+79139857900

Почему АвтоВАЗу необходима "народная иномарка"

17 мая 2024 в 09:13

Все-таки подтверждена правильность переноса производства флагманской модели Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Напомним, одним из аргументов данной рокировки назывались недостаточные производственные мощности предприятия «Лада Ижевск». В свою очередь, такой проблемы нет на главной площадке АвтоВАЗа, а именно, мощности Линии №1, где теперь выпускается флагман, достаточны для удовлетворения перспективного спроса и увеличения количества версий автомобиля.

А теперь подробности. Как показала статистика АА Автостат, в прошедшем апреле 2024 года на российском рынке было продано 13 276 автомобилей Lada Vesta. Почему мы заостряем внимание на этой цифре? Осенью 2022 года руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов, отвечая на вопрос издания «За рулем» о судьбе модели Vesta отметил:

«Веста» должна сыграть важную роль: мы планируем выпускать до 14 тысяч машин в месяц».

Удивительно, какое точное попадание. И это радует. А впереди, как известно, увеличение выпуска за счет кроссовера и минивэна на платформе Lada B/C (Vesta). То есть Линия №1 будет еще более загружена. Правда, не так скоро – с 2026 года

лада веста седан

На днях также АвтоВАЗ опубликовал бодрый отчет о том, что продажи марки Lada в апреле показали самый выдающийся результат за прошедшие 12 лет.

Казалось бы, 12 лет назад были «тучные годы» еще до введения первых санкций. Российский авторынок находился на самом пике своего развития. Тогда в 2012 году в РФ был достигнут практически 3-миллионный уровень продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. Но тут уместно вспомнить, что собственно сам АвтоВАЗ находился в сложных условиях, теснимый со всех сторон конкурентами.

С тех пор утекло много воды. Все сколько-нибудь значимые конкуренты Lada покинули российский рынок еще в 2022 году и АвтоВАЗ остался в одиночестве. Это породило, в свою очередь, некие надежды топ-менеджмента на высокий рост производства и занятие, как минимум, половины российского рынка.

Если в самом сложном 2022 году был составлен план, согласно которого волжский автогигант должен был произвести 220 тысяч автомобилей Lada, то уже в следующем 2023 году замах был на выпуск полмиллиона автомобилей. Реально же произвели 374 тыс. автомобилей Lada. Лишь в текущем 2024 году снова замахнулись на полмиллиона.

А в целом, потенциал производства АвтоВАЗа на ближайшую перспективу оценивался в 800 тысяч автомобилей в год. По оценке нашего канала, этот уровень пока все же является малодостижимым, даже несмотря на наличие пустующих и законсервированных сборочных мощностей на производственной площадке в Тольятти.

И все-таки отчет о невероятных достижениях отечественной компании заставил нас порыться в архивах. И вот что обнаружилось. (см. таблица). Есть такая организация Ассоциация Европейского бизнеса (АЕБ). Она много лет собирала и собирает аналитику российского авторынка. Вот в ее архивы и стоит заглянуть, чтобы оценить ситуацию.

Даешь больше "народных иномарок"

Но сначала о том, что в России не осталось производства целого класса автомобилей. Причем класса, ключевым игроком которого является АвтоВАЗ. Это и позволило два года назад строить грандиозные планы в 800 тысяч авто ежегодно.

Речь идет о классе «народных иномарок». До кризиса 2022 года они занимали треть российского авторынка, в некоторые годы даже больше. Это всем хорошо известные модели зарубежных автопроизводителей - Hyundai Solaris и KIA Rio, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, Renault Logan и Sandero, Chevrolet Cobalt и Aveo, Peugeot 301 и Citroen Elysee. Таким образом вместе с ними ушла практически двадцатилетняя история российского авторынка и автопрома. Сегодня отчасти вернулся лишь Hyundai Solaris, о чем наш канал рассказывал.

солярис_завод_П

Вот здесь бы засучив рукава, используя возникший рыночный вакуум, отсутствие внятных и раскрученных китайских конкурентов, совершить такой прорыв, о котором мечталось многие годы прошедшего периода новейшей истории российского авторынка. Напомним, что прошедшие годы АвтоВАЗ кое-как занимал 20% домашнего автомобильного рынка.

Но автоиндустрия очень сложная отрасль, пронизанная кооперационными и интеграционными связями между тысячами компаний-производителей. И по мановению взмаха волшебной палочки процесс не запустить – нужна кропотливая и тяжелая работа.

 Что же говорят нам цифры

Во-первых, они показывают удивительную стабильность спроса во внедорожном сегменте. Сегодня автомобили класса SUV марки Lada (модели Niva Travel и Niva Legend) продаются фактически на уровне 10-летней давности. Для того, чтобы этот стабильный результат эти два вездехода показывали и далее, срочно нужна ремоторизация. Но для того, чтобы оторваться от конкурентов все же нужны новые модели Lada в этом сегменте. Пока у АвтоВАЗа нет сил и средств для создания нового поколения внедорожника.

lada_niva_legend22

Во-вторых, вскоре на мощностях предприятия «Лада Ижевск» состоится запуск производства Lada Largus. По информации перенос выпуска этой модели с основной площадки в Тольятти в Ижевск обошелся АвтоВАЗу в 2 млрд руб. План текущего года 30 000 «ларгусов». Машина востребована рынком. До 2022 года выпускалась 50-тысячным тиражом ежегодно. Следовательно, ижевская прибавка будет где-то на этом уровне.

И все-таки нужно ответить на главный вопрос – в условиях, когда российский рынок практически свободен от конкурентов, может ли АвтоВАЗ занять его добрую половину и выпускать под 800 тысяч автомобилей? Ведь такие уникальные условия вряд ли еще когда-нибудь будут предоставлены отечественному автогиганту.

Таблица 1

Продажи автомобилей марки Lada в 2013 и 2024 гг (январь-апрель)

стат_автоваз44

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировые бестселлеры выстроились в ТОП-500, или рейтинг популярности автомобилей

Мировой рейтинг популярности автомобилей-2023, или кто попал в ТОП-500

25 июн 2024 в 10:55

Подробнее >
Photo

Почему белорусский автопром не пойдет по пути АвтоВАЗа

Почему белорусскому автопрому трудно поднимать локализацию

25 июн 2024 в 10:50

Подробнее >
Photo

Компромиссы по-сибирски

Модернизация трамвайного парка в Сибири набирает...

23 июн 2024 в 20:39

Подробнее >