Глядя сегодня на поток грузовых автомобилей, движущихся по дорогам как внутри российских городов, так и загородных трассах, заметно, что появилось большое число новых автомобилей с неизвестными логотипами. И таких машин с каждым месяцем становилось в течение прошлого года все больше и больше. Это грузовики китайских марок. Такое ощущение, что на рынок нахлынула вторая волна, наподобие той, которая наблюдалась в первом десятилетии, или как их называют в 00-ые годы. Но тогда она после наката быстро откатилась назад.
Что же произошло в уникальном для российского автомобильного рынка 2022 году. Все хорошо помнят, что «большая европейская семерка» устроила демарш и все ее бренды ушли из Российской Федерации. Действующие производственные мощности заморожены, либо нашли новых владельцев. Тоже самое проделали и японские автопроизводители. Были заморожены проекты, в частности Hino Motors в Подмосковье, прекращены поставки новых грузовиков и легкого коммерческого транспорта.
Но, как известно, свято место пустым не бывает. И этот вакуум быстро заполнили китайские автопроизводители.
Все эти тренды нашли свое подтверждение в статистических данных, характеризующих итоги прошлого, весьма не простого года. Демарш европейских автопроизводителей привел к тому, что за год резко сократилась доля «большой семерки» с 26,3% в 2021 году до 7,6% на рынке грузовой техники РФ. В наступившем 2023 году этот негативный тренд сохранится. Какие то символические продажи европейцев еще будут зафиксированы статистикой, но, по всей видимости, чисто символические.
Помарочная структура рынка новых грузовиков РФ в 2022 году изображена в диаграмме.
Сократилась доля и японских грузовиков. Стабильной осталась и доля белорусских и корейских марок, но в абсолютных значениях она уменьшилась. Относительно стабильной осталась доля российских грузовиков, она снизилась число символически на один процентный пункт. И, наконец, праздник пришел на улицу китайских автопроизводителей. Их доля за один год увеличилась с 8% до 30,5%. Напомним, что расчеты велись по данным за весь календарный год. В абсолютных же значениях продажи китайцев выросли с чуть более 8 тыс. автомобилей в 2021 году до почти 26 тысяч в прошедшем. Напротив, продажи европейцев упали с более чем 26 тыс. до 6,4 тыс. грузовиков.
На что бы хотелось обратить внимание. Это самый главный вывод из нашего анализа большого массива данных. Мы заметили такой глобальный тренд, с которым и хотим в сами поделиться.
На российском рынке грузовой техники «большую европейскую семерку» постепенно сменяет «большая китайская пятерка».
Поясним. Не у всех китайских автопроизводителей состоялись в прошлом году реальные достижения в освоении российского рынка грузовой техники. Конечно, лидер китайского сегмента Shaanxi (Shacman) сохранил лидерскую позицию, увеличив объемы продаж в три с половиной раза. Также увеличили продажи FAW (в 2,5 раза), Howo (в 2,2 раза) и JAC (в 2,4 раза).
Но настоящий прорыв произошел у китайской марки Sitrak, которая стремительно влетела в ТОП-3 китайского сегмента. 2022 год можно было бы назвать «годом Sitrak».
В целом же можно констатировать - на российском рынке сформировалась и основательно укрепилась пятерка китайских марок – Shaanxi, FAW, Sitrak, Howo и JAC. Другим маркам придется еще сильно потрудиться, что приблизиться к показателям этих брендов.
Табл.1
ТОП-20 марок российского рынка грузовиков в 2022 г
Марка грузовика |
2022 г, шт. |
2021 г, шт. |
КАМАЗ |
31 994 |
36 394 |
Shaanxi |
9 641 |
2 781 |
ГАЗ |
5 534 |
10 230 |
Урал |
4 685 |
4 595 |
FAW |
4 493 |
1 733 |
Sitrak |
3 619 |
0 |
МАЗ |
3 523 |
4 531 |
Howo |
3 520 |
1 541 |
JAC |
2 557 |
1 074 |
Isuzu |
1 731 |
3 294 |
Volvo |
1 619 |
5 991 |
Scania |
1 249 |
7 341 |
MAN |
1 138 |
4 849 |
Hino |
1 136 |
1 831 |
Mercedes-Benz |
1 136 |
4 569 |
Hyundai |
1 042 |
1 300 |
MAZ MAN |
904 |
1 315 |
Hongyan |
661 |
290 |
Daewoo |
607 |
303 |
Xu Gong |
607 |
256 |
Всего по рынку РФ |
84 672 |
100 196 |
По данным АСМ-холдинг
В нашем материале мы не касаемся вопросов эксплуатационных преимуществ китайской техники, в сравнении с российской или белорусской. Это отдельный вопрос. Статистические данные фиксируют лишь некий итог. Грузоперевозчик, покупающий новую технику, платит за свой выбор из своего кармана. Все риски он берет на себя.
При таком бурном росте китайского сегмента, возникает вопрос, а не станет ли эта экспансия угрозой для российских автопроизводителей. Именно таким вопросом задались и в профильном министерстве, курирующем автопром. И сегодня по отношению к зарубежной технике, и прежде всего той, которая поступает из-за восточных рубежей страны, чиновники вводят ограничения.
Мало кто заметил, что профильное министерство постепенно поднимает шлагбаум в виде проверенного инструмента. Да, речь идет об уже неоднократно испытанном утилизационном сборе.
Табл.2
ТОП-25 грузовиков в РФ в 2022 году
Модель грузовика |
2022 г, шт. |
2021 г, шт. |
КАМАЗ 43118 |
8 835 |
8 115 |
КАМАЗ-65115 |
7 568 |
7 274 |
Shaanxi SX 331 8x4 |
4 451 |
1 503 |
Gazon Next |
4 339 |
8 159 |
КАМАЗ 5490 4х2 |
3 902 |
8 020 |
FAW J6 6x4 |
3 901 |
758 |
КАМАЗ 6520 6х4 |
3 746 |
4 299 |
Shaanxi SX 325 6x4 |
3 460 |
1 265 |
Урал 4320 6х6 |
2 727 |
2 430 |
Sitrak C7H 4x2 |
2 167 |
- |
Shaanxi SX 425 6x4 |
1 571 |
11 |
Урал 5557 6х6 |
1 197 |
1 281 |
МАЗ 6501 6х4 |
1 141 |
1 394 |
КАМАЗ 53605 4х2 |
1 099 |
859 |
КАМАЗ 4308 4х2 |
1 024 |
725 |
Hyundai Mighty |
971 |
1 207 |
Mercedes-Benz Actros |
929 |
3 955 |
Sitrak C7H 6x4 |
877 |
- |
MAZ MAN 6312 6x4 |
868 |
1 227 |
Howo T5G 6x4 |
859 |
32 |
КАМАЗ 43253 4х2 |
827 |
1 186 |
JAC HFC-Series |
812 |
709 |
Volvo FH 4x2 |
788 |
3 409 |
JAC 350 6x4 |
778 |
62 |
Howo ZZ 3327 |
729 |
493 |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz