Удивительно, как на наших глазах изменяется автомобильный мир. С одной стороны, эти перемены происходят как бы «в сплошной лихорадке буден», как написал один известный поэт, чей памятник стоит на одной из центральных площадей столицы, с другой стороны, каким-то особым чувством ощущаешь эту медленно ползущую эволюцию, если держишь руку на пульсе автомобильной информационной ленты.
Если оглянуться назад, всего лишь на одно-полтора десятилетие, то можно обнаружить смену не только автомобильной модели потребления, но и приоритета выбора у российского автолюбителя. О чем идет речь?
Тогда десятилетие назад самыми популярными автомобилями на российском рынке были так называемые «народные иномарки». Приходившие в Российскую Федерацию автопроизводители строили свои сборочные автозаводы и первым делом запускали производство автомобилей-седанов в размерном классе В+. Или в классе С.
Вспомним, одним из первых в Россию стал инвестировать Ford Motor. Американцы возводят под Санкт-Петербургом завод, и начинают выпуск автомобиля Ford Focus. Он позиционируется в классе С. Российский автолюбитель оценивает это автомобиль, и он становится лидером рынка в 00-ые годы. Особенно хорошо зашла модель второго поколения.
Далее, подтягиваются южнокорейский Hyundai и немецкий Volkswagen, и с конвейеров их предприятий в Санкт-Петербурге и Калуге выезжают Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo и Skoda Rapid. Это автомобили класса В+, которые в конце концов потеснили класс С, по причине разницы в цене и пограничности в габаритах и размерах кузова и салона.
Можно вспомнить и другие автомобили из этого перечня. Chevrolet Cobalt, Peugeot 301, Citroen Elysee, Chevrolet Aveo. Суммарно этот класс автомобилей «властвовал», а кое-где до сих пор «властвует» на дорогах городов и весей страны.
Казалось бы, вот она «золотая жила». Сегодня все производители этих иномарок вышли из России. Место на рынке свободно, потребитель не отвернулся от такого класса машин и хорошо помнит владение ими.
Выводи на российский рынок аналоги, и благодарный российский автолюбитель с радостью бросится в автосалоны и будет продолжать скупать эти машины класса В+ и радоваться жизни. Но на деле все получилось не так.
Китайские товарищи сделали приоритетным вывод на российский авторынок своих автомобилей SUV разных размерных классов, и получили признания россиян. Но они не оставили без внимания и класс «народных иномарок». И вот здесь-то надо проанализировать произошло ли в этом сегменте «чайна-замещение»? А если произошло, то какие модели стали популярны и заместили прежние бестселлеры.
Начнем с того, что на рынке имеется «солярисозаменитель». Популярный в прошлые год Hyundai Solaris по-прежнему присутствует в Российской Федерации. Правда, теперь это отдельная марка автомобилей Solaris. В течение третьего квартала 2024 года было продано 5 826 автомобилей Solaris HS, или «солярисов» собранных из остатков складских запасов. То есть это те же самые автомобили. Но если заглянуть в архивы Ассоциации европейского бизнеса, то обнаружится, что в докризисном 2021 году до исхода из РФ, таких автомобилей было продано…15 299 Hyundai Solaris. То есть с троекратной разницей больше, нежели в 2024-м.
Еще более впечатляющий разрыв произошел у немецкого Volkswagen Polo. Его некоей заменой стал автомобиль Jetta VA3. Таких машин в РФ было продано за три месяца третьего квартала 534 штуки. А вот оригинальных немцев VW Polo лифтбек в докризисном 2021 году было реализовано 11 162 штуки. Разница, как видим, колоссальная 20 раз!!! То есть марка Jetta и близко не является «фольксвагенозаменителем».
Стоит отметить, что китайские партнеры начали активную экспансию в класс С. По размерам этот класс автомобилей чуть-чуть больше, чем класс В+. Как говорят на ладошку. Калининградский «Автотор» начал выпускать две китайские модели – Kaiyi E5 и BAIC U5 Plus. Результаты весьма скромные, за три месяца приходящихся на третий квартал продано 1 570 «каийи» и 2204 «баиков». Очень скромный результат. Даже у одноклассника Omoda S5 результат незначительно, но выше – 3 188 единицы.
Но эти марки не слишком известны у российских автолюбителей. А что у более известных и именитых брендов? Седан Geely Emgrand разошелся тиражом в третьем квартале 2 759 штук. Автомобиль Chery Arizzo 8 (классом повыше) 2 422 ед.
В общем наш анализ показывает, пока китайским автопроизводителям не удалось заполнить опустевший класс «народных иномарок». Причина либо в осторожности российского автолюбителя, либо в отсутствии агрессивной поддержки продаж через рекламу и прочие каналы доведения информации.
А теперь удивим вас цифрами по российским автомобилям. Конечно, Lada Granta с большущим допуском можно отнести к «народным иномаркам», но к народным, несомненно. За третий квартал было продано 52 935 отечественных малолитражек. В свою очередь, Lada Vesta разошлась тиражом за этот временной отрезок в количестве 31 591 экземпляров.
То есть автомобили Lada «держат» этот сегмент, а китайские конкуренты пока не могут (или не имеют желание) потеснить двух российских бестселлеров, удовлетворившись совсем незначительными кусочками и благоразумно делая ставку на класс автомобилей SUV.
Удивительно, но в третьем квартале 2021 года, когда в этом сегменте была высокая конкуренция со стороны иномарок, на российском рынке было продано всего 19 736 Lada Granta и 25 929 Lada Vesta.
Табл. 1
Результаты продаж некоторых моделей в III квартале 2024 года на российском рынке
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz