Кроссоверы – это самый быстрорастущий сегмент автомобильного рынка Российской Федерации. Причем это не общероссийская, а скорее, общемировая автомобильная мода, на которую самым срочным образом реагируют автопроизводители.
Не будем углубляться в природу этого явления лавинообразного роста популярности сегмента SUV. Растущий сегмент кроссоверов свидетельствует о том, что присущие только им черты и характеристики сильно давят на сознание автомобилиста. Но наш сегодняшний анализ не столько о причинах, сколько констатация статистического среза сегмента.
Сегодня в России автомобили сегмента SUV занимают 41% рынка (по данным JATO). Впрочем, 10 лет назад доля внедорожников и кроссоверов была несопоставимо меньше – всего 18% рынка. Главными на тот момент автомобилями отечественного рынка были седаны, которые занимали превалирующую долю в 47%. За десятилетний период их доля снизилась до 32%. Соответственно, кроссоверный сегмент увеличился в два с половиной раза - с 18% до 41% (диаграмма).
Это не предел. Аналитики прогнозируют возможности роста автомобилей с высоким клиренсом до 70%.
Причем главными драйверами этого сегмента автомобильного рынка страны выступают крупные и крупнейшие города. Так, по данным АА «Автостат», в трех городах доля SUV превысила половину от общего объема рынка. Самым «внедорожным» городом страны стала Москва, с ее отличными дорогами. Здесь 50,9% выбора московских автомобилистов пришлись на автомобили с большим дорожным просветом. В Красноярске (50,8%) и Омске (50,4%) так же более половины выбранных местными автолюбителями машин оказались из сегмента SUV. Повышенным спросом пользуются такие автомобили в Санкт-Петербурге (49,2%) и Новосибирске (49%). Примерно на этом же уровне доля рынка сегмента SUV в Нижнем Новгороде (47,8%), Уфе (47,3%) и несколько ниже в Самаре (45,2%).
Несколько ниже общероссийского показателя доля рынка SUV в таких городах как Краснодар (41,2%), Ростов-на-Дону и Воронеж (по 40,5%). И ниже 40% уровень в Волгограде (39,5%) и Челябинске (39,1%).
Изменение доли седанов и кроссоверов
на российском авторынке за 10 лет, %%
Класс автомобилей SUV очень неоднороден по своему составу. Условно его можно разбить на три типа автомобилей. Это, прежде всего, внедорожники. Точнее, их можно назвать вседорожники. Это рамные автомобили, с высоким дорожным просветом, которые могут преодолеть любое бездорожье. Второй класс - универсальные полноприводные автомобили, комфортные на трассе и в городском потоке и в то же время пригодные для перемещения по ухабистым грунтовкам и легкому бездорожью. И третий класс – кроссоверы-паркетники. Они непригодны для бездорожья, даже несмотря на зачастую внушительные размеры, полный привод и более высокий дорожный просвет. Но именно второй и третий классы автомобилей составляют костяк сегмента SUV, причем здесь ценится полный привод.
О чем свидетельствует исследование? Специалисты АА «Автостат» подсчитали, каково соотношение полноприводных и переднеприводных кроссверов и внедорожников по моделям и в целом. Среди проданных в первом полугодии автомобилей SUV только 29% оснащены передним приводом, а 71% - полным. При этом, анализируя ТОП-10 кроссоверов российского авторынка, можно сделать вывод, что его бестселлер Hyundai Сreta приглянулся горожанам: у этой популярной модели лишь 27% покупателей выбрали полный привод, соответственно, 73% выбрали передний. Помимо «Креты» к таким же городским моделям отечественные автолюбители относят Nissan Qashqai (69%), Renault Kaptur (56%). У остальных моделей доля переднеприводных модификаций меньше половины: KIA Sportage (42%), Volksvagen Tiguan (35%), Hyundai Tucson (32%). И самые низкие показатели у Toyota RAV4 (18%) и Renault Duster (11%).