+79139857900

Почему опускают шлагбаум перед китайскими грузовиками

19 января 2023 в 15:36

Глядя сегодня на поток грузовых автомобилей, движущихся по дорогам как внутри российских городов, так и загородных трассах, заметно, что появилось большое число новых автомобилей с неизвестными логотипами. И таких машин с каждым месяцем становилось в течение прошлого года все больше и больше.  Это грузовики китайских марок. Такое ощущение, что на рынок нахлынула вторая волна, наподобие той, которая наблюдалась в первом десятилетии, или как их называют в 00-ые годы. Но тогда она после наката быстро откатилась назад.   

 грузовики_sitrak2

 Что же произошло в уникальном для российского автомобильного рынка 2022 году. Все хорошо помнят, что «большая европейская семерка» устроила демарш и все ее бренды ушли из Российской Федерации. Действующие производственные мощности заморожены, либо нашли новых владельцев. Тоже самое проделали и японские автопроизводители. Были заморожены проекты, в частности Hino Motors в Подмосковье, прекращены поставки новых грузовиков и легкого коммерческого транспорта.

Но, как известно, свято место пустым не бывает. И этот вакуум быстро заполнили китайские автопроизводители.

 грузовики_FAW

Все эти тренды нашли свое подтверждение в статистических данных, характеризующих итоги прошлого, весьма не простого года. Демарш европейских автопроизводителей привел к тому, что за год резко сократилась доля «большой семерки» с 26,3% в 2021 году до 7,6% на рынке грузовой техники РФ. В наступившем 2023 году этот негативный тренд сохранится. Какие то символические продажи европейцев еще будут зафиксированы статистикой, но, по всей видимости, чисто символические.

 Помарочная структура рынка новых грузовиков РФ в 2022 году изображена в диаграмме.      

грузовики_статистик_структура

Сократилась доля и японских грузовиков. Стабильной осталась и доля белорусских и корейских марок, но в абсолютных значениях она уменьшилась. Относительно стабильной осталась доля российских грузовиков, она снизилась число символически на один процентный пункт. И, наконец, праздник пришел на улицу китайских автопроизводителей. Их доля за один год увеличилась с 8% до 30,5%. Напомним, что расчеты велись по данным  за весь календарный год. В абсолютных же значениях продажи китайцев выросли с чуть более 8 тыс. автомобилей в 2021 году до почти 26 тысяч в прошедшем. Напротив, продажи европейцев упали с более чем 26 тыс. до 6,4 тыс. грузовиков.

 грузовики_shacman_8_4

На что бы хотелось обратить внимание. Это самый главный вывод из нашего анализа большого массива данных. Мы заметили такой глобальный тренд, с которым и хотим в сами поделиться.

На российском рынке грузовой техники «большую европейскую семерку» постепенно сменяет «большая китайская пятерка».

 Поясним. Не у всех китайских автопроизводителей состоялись в прошлом году реальные достижения в освоении российского рынка грузовой техники. Конечно, лидер китайского сегмента Shaanxi (Shacman) сохранил лидерскую позицию, увеличив объемы продаж в три с половиной раза. Также увеличили продажи FAW (в 2,5 раза), Howo (в 2,2 раза) и JAC (в 2,4 раза).

 Но настоящий прорыв произошел у китайской марки Sitrak, которая стремительно влетела в ТОП-3 китайского сегмента. 2022 год можно было бы назвать «годом Sitrak».

 В целом же можно констатировать - на российском рынке сформировалась и основательно укрепилась пятерка китайских марок – Shaanxi, FAW, Sitrak, Howo и JAC.  Другим маркам придется еще сильно потрудиться, что приблизиться к показателям этих брендов.      

грузовики_камазы

Табл.1

ТОП-20 марок российского рынка грузовиков в 2022 г

 

Марка грузовика

2022 г, шт.

2021 г, шт.

КАМАЗ

31 994

36 394

Shaanxi

9 641

2 781

ГАЗ

5 534

10 230

Урал

4 685

4 595

FAW

4 493

1 733

Sitrak

3 619

0

МАЗ

3 523

4 531

Howo

3 520

1 541

JAC

2 557

1 074

Isuzu

1 731

3 294

Volvo

1 619

5 991

Scania

1 249

7 341

MAN

1 138

4 849

Hino

1 136

1 831

Mercedes-Benz

1 136

4 569

Hyundai

1 042

1 300

MAZ MAN

904

1 315

Hongyan

661

290

Daewoo

607

303

Xu Gong

607

256

Всего по рынку РФ

84 672

100 196

По данным АСМ-холдинг

В нашем материале мы не касаемся вопросов эксплуатационных  преимуществ китайской техники, в сравнении с российской или белорусской. Это отдельный вопрос. Статистические данные фиксируют лишь некий итог. Грузоперевозчик, покупающий новую технику, платит за свой выбор из своего кармана. Все риски он берет на себя.

При таком бурном росте китайского сегмента, возникает вопрос, а не станет ли эта экспансия угрозой для российских автопроизводителей. Именно таким вопросом задались и в профильном министерстве, курирующем автопром.  И сегодня по отношению к зарубежной технике, и прежде всего той, которая поступает из-за восточных рубежей страны, чиновники вводят ограничения.

Мало кто заметил, что профильное министерство постепенно поднимает шлагбаум в виде проверенного инструмента. Да, речь идет об уже неоднократно испытанном утилизационном сборе.   

 

Табл.2

ТОП-25 грузовиков в РФ в 2022 году

 

Модель грузовика

2022 г, шт.

2021 г, шт.

КАМАЗ 43118

8 835

8 115

КАМАЗ-65115

7 568

7 274

Shaanxi SX 331 8x4

4 451

1 503

Gazon Next

4 339

8 159

КАМАЗ 5490 4х2

3 902

8 020

FAW J6 6x4

3 901

758

КАМАЗ 6520 6х4

3 746

4 299

Shaanxi SX 325 6x4

3 460

1 265

Урал 4320 6х6

2 727

2 430

Sitrak C7H 4x2

2 167

-

Shaanxi SX 425 6x4

1 571

11

Урал 5557 6х6

1 197

1 281

МАЗ 6501 6х4

1 141

1 394

КАМАЗ 53605 4х2

1 099

859

КАМАЗ 4308 4х2

1 024

725

Hyundai Mighty

971

1 207

Mercedes-Benz Actros

929

3 955

Sitrak C7H 6x4

877

-

MAZ MAN 6312 6x4

868

1 227

Howo T5G 6x4

859

32

КАМАЗ 43253 4х2

827

1 186

JAC HFC-Series

812

709

Volvo FH 4x2

788

3 409

JAC 350 6x4

778

62

Howo ZZ 3327

729

493

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >