Сегодня в Российской Федерации острой критике подвергается явление бейдж-инжиниринга, то есть переклейка шильдиков с китайских моделей, которые в одно мгновение становятся российскими. К такому шагу прибегают ряд предприятий автопрома страны. Для каких-то автозаводов это способ обхода санкционных ограничений, для других – возможность работать без собственных разработок, компенсирующих отсутствие конструкторского блока.
Ни для кого не секрет, что под шильдиком автомобилей столичного предприятия МАЗ Москвич скрываются автомобили JAC, а выходящие на рынок автобусы российской марки Sollers - это китайские Ankai. В свою очередь, подсанкционная Группа ГАЗ создала новое предприятие «Нижегородские грузовые автомобили», которое выпускает новый российский бренд грузовой техники «Валдай», по сути китайский Foton. Но здесь уже изначально заложена широкая локализация производства вплоть до установки в перспективе ярославских дизелей.
Таких примеров можно приводить еще долго и много. Но вот что важно, такой подход не нов в мировом автопроме. Особенно бейдж-инжиниринг широко применяется в альянсах и группах автопроизводителей. И примеры такого подхода был у нас на глазах. В рамках Renault Group российская марка Lada в следующем году могла начать выпускать автомобиль класса SUV-C, который сегодня представлен как Dacia Bigster. Сегодня мы не можем сказать какие бы изменения были внесены в кроссовер, чтобы адаптировать его под требования российского рынка
Если мы уж заговорили о Renault, то примеров бейдж-инжиниринга в альянсе с Nissan и Mitsubishi, как говориться "воз и целая тележка". Особенно это видно на примере связки Renault и Mitsubishi. Как известно, еще в ковидном 2020 году в этом тройственном альянсе была достигнута договоренность о разделах географических зон влияния. За французским партнером оставалась Европа и Средиземноморье, а также Южная Америка, за Nissan – китайский, северо-американский и домашний японский рынок, а вот Mitsubishi достались Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Но все-таки эти разграничения были не строгими, и в той же Европе помимо Renault продолжали деятельность и Nissan, и Mitsubishi.
Но если у Nissan на рынках Старого континента остаются более-менее прочные позиции, то дела у Mitsubishi на европейских рынках из рук вон плохи. Поэтому в рамках альянса решено прибегнуть к испытанному методу бейдж-инжиниринга и поправить дела «трех бриллиантов». На помощь пришел партнер по альянсу Renault.
Скоро исполниться год, как в автосалонах снова продается Mitsubishi Colt, правда, этот новый автомобиль является клоном Renault Clio, и производится на заводе Oyak-Renault в турецкой Бурсе. А новый кроссовер Mitsubishi ASX выпускают вместе с Renault Captur на заводе в Вальядолиде. Теперь пришла очередь пристроить к шильдику «трех бриллиантов» и еще один новый кроссовер Renault Symbioz.
Вдобавок, учитывая тренд электрификации, помимо автомобилей с ДВС нужны и электрички. И уже есть решение, что будущий электрический внедорожник Mitsubishi будут выпускать во французском Дуэ вместе с Renault Scenic.
Думается, что примеры переклейки шильдиков у именитых автопроизводителей, какими являются Renault и Mitsubishi, наглядно показывает, что этот шаг не требует столь уж оголтелой критики. Японцы экономят на вложениях в разработку популярных автомобилей на рынках Старого света, французы получают за это средства и экономят в свою очередь на масштабировании. Обоюдная выгода.
По всей видимости, критика бейдж-инжиниринговых практик в российском автопроме основана на том, что в стране слабая конструкторская база, нет R&D центров, потому просто выпуск китайских клонов вызывает раздражение у отечественной автомобильной аудитории. К сожалению профильные чиновники Минпромторга не смогли настроить механизм ни в период, когда в стране были открыты двери для глобальных игроков, теперь только и остается надеется, что в новейший период истории им хватит мужества, профессионализма и смелости не наступить "второй раз на грабли".
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz