+79139857900

Почему Lada никогда не догонит чешскую Škoda. Четыре причины

12 апреля 2021 в 13:53

Автомобильный мир Европы в эти дни отмечает 30-ую годовщину подписания договора о слиянии между Volkswagen Group и чешского автопроизводителя Škoda (16 апреля 1991 г). С тех пор чешский бренд превратился из лидера в небольшом европейском государстве в крупного международного игрока, автомобили которого продаются в более чем 100 странах мира.

Отечественный автогигант АвтоВАЗ в конце концов также пошел по пути чешской компании. Наш канал вспомнил с чего все начиналось и постарался ответить на вопрос сможет ли отечественный бренд Lada стать таким же символом успеха в автостроении как Škoda.

Skoda_vokswagen group_16_04_1991

30 лет назад Skoda стала четвертым брендом в семействе Volkswagen Group

 Пример, показанный чешским автопроизводителем, стал, несомненно, прекрасным примером для предприятий автопрома бывшего социалистического лагеря и постсоветского пространства. Магистральный путь для небольших по мировым меркам маркам автомобилей – это интеграция в мировой автопром, поиск партнера и дальнейшее развитие бренда. Правда, движение по этому пути сопряжено с многими трудностями, и в конце концов не у всех он заканчивается так счастливо как у  Škoda. Достаточно вспомнить, с какими трудностями столкнулись Запорожский автозавод, варшавский FSO и румынского Oltcit, понадеявшихся на партнерство с корейской Daewoo Motors, который впоследствии обанкротился, оставив их один на один.

 В плане новейшей истории Skoda все началось с бархатной революции в Чехословакии в 1989 году, приведшей к падению коммунистического режима. Уже в июне 1990 года был официально инициирован поиск стратегического партнера для Škoda. Заявки были поданы от 24 претендентов. Вскоре часть их них отсеяли, осталось 8 и четыре известных автомобильных производителя выдвигают своих предложения. В итоге на 30% пакет акций Škoda претендуют два кандидата: альянс Renault/Volvo и концерн Volkswagen Group – крупнейшие автопроизводители Европы. Немецкая компания заявляет об уважении желаний чешской стороны сохранить традиционный бренд ŠKODA, продолжить его развитие в Чешской республике и сохранить выпуск моделей Favorit и Forman. Также Volkswagen предлагает обширный инвестиционный план. И вот 30 лет назад 16 апреля 1991 соглашение вступает в силу. Сумма сделки составила 620 млн немецких марок и Škoda  становится четвертым брендом концерна наряду с VW, Audi и SEAT. А в 2000 году Volkswagen становится единоличным владельцем Škoda Auto.

модели skoda auto

 Второй претендент на активы Škoda французский Renault не унывал, и сначала присмотрелся к словенскому (бывш.Югославия) заводу Revoz в городке Нове-Място, а затем в 1999 году ему улыбнулась удача и во время объявленной приватизации последнего крупного автозавода в Восточной Европе в румынском городе Питешти получил во владение серьезный актив – румынский бренд Dacia. Но и это не все: в 2008 году начался процесс перехода отечественного АвтоВАЗа под контроль французского автопроизводителя. А в 2017 году марка Lada стала одним из брендов Renault Groupe.

skoda-auto_2020

И все же. Почему Lada не догонит чешскую Škoda? 

После того как 14 января 2021 года была презентована стратегическая программа Renaulution у нас появилась возможность сравнить развитие двух брендов, двух автопроизводителей, оказавшихся под патронажем и во владении двумя мировыми автогигантами.

 Между российской Lada и чешской Škoda  есть много общего, но есть и серьезные отличия в тех путях, которыми идут они. И сейчас мы остановимся на различиях.

Во-первых, чешская компания уже несколько лет ( с 2014 года) является автопроизводителем-миллионником, то есть иными словами производит более миллиона автомобилей марки Škoda. В свою очередь, стратегией Renaulution была создана бизнес-единица «Dacia-Lada». Вместе они должны через пять лет выпускать более 1,1 млн автомобилей.

То есть два интегрированных игрока во франко-японском альянсе планируется выпускать автомобилей столько, сколько сегодня производит одна Škoda. Напомним, в прошлом тяжелом 2020 году Škoda Auto передала своим клиентам 1 004 800 новых автомобилей (см.инфографику).        

 Второе отличие, которое сразу видно невооруженным взглядом. Перед отечественной маркой Lada в стратегии Renaulution поставлена задача начать строить автомобили на очень экономичной и гибкой модульной платформе CMF-B, с помощью которой бренд может оптимизировать качество и использовать новейшие доступные технологии в своих моделях. А количество моделей в связке Dacia-Lada должно быть сокращено с 18 до 11. Как известно, сегодня у Skoda такое же число моделей, из которых пять относится к классу SUV.

 lada-dacia2

Третий отличительный момент заключается в том, что автомобили марки   выпускаются не только в Чехии, но и на заводах в России, Китае, Словакии и Индии – в основном на мощностях концерна Volkswagen Group, – а также производит автомобили в Украине в сотрудничестве с локальным партнером. Производственные мощности отечественного АвтоВАЗа, в свою очередь, сосредоточены в РФ, а отверточное производство за пределами России отличается совсем небольшими объемами.

 Отсюда и четвертое отличие. Если роль и место чешского автопроизводителя  Škoda Auto позиционируется в Volkswagen Group как игрок мирового уровня. Сегодня автомобили чешской марки продаются в чем в 100 странах мира. Вдобавок, Škoda Auto ответственна за всю деятельность концерна Volkswagen Group в Индии в рамках проекта INDIA 2.0, а с 1 января 2021 года – еще на рынках России, СНГ и Северной Африки. В свою очередь в стратегии Renaulution прямо говорится о лидерстве Lada в РФ и на постсоветском пространстве.  

SKODA AUTO_SUV_22  

И что же в итоге? А в итоге можно сказать, что мировой авторынок поделен между сильнейшими автомобильными концернами мира, и перешедшим под контроль мировых автогигантов локальных автопроизводителей вроде Škoda, Dacia, Lada уготована определенная роль. Таким везунчикам, как Škoda Auto роль глобального игрока в рамках VW, а вот нашей Lada определена более локальная роль. Впрочем, в презентации Renaulution есть тонкий намек на то, что новый внедорожник Lada Niva может быть выведен не только на уровень локальных рынков стран СНГ, но и других экспортных рынков, что вселяет некоторую надежду. Но опять же у чешской компании модельный ряд кроссоверов включает сразу пять моделей (Kushaq, Kamiq, Karoq, Kodiaq и электро Enyaq_iV)   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >