Мимо нашего внимания не ускользнули ряд заявлений высокопоставленных топ-менеджеров российского автогиганта, касающихся развития сотрудничества с соседними странами Центральной Азии. Так, начальник по взаимодействию с федеральными органами власти АвтоВАЗа Александр Виноградов сообщил:
«Сотрудничество есть, общаемся. Трудности возникают, каким-то образом решаем. Китай, в отличие от Казахстана и Узбекистана, как-то более прагматичен».
То есть намек прозрачен. Наши южные соседи не хотят глубоко взаимодействовать с подсанкционным АвтоВАЗом. Потому что такое сотрудничество может их подвезти под вторичные санкции.
Тему продолжает и руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов:
«Наши экспортные партнеры меняются. Раньше мы делали ставку на Казахстан и Узбекистан, которых мы сейчас не снимаем со счетов. Но, к сожалению, из песни слов не выкинешь – наши партнеры пока неохотно идут на восстановление наших совместных проектов, которые были и в Казахстане, и в Узбекистане».
Напомним, во время визита весной текущего года на самом высоком уровне с узбекской стороной обсуждался проект сборки Lada, речь шла также о желании сотрудничества с предприятиями отрасли, в том числе автокомпонентов.
В принципе защитить свой и рынок и производственный потенциал – это нормальное явление для властей страны. Но теперь вместо российского партнера узбекским и казахстанским властям интереснее развивать отношения с другими игроками мирового рынка.
Сегодня у многих до сих пор имеется представление о том, что марка Chevrolet в Узбекистане монополист. Но как говорил древний мудрец Гераклит - "все течет все изменяется". Если в 2022 году доля «золотого креста» составляла 90% на узбекском автомобильном рынке, то уже по итогам 2023 года снизилась до 81,9%. Действительно, если побывать в Ташкенте или Бухаре можно увидеть такую картину на дороге – «море» Chevrolet с редкими вкраплениями автомобилей других марок.
Не секрет, что на постсоветском пространстве сначала южно-корейский Daewoo, а затем и американский GM создали весьма мощную производственную базу в Узбекистане. Первоначально это предприятие принадлежало южно-корейской Daewoo и называлось UzDaewoo Auto. Оно было основано в 1993 году и первые автомобили выпустило в 1996-м. Это были хорошо известные на российском рынке модели Nexia, Tico, Matiz. Но в начале 2000-х годов автомобильное подразделение корейского чеболя (компании) перешло под контроль GM. Поэтому произошел ребрендинг и выпускаемые в южной республике автомобили получили «золотой крест» на радиаторную решетку.
Но самое интересное другое. Предприятие GM-Uzbekistan, которое в июне 2019 года стало UzAuto Motors, хотя и стало национальным узбекским, все равно технологически и технически связано с General Motors, и не намерено от этих связей отказываться. Здесь по-прежнему выпускают автомобили Chevrolet.
Для GM осталась возможность выхода на другие соседние рынки через партнера, который ориентируется в специфике этих рынков, в том числе ментальной. Напомним, что сегодня UzAuto Motors под брендом Chevrolet присутствует в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, Армении и Грузии. Недавно марка вышла на монгольский рынок. Также была освоена сборка автомобилей Chevrolet в Казахстане и Азербайджане.
Сегодня узбекское правительство принимает ряд мер по диверсификации узбекского рынка, в частности, будут несколько смягчены правила импорта, в страну привлечены новые автопроизводители. Так, в конце июня в Джизакской области состоялся торжественный пуск завода совместного предприятия BYD Uzbekistan Factory с участием президента страны Шавката Мирзиеева. У предприятия очень амбициозный инвестиционный план.
На первом этапе проект стоимостью $160 млн рассчитан на выпуск 50 тыс.электрокаров в год. В рамках второго этапа с объемом инвестиций в $300 млн производство увеличится до 200 тысяч электромобилей в год (в период 2027—2028 годах). А на третьем этапе будет вложено еще порядка $500 млн, а мощности возрастут до 500 тысяч электромобилей (после 2030 года).
Напомним, что это первый зарубежный завод китайского автогиганта за пределами КНР. Наш канал также рассказывал о подписании соглашения с турецким правительством по созданию производственных мощностей в Турции в Измире.
Также в прошедшем июле в Узбекистане на заводе Asaka Motors International началась крупноузловая сборка автомобилей Hyundai. Сегодня на предприятии собирают седаны Elantra и Sonata, кроссоверы Tucson и Palisade, а также минивэны Staria. В дальнейших планах предприятия локализация и переход на сварку и окраску кузовов.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz