+79139857900

Почему итальянский автомобиль FIAT-124 стал прародителем двух автоиндустрий

2 февраля 2024 в 08:32

Удивительно, но емкость авторынка России и Турции по итогам прошлого года сравнялись. Хотя, как известно, у турок высокая инфляция и экономические трудности, высокие по-европейски цены на новые автомобили. В РФ тоже не все гладко, но факты упрямая вещь. В прошлом году по данным комитета автопроизводителей АЕБ в РФ было продано 1 млн 127 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей.

В свою очередь в Турции, как сообщила национальная Ассоциация автомобильных дистрибьюторов ODMD, по итогу 2023 года было продано 1 млн 232 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, рост +57,4%, в сравнении с 2022-м.

То есть российский авторынок уже второй год подряд обосновался в группе таких «великих автомобильных держав» как Турция, Иран, Таиланд, Индонезия, Малайзия и др. Но это тема отдельного разговора. Заметим, что в группе этих стран нам предстоит пробыть еще несколько лет. Прогнозы на текущий и следующий за ним год осторожны. Например, в Российской ассоциации автодилеров полагают, что в текущем году продажи новых автомобилей составят 1,1-1,3 млн единиц.

Но сегодня речь пойдет о несколько ином. Мы не зря сравнили авторынки РФ и Турции. Потому что в основе современной автоиндустрии двух стран стоял итальянский концерн FIAT. Но несмотря на общий корень развитие изначально пошло несколько разными путями. Поясним.

FIAT_Tofas_124

Сегодня Турция одно из незакрытых для российских туристов направлений. Немногие из отдыхающих на морских курортах нашего южного соседа с удивлением обнаруживают, что на улицах и дорогах этой страны встречаются автомобили, очень похожие на отечественную «копейку». Это, естественно, не наш ВАЗ-2101, и даже не FIAT-124, а турецкий автомобиль Tofas.

Примерно год назад наш канал рассказывал, как был заключен контракт между советским министерством автомобильной промышленности и итальянским автопроизводителем FIAT. Эта сделка стала «контрактом века». Итальянский автопроизводитель помог построить гигантский завод в Тольятти производственной мощностью 660 тысяч автомобилей в год.

ВАЗ_первый авто

В тоже самое время итальянцы продали лицензии автомобиля FIAT-124 не только СССР, но и испанскому SEAT, южнокорейскому KIA, в Индии этот автомобиль выпускался как Premier 118NE, также методом отверточной сборки эту модель выпускали в Болгарии, Польше, Югославии.

Как же этот автомобиль оказался в Турции? В 1968 году, когда в СССР вовсю шло сооружение волжского автогиганта, был подписан по меркам весьма скромный контракт с турецким партнером. Правда, если первые «Жигули» сошли с конвейера в 1970 году, то первые турецкие Tofas Murat 124 годом позже. Но обратите внимание. Мощности завода Tofas были по сравнению с советским автогигантом практически мизерными – всего на 20 тысяч автомобилей в год, разница была 33-кратной!

В СССР итальянцы вели дела с государством. А в середине 60-ых годов обнаружилась такая проблема. Доходы населения выросли, а вот предложения товаров было ограниченным. Потому возведение гигантского автозавода решало задачу как изъятия денег у населения, так и насыщение рынка, если таковым его можно было назвать в СССР.

А в капиталистической Турции экономика базировалась на частной собственности. Местный олигарх Вехби Коч стал партнером FIAT. Поэтому турецкая компания Koc Holding и создавала небольшие производственные мощности.

И еще один момент. Итальянский FIAT-124 адаптировали под советские условия эксплуатации. Итальянская модель проделала большой путь доработок и улучшений. При внешнем сходстве ВАЗ-2101 получили множество грамотных и продуманных изменений, позволивших тольяттинским машинам в течение нескольких десятилетий стоять на конвейере и быть мечтой советских граждан.

В свою очередь турецкий автомобиль Tofas Murat 124 был практически точной копией своего итальянского прародителя FIAT-124. Для того, чтобы внести качественные изменения в оригинал, требовались колоссальные затраты. То, что мог себе позволить СССР и его институт НАМИ, туркам было не по силам. Вот таким путем «импортозамещения» шли две страны.

Добавим, еще пару моментов. Эти две страны возвели шлагбаум в виде запретительных пошлин. Напомним, что в СССР была монополия министерства внешней торговли, потому барьеры для иномарок были фактически непреодолимыми. Наш канал рассказывал о том, как относились к иномаркам наши граждане.

FIAT_Tofas124_11

 

И еще один момент. СССР во главу угла ставил, как сейчас сказали бы технологический и производственный суверенитет. За несколько лет ВАЗ-2101 «Жигули», были полностью локализованы. Вокруг Тольятти был создан автокластер поставщиков на конвейер Волжского автогиганта. Заводы были построены не только в Куйбышевской, но и в Ульяновской, Саратовской областях, на территории автономных республик Татарии и Башкирии. И не только. Небольшое количество деталей и компонентов поставлялись на конвейер из социалистических государств.

В свою очередь, Турция выполняла первый пятилетний план (1963-1967 гг), индустриальная база тут только создавалась. Первоначально турецкими в автомобиле Tofas Murat-124 были сталь, и некоторые простые компоненты. Локализация автомобиля была 20%. Но в течение двух десятилетий начала бурно развиваться автокомпонентная отрасль и уже к 80-ым автомобили Tofas на 75% состояли из деталей и узлов своей компонентной базы.

Процесс локализации шел эволюционно и благодаря запущенному в те годы механизму сегодня в Турции работают более 480 поставщиков первого уровня (то есть на конвейер). Многие из них теперь известны и в нашей стране.

Но вернемся к 124-й модели. Как и «Жигули» у нас, так и в небогатой Турции, этот автомобиль был мечтой многих и символом благополучия. Но если в СССР до конца его дней вазовская классика была в дефиците, а по-иному и не могло быть в социалистической дефицитной экономике. Напротив, турецких Tofas-FIAT-124 собрали всего 135 тысяч единиц. А в нашей стране пик выпуска модели ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 штук. Всего же всех модификаций заднеприводной вазовской классики (семейство ВАЗ-2101/2107) было произведено порядка 4 млн 846 тыс. автомобилей.

 

FIAT_dogan

Наверняка, то что «сто двадцать четвертая» была растиражирована в небольших объемах имеет свое положительное значение. Он не задержался на конвейере на десятилетия. Больший вклад в развитии автопрома Турции внес другой итальянский автомобиль FIAT-131. Турецкий автопроизводитель Tofas начал его выпускать в 1977 году также практически в аутентичном виде. Выпуск завершили в 2001 году. Местное название «сто тридцать первого» Sahin («сокол»), а его модернизированной версии - Dogan. За этот период было произведено 1 млн 236 тысяч седанов и универсалов на основе FIAT-131.

FIAT_Tofas_131_44

 

С итальянским FIAT все отношения АвтоВАЗа прекратились давно. Переднеприводное семейство ВАЗ-2108/2109 создавалось и конструировалось уже с участием западногерманских специалистов. А в нулевые годы у российского олигарха Вадима Швецова возникла идея построить новый автозавод в РФ производственной мощностью 500 000 автомобилей FIAT в год.

 

FIAT_Tipo  

В тоже самое время вместе с FIAT в Турцию зашел и французский автопроизводитель Renault. Эти две европейские автомобильные компании и сделали страну крупнейшим автопроизводителем в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Турция важнейший партнер и рынок сбыта как итальянского FIAT, так и французского Renault.

Производственные мощности завода Tofas выросли за это время до 400 000 автомобилей в год. Не отстает и совместное предприятие Oyak-Renault чьи мощности рассчитаны на выпуск 390 000 авто в год.

FIAT_Tofas_plant

 

И в заключении, вот как выглядит ТОП-3 турецкого авторынка в прошлом 2023 году. Мы уже упоминали, что по емкости турецкий рынок даже немного обошел российский. В тройку лидеров рынка Турции входят FIAT (193,6 тыс. авто), Renault (135,6 тыс. авто) и Ford (88,7 тыс.), которые локализовали свое производство и используют Турцию как плацдарм для экспорта на рынки стран Старого света и Ближнего Востока.

FIAT_cross_SW

А в тройке модельных лидеров турецкого рынка - FIAT Egea Sedan (80,7 тыс.), Renault Clio (58,6 тыс.) и FIAT Egea Cross (41 тыс.).

Renault Clio

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >