+79139857900

Почему не удалось спасти легендарный «ЗИЛ»?

2 ноября 2021 в 16:43

Развал Советского Союза привел к краху многих автопромышленных гигантов, развалу целых отраслей экономики. Некоторые предприятия, после длительной стагнации нашли в себе силы (зачастую с помощью властей) на восстановление, другие же полностью пришло в упадок и прекратили свое существование. Одним из таких «неудачников» стал мощнейший советский завод ЗИЛ, который не просто почти 100 лет держался на плаву, но и выпускал сотни и тысячи своих знаменитых автомобилей. Смело можно сказать, что грузовики ЗИЛ – это настоящее олицетворение всех успехов послевоенного восстановления экономики в стране, реализации многочисленных грандиозных проектов Страны Советов. А ведь плодами труда людей и техники того времени и сейчас пользуются миллионы наших соотечественников. Автомобили ЗИЛ-130, а чуть позже – ЗИЛ-131, можно было увидеть не только в боевом строю Советской Армии, но и на всех многочисленных стройках, от БАМа и Днепрогэса, до целины и Каракумского канала!

Основано автомобильное предприятие, которое позже получило название «Завод имени Ленина» (сокр. ЗИЛ), было в 2016 году. Прямо накануне революции. В создании завода принимала активное участие коммерческое объединение – Торговый дом (ТД) «Кузнецов, Рубяшинские и Ко». С самого начала предприятие специализировалось исключительно на ремонте техники. Однако после революции и последовавшей за ней коллективизации, было принято решение провести глубокую модернизацию предприятия и перепрофилировать его на выпуск автомобилей. Так началась полноценная сборка машин.

Именно на заводе ЗИЛ впервые в Советском Союзе, еще в 1931 году был запущен первый сборочный конвейер. Одновременно было начато производство грузовых автомобилей. Именно в такой технике нуждалось молодое, активно развивающееся по всем направлениям государство. Примечательно, что в выпускаемой предприятием автомобильной продукции были представлены не только среднетоннажные грузовики, но и легковые автомобили. Правда круг пользователей такой техникой был сильно ограничен. В основном выпускались правительственные лимузины и кабриолеты, принимавшие участие в парадах.

Изначально предприятие выпускало технику под маркой ЗИС, а само предприятие носило гордое название «Завод имени Сталина», НО через некоторое время завод переименовали, присвоим ему имя первого директора И. Лихачева.  После этого всю продукцию было решено переименовать в ЗИЛ. Практически на всех этапах развития предприятия основной выпускаемой техникой были грузовики средней тоннажности. Изначально сборка велась из импортных деталей, которые закупали за валюту. Это сильно снижало темпы выпуска машин и сказывалось на себестоимости. Но параллельно велась работа по развитию собственных комплектующих, территория завода расширялась, появлялись новые цеха.

ЗИЛ_3

За относительно короткий промежуток времени ЗИЛ «развернулся» до огромных для Союза масштабов. При этом в Москве находилось только головное предприятие, а филиалы стали появляться во многих крупных городах страны – экономических центрах. Общая численность работников здесь превышала 100 тысяч человек! Вскоре на конвейер поставили целый ряд различных транспортных средств:

- правительственные седаны;

- автобусы;

- спецтехнику;

- вездеходы;

- военные автомобили.

Предприятие процветало, развивалось «по всем фронтам» и заслуженно получило статус главного производителя советских машин.

Первый тревожный звонок прозвучал ближе к 90-м годам, когда предприятие долго не могло выпустить новую машину, способную заменить морально устаревший и отсталый в техническом плане ЗИЛ-130. Правда велась еще работа над новым концептом – ЗИЛ-170. Предполагалось, что именно эта модель выведет предприятие на новый уровень развития. НО в 1986 году все права на грузовик были переданы заводу в Набережных Челнах. В результате, ЗИЛ остался без новой модели, а в модельном ряду остались только старенькие ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169.

 

Была предпринята еще одна попытка «удержаться на плаву» - выпущен в целом неплохой ЗИЛ 4331. Но в этот момент происходит распад страны и вместе с ним резкое падение объемов выпускаемой продукции. Критическим для предприятия стал 2014 год, когда было выпущено всего 97 автомобилей (против 200 000 в лучшие времена). Прошло еще 2 года и ЗИЛ полностью прекратил свое существование. Здания были снесены, на их месте построены многочисленные жилые комплексы.

 ЗИЛ_2

ЗИЛ – одно из крупнейших автопредприятий времен Советского Союза. Здесь выпускали лучшие грузовики своего времени, другую, востребованную в армии и народном хозяйстве технику. Но с развалом страны завод прекратил свое существование!

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >