В конце прошлого года на Заволжском моторном заводе завершено производство морально устаревших бензиновых и битопливных 8-цилиндровых двигателей ЗМЗ-523/524. Основным их потребителем был Павловский автобусный завод, который данными силовыми агрегатами комплектовал автобусы семейства ПАЗ-3205, или как его называют в народе «пазик». Однако, до сих пор в предложениях на сайтах официальных дилеров фигурирует версия с этим устаревшим бензиновым двигателем.
Теперь и статистика зафиксировала тот факт (падение на 18% в сравнении с прошлым годом), несмотря на то, что выезжающие из ворот Павловского автобуса новые «пазики» не имеют бензиновой версии, по итогам 7 месяцев эта модель является лидером автобусного рынка России. (см. табл).
На втором месте с разрывом практически в полтора раза современная модель Павловского автобуса Vector Next (ПАЗ-3204). Таким образом, «пазик» остается востребованной моделью, особенно для межселенных маршрутов в российской глубинке и не только.
В уходящем 2021 году было произведено 7 607 морально устаревших моторов. А всего за 58 лет производства данного двигателя было собрано 6 531 101 шт. Сегодня в моторном отсеке «пазика» предлагается 4-цилдиндровый дизельный двигатель Ярославского моторного завода. С ним цена автобуса выше, нежели с устаревшим бензиновым агрегатом. Тем не менее, также и с этим двигателем «пазик» будет популярным, но не настолько, чтобы занимать пьедестал автобусного рынка страны. Поэтому, наш прогноз, модель ПАЗ-3205 вскоре сойдет с пьедестала. Тем более, что уже помесячные итоги продаж свидетельствуют об этом. И лидером станет модель 3204.
Табл. 1 Самые популярные модели новых автобусов в РФ в 2022 г., шт.
Модели автобусов |
7 мес. 2022 г., шт. |
ПАЗ-3205 |
1 552 |
ПАЗ-3204 |
967 |
НефАЗ-5299 |
731 |
ПАЗ-4234 |
549 |
МАЗ-203 |
432 |
МАЗ-206 |
432 |
Волгабус-5270 G |
364 |
ЛиАЗ-5292 |
338 |
Yutong ZK6122H9 |
219 |
ЛиАЗ-6213 |
173 |
прочие |
1 462 |
Сегодня все усилия Павловского автобуса направлены на запуск серийного производства модели среднего класса CityMax-9. Начать его выпуск планируют до конца года. «Пазиком» этот автобус уже назвать трудно. Низкий пол, задняя компоновка силового агрегата, это уже то, что отличает поколения автобусов из Павлово-на-Оке.
Немаловажный факт, что новый автобус локализован на 90%. Здесь будет отечественный двигатель ЯМЗ-534 и коробка передач разработки Группы ГАЗ. Планируемые инвестиции составят 1,78 млрд руб. Наш канал подробно рассказал об этой модели здесь.
Что же касается в целом состояния автобусного рынка страны, то он оказался «островком стабильности» в бушующем океане российского автомобильного рынка. По итогам семи месяцев рынок не только не снизился, как происходит в других сегментах, а даже на 1% подрос. Это связано с муниципальными программами обновления пассажирского транспорта, такой как например, реализуемой в Санкт-Петербурге. В результате это находит отражение в цифрах. Минский автозавод реализовал в РФ в три раза больше автобусов, нежели годом ранее, а Волгабас в пять раз.
При этом в муниципальных контрактах упор делается на газомоторную технику.
Примечательно также, что растут продажи китайских автобусов, которые традиционно занимают нишу туристического класса.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz