+79139857900

Почему простой советский гражданин не мог позволить иномарку

16 ноября 2023 в 12:05

Бытует устоявшее мнение о том, что граждане нашей бывшей страны не были знакомы с иномарками. Власти препятствовали их появлению в гаражах дорогих советских товарищей. Иномарку могли позволить только отдельные выдающиеся граждане. Все прекрасно знают, что в двух столицах в частных руках были автомобили Mercedes-Benz. В Москве - у актера Владимира Высоцкого, а в Ленинграде у режиссера Георгия Товстоногова. Даже «голосу России» народной артистке СССР Людмиле  Зыкиной, которая хотела приобрести французский автомобиль Peugeot, министр культуры Екатерина Фурцева заявила: «Русская певица должна ездить на русской машине».

Но тем не менее легковые иномарки в страну «пипеточно» проникали. Известен случай, как в начале 80-ых в Днепропетровске было совершено преступление. Погиб перспективный спортсмен, которого рекрутировали в союзную сборную. Его тело обнаружили в реке, а к ноге была привязана покрышка чехословацкого производства Barum. Следователи быстро нашли преступника, поскольку в этом городе было всего четыре автомобиля зарубежного производства – чехословацких автомобилей Skoda.

Но все же не надо думать, что иномарки в нашей стране не встречались на дорогах. Иномарок было много в посольском квартале на Мосфильмовской улице, или возле посольств в центре столицы. А на этой архивной фотографии представлен автопарк одного из столичных подразделений милиции. На первом плане пять автомобилей-иномарок. В закрытом СССР - это довольно редкое явление. По решетке радиатора угадывается западно-германский Mercedes-Benz. Соответственно, первые четыре иномарки – чехословацкие Tatra-613.

Для кого-то будет удивителен этот факт, что помимо мощных грузовиков этот чехословацкий, а затем после распада страны, чешский производитель выпускал легковые автомобили. Да не простые малолитражные легковушки, а как бы сегодня сказали, а класса представительских автомобилей.

Но надо хорошо знать тот, ушедший в историю, общественно-политический строй. Если простым гражданам были заказаны «Запорожцы», «Москвичи» и «Жигули», на «Волгу» замахнуться было простому гражданину невозможно, то руководителям, начальникам и прочей партийно-хозяйственной элите автомобиль с оленем на радиаторе полагался по чину. И в эту иерархию чехословацкий автомобиль смог вклиниться.

Дело в том, что этот зарубежный автомобиль был предназначен для партийной номенклатуры и государственных управленцев высокого ранга. А на вышеприведенном фото такие легковые Tatra выполняли функцию машины сопровождения. Партия автомобилей также была передана в КГБ СССР. Но и самое главное, этот автомобиль был приобретен для госуправленцев высокого звена, которых уже не удовлетворял статус черной служебной «Волги», но они не имели возможность получить статусную «Чайку», тем более правительственный «ЗИЛ».  Вот в таком интересном раскладе оказался это чехословацкий автомобиль в СССР.

А еще автомобили этой марки имели одну «фишку». Все модели Tatra были заднемоторной компоновки. Двигатель находился сзади, и привод был на заднюю ось.   

Эту схему еще в начале 30-ых годов прошлого века придумал чешский конструктор Ганс Ледвинка. В 1934 году в серию запустили автомобиль Tatra 77. Это была первая легковая модель этой марки с двигателем V8 воздушного охлаждения, расположенным сзади, и авангардным аэродинамическим кузовом. Такую концепцию завод сохранил до конца 90-ых пока производил легковые автомобили.

Татра_613_1

Из особенностей компоновки Tatra 613 была и такая. Восьмицилиндровый (!) двигатель  воздушного охлаждения был расположен не за, а над задней осью. Это позволило достичь практически идеального распределения по осям. Так на переднюю ось приходилось 45 % массы, а 55 % — на заднюю. Компоновка оказалась промежуточной между задне- и среднемоторной. И это отличало данную модель от ее предшественницы – заднемоторного автомобиля Tatra-603. Улучшилась управляемость, устойчивость и, в целом, безопасность машины.

Tatra_603_4

Согласитесь, что дизайн автомобиля, даже после нескольких десятилетий выглядит просто превосходно. Все дело в том, что в 60-70-ые наступила эпоха, когда социалистическое страны даже в условиях «железного занавеса» не стеснялись обращаться к западным автопроизводителям. А в случае с этим представительским автомобилем и к зарубежным дизайнерам.

Татра_613_2

Все дело в том, что прототипы автомобиля были изготовлены итальянской дизайнерской компанией Carrozzeria Alfredo Vignale в 1969 году, на основе эскизов чехословацких конструкторов. На выствке 1971 года показали прототип. Но и чехословацкая экономика имела все родовые пятна социалистичсекой плановой экономики, потому в серийное производство автомобиль был запущен только в 1974 году. При этом его выпускали не в Копршвницах, где с конвейера выходили грузовые Tatra, на филиале завода в городке Пршибор. Причина – детские болезни и недостаток финансирования.

tatra_87_G

Вот такая краткая история одной из иномарок советского периода нашей истории. Правда, впервые советские граждане познакомились с легковыми автомобилями Tatra благодаря двум путешественникам – Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда. В нашей стране выпускались их книги об путешествиях по странам Африки, Азии и Америки. А главным героем этих странствий был автомобиль Tatra 87. В школьных библиотеках эти книги зачитывались до дыр. Ведь это было своеобразное окно в мир. Но история Tatra 87 и его последующего поколения Tatra 603 – это уже другая история.        

 татра_87_ханзелка

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >