Триумфальная история развития марки Chevrolet в России, затем, неожиданный уход, и возвращение под малоизвестным брендом, с печальными результатами, должно стать показательным примером для автомобильных компаний. Так нельзя поступать с Россией и ее автолюбителями. Ведь не секрет, что автопроизводители часто смотрят на Россию как на страну третьего мира.
Уже прошел год, как марка Chevrolet (бюджетные автомобили) вернулась в Россию. Казалось бы, россияне так долго ждавшие этого возвращения должны были броситься в автосалоны и раскупить так хорошо зарекомендовавшие себя «кобальты», «авео» и «спарки». Но этого не произошло. Это как в человеческих отношениях, бросивший муж возвращается, а в семье никакой радости нет.
А ведь все могло быть иначе. Если отлистать назад несколько страниц истории российского авторныка, этак лет на 12-15 лет, то можно обнаружить, что американская марка Chevrolet была второй по величине после Lada. Не откроем большого секрета, если расскажем, что в тучном 2007 году, на один проданный автомобиль с крестом на радиаторе было продано условно две отечественные Lada. Это был этакий медовый месяц россиян в отношениях с Chevrolet, которые разошлись тиражом в более чем 190 тыс. штук. Всем нынешним лидерам в РФ, корейским маркам было далеко до таких результатов.
Напомним, что самым продаваемым в тот тучный год был Chevrolet Lanos (57,8 тыс. шт.), далее, Chevy Niva (47,7 тыс. шт.), а замыкал тройку самых популярных Chevrolet Lacetti (40,6 тыс. шт.). В том году вышел на рынок Chevrolet Aveo (26 тыс.шт.).
Россия для американской марки стала крупнейшим европейским рынком и американцы рассматривали нашу страну как важнейший зарубежный плацдарм на евразийском пространстве. Посмотрите, как вырос модельный ряд, продававших автомобилей в 2013 году. Главным по Chevrolet стал Cruse - автомобиль размерного класса С, в своем классе он уступал только Ford Focus.
Chevrolet Cruze
Chevy Niva в классе внедорожников уступала только Renault Duster. А вот автомобилям класса В повезло меньше – Chevrolet Aveo занимала в классе только 10 место. Ну а Cobalt не суждено было пробиться в лидеры сегмента народных седанов. А затем и вовсе их продажи были свернуты.
Табл. 1 Модельный ряд Chevrolet в России перед уходом марки в 2013 году
Модель |
2013 г., ед. |
Cruze |
54 367 |
Niva |
53 344 |
Aveo |
23 867 |
Cobalt |
18 519 |
Orlando |
7 297 |
Captiva |
6 164 |
Lacetti |
5 314 |
Spark |
2 901 |
Tahoe |
1 574 |
TrailBlazer |
795 |
Malibu |
358 |
Camaro |
124 |
Epica |
25 |
Рассчитано по данным АЕБ
Как известно, в 2015 году история Chevrolet в Российской Федерации оборвалась. Как гром среди ясного неба прозвучала известие о том, что американская марка покидает российский рынок. Правда, она оставила выпуск Chevrolet Niva на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ и продажи больших брутальных американских автомобилей с золотым крестом на радиаторе. А в конце 2019 года и вовсе распрощалась с совместным предприятием GM-АвтоВАЗ, продав этот актив отечественному автопроизводителю.
Узбекский партнер GM предприятие «Уз-Авто» пыталось зайти на российский рынок с автомобилями Chevrolet, замаскировав их под именем малоизвестной корейской марки Ravon. Но этот заход был неудачным.
И вот год назад мы стали свидетелями еще одного захода в Россию автомобилей Chevrolet массового сегмента. 15 июня 2020 года начались их продажи.
Но вот что получилось. Всего за этот период времени их было реализовано всего ничего - 2 840 единиц. Об этом сообщила пресс-служба компании «Келес Рус» (официальный дистрибьютор автомобилей Chevrolet массового сегмента в РФ). Сравните с тем количеством, которое было продано в 2007 или в 2013 годах. Мизер.
Почему новый заход автомобилей Chevrolet не стал сенсацией, не стал явлением, не стал триумфом? Почему у россиян, оказалось, настороженное отношение к своим старым знакомцам?
Напомним, что «Келес Рус» вывело на наш рынок три модели – седаны В-класса Chevrolet Cobalt и Nexia, а также хэтчбек А-класса Spark. Бестселлером среди них оказался Cobalt, на долю которого за год пришлось 1788 проданных машин. Но это количество не идет ни в какое сравнение с 2013 годом, когда их было продано в 10 раз больше (см. табл.).
Chevrolet Nexia разошлось 837 экземпляров. А 215 автомобилей на счету компактного городского хэтчбека Chevrolet Spark. Седаны Chevrolet везут к нам из Казахстана, где их собирают на предприятии «СарыаркаАвтоПром» (г. Костанай). Хэтчбек производят в Узбекистане, на заводе UzAuto Motors (г. Асака).
Может причина в дилерской сети? Но сегодня дилерская сеть «Келес Рус» насчитывала 45 фирменных автосалонов, которые работают в 37 крупнейших городах 7 из 8 федеральных округов РФ. При этом на разных этапах авторизации находятся еще несколько десятков новых партнеров. Как отмечает исполнительный директор «Келес Рус» Вадим Артамонов, до конца 2021 года сеть компании будет включать в себя как минимум 60 автосалонов по всей стране. Топ-менеджер также заявляет, что их ориентир - занять 2% российского авторынка». Мы взяли калькулятор и посчитали – это примерно 30 000 автомобилей. Не амбициозно как-то.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен