+79139857900

Почему французский автопроизводитель стал крупнейшим инвестором на востоке

5 октября 2024 в 08:35

Как известно, в мировом автопроме тема интеграции, а также создания союзов и альянсов давно является рабочей и актуальной. Но сегодня для российского автопрома это больше не актуально, как ранее этот вопрос стал не актуальным для иранского автопрома. Тем не менее, и наш автопром, и иранская автоиндустрия все же вкусила плоды глобализации.

Но наш материал мы посвятили несколько иному вопросу. Тем более нашелся подходящий повод. На текущий 2024 год пришлись две юбилейные даты и события, которые даже не косвенным, а скорее, прямым образом, имеют отношение к отечественному автопрому и российскому рынку.

skoda_volkswagen

Объяснимся, углубив свой взгляд в недавнюю историю. Как известно, более трети века назад пала берлинская стена, этакий символ послевоенного разделения Европы. Для западно-европейских компаний, в том числе автомобильных, открылся весьма большой и емкий рынок. Каждая из них, конечно, заявилась на какой-то кусок от него. Первое состязание было устроено чешским правительством, которое выставило на продажу 30% пакет акций автомобилестроительной компании Skoda Auto. Как известно, в этой схватке победу одержал немецкий Volkswagen. Но в ней участвовал и второй игрок. Это был французский Renault.

90-ые годы прошлого века характеризовались вектором экспансии западно-европейских компаний на восток. И, наверное, заключительным аккордом этого процесса стало приобретение французским Renault румынского автостроителя Dacia. Произошло это ровно четверть века назад в 1999 году. Это первый юбилей, который отмечается в эти дни. В те годы румынский автопроизводитель находился в не самом лучшем финансовом состоянии. Это был локальный производитель, ориентированный только на местный рынок со своим морально устаревшим модельным рядом. И покупка 51% акций стала первой поддержкой гранда европейского автопрома, затем пакет увеличили до 99,3%. В короткие сроки был выведен новый автомобиль Dacia Solenza. В течение пяти лет был модернизирован автозавод, инвестиции составили более 500 млн евро. И тут мы уже подходим ко второму событию и юбилею.     

А вот второй юбилей уже более тесно связан с российским авторынком. Правда, отмечали его в середине лета, но сегодня автопроизводитель отметил его выпуском специальной серии ХХ. Прошло два десятилетия с того момента, как на свет появился первый автомобиль Dacia Logan, сыгравший колоссальную роль в истории как румынской, так и французской автоиндустрии. Да и российской тоже.

Официально представленный в июле мировой автомобильной аудитории (презентация происходила во Франции в присутствии приглашенных журналистов автомобильных изданий) первый автомобиль доехал до первого покупателя в конце сентября. То есть 20 лет назад.

Logan_dacia

Сегодня уже нетрудно представить, как в дальнейшем развивалась марка и модельный ряд. Только Logan прошел путь от «гадкого утенка» до вполне приличного седана в третьем поколении. Второе поколение появилось в 2012 году, третье – в 2020 г. Модельный ряд Dacia уже через несколько лет развивался в направлении диверсификации. Вслед седаном появился хэтчбек Sandero, ставшим лидером европейского авторынка в прошедшем августе. Также Logan стал прародителем кроссовера Duster, универсала Jogger и других грузопассажирских версий румынского бренда. А собственно автомобили марки Dacia стали производиться не только в Румынии, но и в Марокко.

Logan_III

Всего за эти годы продано 1 280 тыс. экземпляров седанов Logan, а за пределами Румынии 695 тыс. автомобилей. А если добавить различные вариации автомобиля MCV (универсал), пикап, фургон, то цифра взлетит за 2 миллиона. Примечательно, но сегодня главный рынок сбыта автомобиля Dacia Logan - это Румыния. Это подтверждают национальные сайты Dacia, где эту модель можно обнаружить только в ряде восточно-европейских стран, типа Сербии. А вот в соседних Хорватии или Словении, например, его не оказалось. 

Logan_specvercion

Статистика по России считается отдельно, с 2005 по 2023 год автомобилей этой модели разных поколений, которая на нашем рынке называется Renault Logan, продано 808 тысяч седанов. Первоначально с 2005 года эта модель выпускалась на московском заводе Автофрамос (сегодня МАЗ Москвич). Но к 2012 году, на АвтоВАЗе была смонтирована новая конвейерная линия на месте старой первой нитки главного конвейера волжского автозавода. И 12 лет назад на ней начался выпуск второго поколения автомобиля Logan. В строительство и оснащение этой линии альянса вложено было более 400 млн евро. Эту сумму в альянсе поделили пропорционально планируемым объемам выпуска моделей под разными марками: половину внес Renault, четверть - Nissan и четверть - АвтоВАЗ. Здесь помимо Logan и Sandero выпускали Nissan Almera и Lada Largus и XRay.

Logan_автофрамос

Но это уже промежуточные итоги, а в заголовке ведется речь о том, как подкатывали к АвтоВАЗу. Все очень просто, ведь восточный вектор Renault после поглощения румынской Dacia не изменился. В восточно-европейских активах французского Renault есть и завод Revoz в Словении, и предприятие Renault-Oyak в Турции

Но самый ценный зарубежный актив французского автопроизводителя все же некоторое время  (2008-2022 гг) находился в России. И это был не только столичный завод Автофрамос (Рено Россия), а в большей степени АвтоВАЗ.

И в соперничестве за привлекательный российский актив схлестнулись старые соперники. В этой связи даже вспоминается давнишняя более чем полувековой давности история создания волжского автогиганта. Борьба шла между французским Renault и итальянским FIAT. Наш канал в начале прошлого года рассказывал об этом, материал по ссылке. 

Logan_II

Но обо всем по порядку.  АвтоВАЗ объявил о поиске стратегического партнера в феврале 2006 года. Первым откликнулись французы. 30 мая на АвтоВАЗ прибыла делегация во главе с вице-президентом Renault Патриком Пилатом. Они осмотрели завод, ознакомились с документами. Далее начались переговоры, предметом которых стала продажа платформы Logan (B0) АвтоВАЗу в обмен на 20% пакет его акций. Тогда российский автогигант контролировал «Рособоронэкспорт», руководители которого взвесив «за» и «против» отклонили предложение французской стороны. В ответ французы объявили, что они удваивают мощности московского завода «Автофрамос». А АвтоВАЗ, в свою очередь, заявил о сотрудническтве с канадской Magna.

Но осенью 2007 года объявляется еще один претендент на актив из Тольятти. Это был итальянский FIAT. Но видимо итальянские условия не удовлетворили представителей «Рособоронэкспорта» и 7 декабря 2007 года представители российской компании заявили о выборе стратегического партнера, коим стал французский автопроизводитель Renault. Уже на следующий день в Тольятти был подписан меморандум о взаимопонимании между сторонами. А после согласования всех документов 29 февраля 2008 года был подписан договор о покупке 25% акций плюс одна акция АвтоВАЗа за $1 млрд. А дальнейшее нам хорошо известно. 

альянс_АвтоВАЗ_Гон

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

И никакого китайского мотора не надо, АвтоВАЗ сам сделает мощный движок

Зачем АвтоВАЗу понадобилось форсировать бензиновый двигатель Evo 1.8 

20 окт 2024 в 11:25

Подробнее >
Photo

Отечественные дизельные двигатели становятся независимыми от импорта

Как КАМАЗ импортозаместил все системы своего дизеля

19 окт 2024 в 10:48

Подробнее >
Photo

Из пяти останется четыре, или как будут развивать архитектуру на АвтоВАЗе

Каковы перспективы автомобильных платформ АвтоВАЗа: кто уйдет

18 окт 2024 в 09:05

Подробнее >