Январь-апрель 2023 |
Vektor Next |
1 422 |
620 |
ПАЗ-3205 |
1 226 |
1121 |
ПАЗ-4234 |
727 |
626 |
НефАЗ-5299 |
680 |
467 |
ЛиАЗ-5299 |
642 |
407 |
Yutong-6127 |
275 |
34 |
Yutong-6122 |
210 |
51 |
ЛиАЗ-4292 |
182 |
339 |
КАМАЗ-6282 |
165 |
1 |
Volgabus-4298 |
157 |
174 |
Lotos-105 |
100 |
89 |
Yutong-6129 |
96 |
53 |
КАвЗ-4238 |
96 |
73 |
СимАЗ-2258 |
88 |
83 |
МАЗ-203 |
86 |
126 |
CityMAX 9 |
77 |
- |
Составлено по данным АСМ-холдинг
Но списывать этот морально устаревший автобус все же не стоит. Дело в том, что по новой программе специальных казначейских кредитов этот автобус востребован в регионах, и особенно для перевозок в глубинке с ее отвратительными дорогами, неразвитой ремонтно-эксплуатационной базой «пазик» все-таки является предпочтительной моделью. Наш канал писал об этом в данном материале.
Находящийся на третьем месте, также морально устаревший ПАЗ-4234, не сдает позиции, а даже увеличивает объемы реализации. В принципе причина та же. Этот автобус также выпускается не одно десятилетие. От ПАЗ-3205 немного большей вместимостью.
В модельном ряду Павловского автобусного есть четвертая модель – новейший городской автобус среднего класса CityMax 9. Но этот автобус пока мало знаком перевозчикам. Поэтому о его популярности еще рано вести речь. «СитиМакс» пока находится на невысокой позиции с результатом 77 автобусов. А все четыре модели марки ПАЗ заняли 46% российского рынка.
Столько моделей только у китайского автобусостроителя Yutong, который общемарочном зачете по итогам прошлого года взлетел на вторую позицию в России. Но сегодня он только 4-ый следом за ЛиАЗом и НефАЗом.
«Кассу» нефтекамской марки делает одна городская модель "5299". А у ЛиАЗа большой городской автобус «5292» и еще примерно четверть дает «4292» среднего класса.
В этом среднем классе 9-метровой техники модель «4298» доминирует у Volgabus, она все же сильно обгоняет большой городской класс Volgabus-5270, который про каким-то причинам сильно уступает конкурентам и НефАЗу, и ЛиАЗу, и даже не попал в статистику ТОП-25 автобусного рынка страны.
И о небольших производителях автобусной техники.
Уровень в одну сотню автобусов перешел газомоторный 10-метровый Lotos-105 из Набережных Челнов. Понятно, если он зайдет в класс больших городских 12-метровых автобусов позиции предприятия усилятся.
Стабильное положение у нового производителя из Ульяновска (СимАЗ). Как нам сообщили на предприятии сейчас ведутся инжиниринговые работы по принципиально новой модели, о которой наш канал рассказывал в этом материале.