+79139857900

Почему «пропали» китайские автобусы

29 ноября 2019 в 11:38

Сегодня на улицах российских городов доминируют отечественные автобусы. В потоке угадываются «ЛИАЗы», «НефАЗы», в некоторых городах едут караваны «ПАЗов». Значительно реже можно встретить «Волгобусы» и белорусские «МАЗы». А ведь еще пять-семь лет назад во многих российских городах парк пассажирской техники сильно «разбавляли» китайские автобусы. Но сегодня их количество резко уменьшилось. Наш канал сделал попытку разобраться, куда делась китайские городские автобусы и в чем их конкурентные преимущества?

Почему наряду со строительными самосвалами на автомобильный рынок России начала свое агрессивное наступление китайская пассажирская техника? Здесь уместен небольшой экскурс в историю. Тогда, примерно лет 10-15 назад, наступил переломный период времени, когда происходили кардинальные перемены в организации пассажирских перевозок в стране. В частности, к перевозкам пассажиров был допущен частный извоз.

Другой важный момент, было привнесение в этот перевозочный процесс конкуренции. За этим следили антимонопольные органы. Следствием чего стало появление такого явления, как дублирование маршрутов. Немаловажно, что новая маршрутная сеть городов формировалась по так называемому «заявительному» принципу.

Но при чем  тут китайские автобусы?

zhongtong_grup

Почему именно транспортные средства средней вместимости длиной около 9-10 метров практически идеально подошли для отечественных перевозчиков?

Главная причина состояла в том, что в  крупных городах Российской Федерации кардинально изменились пассажиропотоки. Ведь, если в советский период к определенному часу к многочисленным заводским проходным необходимо было доставить тысячи и даже десятки тысяч работников, которых нужно было еще вывезти из спальных жилмассивов, то сегодня, когда многие гиганты индустрии приказали долго жить такого объема пассажиропотока фактически не осталось. Если в недавнее прошлое из спального жилмассива функция вывоза горожан ложилась на пару-тройку маршрутов, а подвижной состав пассажирских предприятий (ПАТП) состоял из автобусов большой и сверхбольшой вместимости, то сегодня многочисленный парк перевозчиков с автобусами средней вместимости.

zhongtong_grup444

Такие автобусы производства КНР заполняли парки перевозчиков в самых разных городах - от западных до восточных окраин страны. Импортеры везли через границу самые разнообразные марки пассажирской техники. Это были китайские автобусы Zhongtong, Higer, Yutong, Golden Dragon, KingLong, и даже автобусы с необычным названием Mudan.

higer2222

Каковы особенности этой техники?   

Посмотрим на характеристики одного из самых распространенных китайских автобусов того периода Zhongtong LCK6103. Двухдверный десятиметровый кузов, вместимость 80 пассажиров из которых 29 могут разместиться на сиденьях, рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISD мощностью 230 л.с. Эталонный автобус среднего класса для городских перевозок.

Автобус, правда, не низкопольный. Передняя и средняя площадки с одной ступенькой, а задняя часть – это ступенчатый «амфитеатр».

zhongtong2_zad  

Не беда, если нет запчастей. Изношенные шины китайского производства можно заменить отечественной маркой КАМА, сломавшийся индикатор приборной доски на отечественный от ГАЗ-53. Но как нам рассказали в одном ПАТП частного перевозчика, на такой автобус подошел задний мост от грузовика ЗИЛ-130. Не знаем, байка это, или правда. Но то, что были доноры-автобусы, знаем не понаслышке.   

С каждым годом росло число крупных и средних городов в которых эксплуатировалась китайская пассажирская техника. Однако эта импортная волна остановилась внезапно. После крымских событий и введения западными странами санкций, ответ наших властей оказался неожиданным. 14 июля 2014 года увидело свет Постановление Правительства РФ №656 об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под запрет попали трамваи, троллейбусы и транспортные средства с вместимостью свыше 10 человек, то есть автобусы. Это и стало тем самым стоп-краном, который остановил этот поток пассажирской техники, но не всей. да и фактор постепенного износа и амортизации этой техники также нужно брать в расчет. 

zhongtong66

Тренд изменился, и теперь отечественные перевозчики переключили на российскую и белорусскую технику. С точки зрения конкуренции, эти меры означали ее серьезное ограничение и давали «зеленый свет» отечественным «ЛИАЗам», «НефАЗам», «Волгобасам» и белорусским «МАЗам». Но примечателен тот факт, что если производители городской пассажирской техники воспользовались моментом и теперь во всех городах и весях осуществляются закупки отечественных автобусов, позволяя загрузить отечественные машиностроительные заводы, то в выпуске автобусов туристического класса таких успехов, к сожалению, не обнаружено. Отвечающих современным требованиям надежности и комфорта, современных российских моделей туристического класса в стране практически нет. По каким причинам перевозчиков не устраивают междугородние автобусы отечественных производителей распространяться не имеет смысла. По-прежнему, во многих городах перевозчики-междугородники делают ставку на импорт. И вот здесь китайская техника фактически вне конкуренции. Точнее, она воюет в упорной конкурентной борьбе с корейцами и выигрывает.

yutong6119

Посмотрите на ТОП-25 российского рынка автобусов. На первых 10 местах модели автобусов «ПАЗ», «ЛИАЗ», «НефАЗ», «Волжанин» и «КАВЗ». Но в эту десятку лидеров уже пробрался автобус туристического класса Yutong 6119.

Но если мельком бросить взгляд на вторую десятку российского рынка новых автобусов, то вас ждет столько интересных открытий. Тут обосновались модели туристического класса от Higer, Zhongtong, Yutong, Kinglong. Такой вот пул китайских междугородников. Несмотря на грозное постановление правительства рынок делает выбор в пользу китайской техники. Все же жаль, что отечественный автобусный комплекс не смог доработать в условиях защиты этот класс техники, а за китайских производителей можно только порадоваться, ведь они создали плацдарм, с которого в будущем поведут новое наступление, и м станет свидетелями «второй китайской волны».

china bus

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >