Удивительно, но морально устаревший ПАЗ-3205, или в простонародье называемый «пазиком», хотя и уступил лидерскую позицию другой павловской модели, более современному Vektor Next, остается «звездой» российского автобусного рынка. Из положительного можно отметить, что все-таки медленно растет разрыв между «вектором» и «пазиком». О чем свидетельствуют данные таблицы 2. А теперь все по-порядку.
На сайте главного дистрибьютора Группы ГАЗ компании "Современные транспортные технологии" в разделе пассажирской техники некоторое время назад неожиданно появилась информация о модели ПАЗ-3205, или привычном всем нам «пазике». Отсутствие длительное время на сайте дистрибьютора информации о данной модели автобуса воспринималось нами как сигнал – скоро выпуск ПАЗ-3205 прекратиться. Ан нет, информация появилась, и перевозчики могут безбоязненно заказывать ее. Она в продаже, и ничего ей не угрожает в плане свертывания производства. Объяснимся.
Вступающие с нового 2025 года в силу требования, касающиеся действия упрощенного техрегламента, принятого в мае 2022 года, не касаются ужесточения экологических норм. Им разрешено продлить действие сроком на полгода до 30 июня 2025 года.
Напомним, что ПАЗ-3205 - это автобус малого класса, который сегодня оснащают 8-цилиндровым бензиновым мотором ЗМЗ-4234.2. Двигатель Заволжского моторного завода удовлетворяет нормам Euro-4. А вот более современные дизели ЯМЗ-53423, которые также имеется в моторной гамме автобуса уже могут быть настроены под Euro 3 или Euro 5. Мы не располагаем сведениями, посчитают ли в автобусном дивизионе Группы ГАЗ снять с производства морально устаревший автобус с бензиновым мотором, либо после 30 июня 2025 года продолжат выпускать только с дизелем, удовлетворяющим нормам Euro-5.
Тем не менее, судя по статистике, временные послабления пошли на пользу этой морально устаревшей модели. Продажи «пазиков», в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 7,5%. В тоже самое время продажи более современного павловского автобуса Vektor Next увеличились на 60%.
Впрочем, самое время посмотреть на расклад на автобусном рынке РФ. Ведь позади три четверти года, а значит, все тренды текущего года уже налицо, и вряд ли четвертый квартал внесет какие-то значимые перемены.
На первом месте безусловно автобусы Павловского завода. На втором – Ликинского. Это триумф автобусного дивизиона Группы ГАЗ.
Табл.1
ТОП-15 марок автобусного рынка РФ за 9 мес. 2024 г.
Первые 15 марок (табл.1) занимают 99% отечественного рынка новых автобусов. Это главные игроки. В списке находятся 5 марок из Поднебесной – Yutong, Higer, Zhongtong, Golden Dragon и KingLong. Понятно, что они полностью занимают междугородный сегмент автобусного рынка. Для того, чтобы на арену вышли российские марки автобусов в туристическом классе требуется время. Все-таки надо учесть, что перевозчик приобретает автобус такого класса для длительной эксплуатации на длинных маршрутах, для него важна надежность техники. Китайские автобусы себя в принцип е зарекомендовали с лучшей стороны. Конечно, потребуется время, пока отечественные автобусы марки Sollers, Volgabus, ЛИАЗ (Cruise) и другие, воспользовавшись различными инструментами, которые предложит государство, начнут теснить китайскую продукцию.
Анализируя в свою очередь модельный расклад отметим, что по-прежнему ожесточенная борьба идет между автобусами большого городского класса ЛиАЗ и НефАЗ. И в ней пока побеждает подмосковный автобусостроитель. Его автобус Citymax 12 (на самом деле ЛиАЗ-5292) в полтора раза успешнее большого городского НефАЗ-5299. Причем год назад была обратная картина.
Также обращает на себя резкий спад в сегменте автобусов среднего класса. Особенно это касается моделей Volgabus 4292 и ЛиАЗ-4292. Также стоит отметить такой факт, резкое снижение доли белорусской марки МАЗ. Его самая популярная модель МАЗ-203 не попала в ТОП-рейтинг.
Табл.2
ТОП-15 моделей новых автобусов за 9 мес. 2024 и 2023 гг.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz