За последние годы мы в России часто наблюдали такую картину, когда автопроизводитель не мог быстро переориентироваться в условиях меняющегося спроса и просто прогорал. Модели, выпускаемые им, становились не ходовыми. В результате упущенная прибыль, накопление убытков и знакомый нам россиянам крайний вариант развития событий – уход из России.
За примерами далеко ходить не надо. У нас на виду пример французской компании Peugeot, которая еще десятилетие назад сделала ставку на седан размерного класса С Peugeot-408, вместе с партнером Citroen, который стал выпускать на заводе в Калуге аналогичный седан С4. Правда, французы сегодня быстро сориентировались и сделали ставку на грузопассажирские модели – Citroen Berlingo/Peugeot Partner/Opel Combo. Это не слишком большой сегмент отечественного рынка, который фактически не занят.
А вот в перспективном и ныне популярном классе автомобилей SUV у французов есть свои модели, но они предназначены для европейского рынка. И если с ними пытаться занять весомую рыночную долю, то надо слишком потрудиться, или вложить серьезные инвестиции, в создание автомобилей с полным приводом, в организацию их локального производства. И тут есть огромный риск. Французы пока на него не готовы.
Но у нас на российском авторынке есть и другой пример. Это чешский автопроизводитель Skoda Auto.
Одному из наших авторов лет 10 назад удалось попасть на собрание дилеров, которое проводилось в одном из федеральных округов. Знаете, какой вопрос тогда витал у дилеров? Нам нечего продавать: моделей Fabia и Octavia недостаточно, чтобы конкурировать на рынке с более сильными марками.
С тех пор модельный ряд Skoda сильно изменился. Во-первых, была локализована специально для России массовая модель Skoda Rapid, по сравнению с европейской Fabia, обладающая рядом серьезных преимуществ в глазах российского автолюбителя.
Но самое главное, что Skoda Auto вовремя «уловила» тренд на развитие линейки кроссоверов – автомобилей класса SUV. Сначала появился кроссовер Yeti. Это был «пробный шар». Затем на российский рынок вышел Skoda Kodiaq, а в прошлом году – Skoda Karoq.
Но самое печальное заключается в том, что в России пока не представлено и в фирменных автосалонах не продается полная линейка кроссоверов чешской марки. У нас нет европейской модели Skoda Kamiq, ставшим самым доступным автомобилем SUV в портфолио марки..Нет и предназначенной для индийского рынка Skoda Kushaq. Как нет и первого кроссоверного электромобиля Skoda модели ENYAQ iV – премьера которого состоялась в сентябре 2020 года.
Как видим, московский офис чешской компании проводит у нас взвешенную политику по выводу моделей.
Тем не менее, сегодня кроссоверная линейка в выпуске чешского автопроизводителя занимает 40%. А совсем недавно с конвейера главного завода ŠKODA AUTO в Млада-Болеславе сошел двухмиллионный кроссовер. Юбилейным стал ŠKODA KAMIQ, который также преодолел отметку в 250 000 произведенных экземпляров.
Вот как представлены два миллиона автомобилей Skoda в классе SUV в цифрах:
YETI |
684 500 |
KODIAQ |
593 600 |
KAROQ |
454 800 |
KAMIQ |
266 000 |
ENYAQ |
1 100 |
составлено по данным Skoda Auto
Skoda Yeti пока самый распространенный кроссовер чешской марки
Забавно, но первенец марки в классе SUV кроссовер Skoda Yeti уже снятый с производства пока является и самым массовым. А на втором месте самый старший кроссовер Kodiaq. Это несколько опровергает ту мысль, что компактные городские кроссоверы более массовый продукт автопроизводителей.
У нас в России пока представлены два кроссовера локальной сборки – модели Kodiaq и Karoq. Их производство ведется на котрактной основе на мощностях Горьковского автозавода.
Пока рыночные результаты у старшей модели Skoda Kodiaq неоспоримы. В прошлом году по данным комитета автопроизводителей АЕБ в РФ модель Kodiaq разошелся в количестве 20 578 экземпляров. Модель уверенно прописалась в ТОП-10 сегмента класса SUV российского авторынка. В свою очередь, младшая модель Karoq разошлась в количестве 15 551 экземпляр. Учитывая, что на рынок были выведены не все модификации этого автомобиля, потенциал этой модели раскрыт не полностью. Есть фактор роста продаж.
И тут в принципе зарождается интрига, а сможет ли младший Karoq стать бестселлером в линейке SUV чешской марки в России и опередить, и занять показать более сильные позиции на российском рынке. Пока по итогам первых трех месяцев ему это не удалось, разрыв не удалось преодолеть.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен