+79139857900

Подходящий комплект

30 ноября 2019 в 22:06

Одна из основных рекомендаций при обслуживании привода газораспределительного механизма – выполнять работы комплексно, с заменой не только самого ремня (или цепи), но также сопряженных компонентов: роликов, помпы и проч. в зависимости от конструктивных особенностей привода . Чем обусловлена данная рекомендация? Давайте спросим у экспертов. А заодно поймем, как нам лучше всего обосновать ее клиентам, компетентно убедить их в необходимости дополнительных затрат.

 

Эксперты статьи

Павел Лившиц,

технический тренер, LYNXauto 

 

Дмитрий Осипов,

технический тренер, Continental PTG & Aftermarket

 

Игорь Прядкин,

директор по маркетингу, «Автомедон-М», бренд AMD

 

Владимир Морев,

региональный менеджер по маркетингу, Gates CIS

 

Александр Мельник,

мастер-приемщик СТО Бош Сервис

 

Текущее положение дел на рынке комплектов привода ГРМ и вспомогательных агрегатов достаточно прозрачно. Ассортимент формирует множество компаний, предлагая продукцию разных ценовых сегментов и собственно наполнения. Можно приобрести как все детали по отдельности, так и собранные в наборе.

Собственно, сначала именно к теме комплектов обратились поставщики OEM – такие компании как Continental, Gates, Dayco, первыми предложившие наборы компонентов привода, включающие помимо ремня и другие детали. Следом за ними в работу включились другие бренды, поэтому сейчас возможность выбора довольно широкая.

Комплектность 

Составы комплектов привода ГРМ отличаются. В зависимости от модели автомобиля, комплект может состоять из ремня, роликов, помпы и иных компонентов. Павел Лившиц, технический тренер, LYNXauto:

Состав комплекта зависит от конкретного двигателя, поскольку архитектура привода ГРМ у всех разная, но стандартный набор обычно включает в себя ремень и  пару  роликов (ролик натяжитель и обводной ролик).

 

Дмитрий Осипов, технический тренер, Continental PTG & Aftermarket:

— Continental сейчас предлагает своим клиентам несколько видов комплектов, отличающихся принадлежностью к разным товарным группам. Ремкомплекты ГРМ могут быть обычными, то есть включать в себя ремень и все необходимые ролики, а также ремкомплекты с водяным насосом.

Для двигателей, на которых есть два и более зубчатых ремня, у нас есть ремкомплекты PRO­kit как с помпой, так и без. В сегменте продукции для привода вспомогательных агрегатов двигателя у нас есть комплекты клиновых ремней (если они работают в паре или их в приводе три штуки); комплекты, состоящие из поликлинового ремня и всех необходимых роликов, включая помпу (актуально для двигателей, где водяной насос приводится поликлиновым ремнём), а также комплекты эластичного поликлинового ремня с одноразовым монтажным инструментом.

 

Помпу добавляют в комплект, как вы прекрасно понимаете, не случайно.
В некоторых двигателях насос не только приводится в действие тем же ремнем ГРМ (и потому он является неотъемлемой частью привода), но еще и натяжение этого ремня регулируется помпой. 

Игорь Прядкин, директор по маркетингу, «Автомедон-М», бренд AMD:

В этом случае при замене ремня ГРМ все равно придется ослабить помпу. А там прокладка, которая, как правило, за время, прошедшее после установки прикипает к плоскости сопряжения, и пока помпа стоит на месте не протекает. Однако если крепеж открутить, чтобы натянуть ремень, то, как минимум, необходимо поменять прокладку. И желательно саму помпу, потому что примерно до половины антифриза из системы придется слить.  

То есть мастер проведет практически всю работу по заменен насоса и уж поскольку он до него добралсяа помпа очень часто устанавливается в труднодоступных местах, а на некоторых моделях и гидроусилитель надо отключать, и чуть ли не пол машины разбирать, чтобы туда залезть, – то желательно сразу и насос поменять.

Говоря об архитектуре привода и составе комплекта, следует отметить, что существуют и такие конструкции двигателя, в которых на помпе висит еще и ремень генератора. Поэтому в наборы дополнительно включается и ремень генератора.

А также там можно обнаружить и термостат.

Владимир Морев, региональный менеджер по маркетингу, Gates CIS:

В нашем ассортименте на сегодня представлено более 550 наименований комплектов ремней с роликами и более 270 с помпой, есть и ограниченный ассортимент комплектов с термостатами, что позволяет обеспечить механиков всеми запчастями, необходимыми для замены. Комплекты Micro­V и PowerGrip предназначены для капитального ремонта всей системы ременного привода вспомогательных агрегатов и системы ГРМ автомобилей. Цепной привод ГРМ устроен аналогичным образом, только привод осуществляется уже цепью. В силу особенностей цепного привода ГРМ, в комплект с цепями входят, как правило, успокоители, натяжители. Встречаются комплекты со звездочкой распредвала. 

 

Павел Лившиц, LYNXauto :

Цепной привод ГРМ  похож по своей компоновке, но отличается входящими в его состав деталями (например, шестерни вместо роликов, другой тип натяжителя, наличие направляющих цепи  ­ т.н. «башмаков», и пр.). Кроме того, на некоторых автомобилях цепной ГРМ может включать в себя дополнительную цепь привода масляного насоса. В целом, цепной ГРМ считается более надежным и долговечным.

Износ данного типа ГРМ определить достаточно  просто по характерному  лязгающему  звуку и шумах при запуске холодного двигателя. Если ремень при износе может просто порваться, а это приведет к дорогостоящему ремонту, то с цепью такая вероятность сведена к минимумупорванных цепей, честно говоря, мне видеть не доводилось. Цепь будет растягиваться, шуметь и в самом худшем случае возможен перескок по зубьям, что, конечно, так же оборачивается серьезными проблемами.

 

Коллегу поддерживает Игорь Прядкин, AMD:

Срок службы цепи дольше, но цепь все равно растягивается. Естественно, натяжители цепного привода устроены таким образом, что они постепенно компенсируют растяжение, натягивает цепь до нужного момента, но со временем она растягивается до такого состояния, что натяжитель уже не справляется. И тогда цепь перескакивает, и нарушаются моменты вращения валовнарушается синхронность, и клапаны, как это принято говорить, встречаются с поршнями. То же самое происходит и при обрыве ремня.

 

При этом надо всегда отдавать себе отчет в том, что современные двигатели практически неремонтопригодны – их нельзя проточить, их нельзя гильзовать. Поэтому вполне возможно, что при обрыве ремня или перескоке цепи придется поменять двигатель целиком.

Преимущества комплектов 

Преимущества комплектов, по сути, очевидны. Все их довольно четко и лаконично формулирует Дмитрий Осипов, Continental :

У комплектов есть сразу несколько преимуществ. Во­первых, удобство подбора: нет необходимости подбирать ремень одного производителя, обводной ролик другого, натяжитель третьего, и т.д. В случае корректного подбора артикула комплекта, в одной коробке будут лежать 100% подходящие друг к другу и к двигателю компоненты. Во­вторых, гарантия. Все компоненты из ремкомплекта покрываются гарантией от одного производителя. В­третьих, – приобретение всего и сразу. Это удобнокогда ты можешь приобрести все необходимые для замены ремённого привода в сборе компоненты в одной коробке.

 

Тем не менее, такие преимущества не совсем ясны для клиента – автовладельца, который хочет произвести ремонт как можно дешевле и не горит особым желанием приобретать что-то дополнительно.  

Клиенту надо все правильно понять 

Для наиболее эффективного убеждения клиента в необходимости комплексной замены первым делом необходимо ему очень доходчиво объяснить, что происходит при обрыве приводного ремня или растяжении цепи газораспределительного механизма. Сделать это нужно именно доходчиво, избегая сложных формулировок и заумных технологических терминов, но красочно! Потому что сегодня, пожалуй, все автовладельцы уже знают, что в этом случае обязательно произойдет что-то очень нехорошее, но что именно и, главное, насколько больно ударит по кошельку – понятия не имеют.

Мастер-приемщик СТО Бош Сервис Александр Мельник:

В верхней части цилиндра современного двигателя очень теснотут расположены два или четыре клапана, свеча, часто форсунка, низкий «свод» головки из­за высокой степени сжатия. И стоит только клапану «замешкаться» в открытом положении из­за нарушения синхронности механизма газораспределения, вызванного проблемами с приводом, как поршень, поднимаясь к своей верхней мертвой точке, достаёт до него. В худшем случае шток клапана гнется, направляющая втулка деформируется, клапан заклинивает в открытом положении, поршень повреждается либо разрушается от удара об него, обломки крушат стенки цилиндраи двигатель отправляется в капремонт или на свалку. В лучшем (если можно так сказать) случае клапан лишь подгибается, иногда двигатель даже работает, хотя нестабильно и с необычным звуком.

 

И дальше уже стоит переходить собственно к комплексной замене. Аргументы могут быть приведены такие. Дмитрий Осипов:

Замена не только ремня, но и всех компонентов привода одновременноэто в первую очередь вопрос здравого смысла. Если вы меняете ремень ГРМ, то имеет смысл сразу заменить и все ролики. Потому что вечных подшипников не бывает, и если они не люфтят и не шумят сейчас, то никто не даст гарантию что они не выйдут из строя или не заклинят через 10­15 тыс. км пробега.

И когда это произойдёт, клиенту придется повторно платить за работу по разбору и замене ремённого привода двигателя. То же самое и с помпоймы всегда рекомендуем менять водяной насос одновременно с заменой ремня ГРМ. Срок службы этого узла не регламентирован ни одним автопроизводителем, и потечь или начать подклинивать вследствие течи она может в любой момент. Чем это чревато, я думаю, пояснять не требуется. При самом плохом раскладе несвоевременная замена компонентов привода может привести к поломке мотора.

Надо понимать, что все эти детали, одновременно установленные на заводе при изготовлении автомобиля, имеют равный пробег. Поэтому очень велика вероятность, что при уже однозначно изношенном ремне ролики могут визуально показаться нормальными, но при этом они пробежали те же тысячи километров и тоже были подвергнуты приличному износу.

Владимир Морев:

Изнашиваются абсолютно все компоненты ременного привода. Ремень, безусловно, будет работать с разной эффективностью и надежностью на новых и изношенных роликах. Поэтому наиболее правильным способом обслуживания, как с технической, так и с экономической точки зрения считаем именно ремкомплекты. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости подбирать каждый компонент отдельно.

 

Действительно, в этом случае, как и во многих других, лучший способ объяснения клиентам – апеллирование к весьма и весьма вероятным  финансовым издержкам в дальнейшем. Издержкам очень значительным и совершенно незапланированным.

Просто скажите ему, что стоимость работ по замене в случае чего составит гораздо больше, потому что придется опять все разбирать. А сейчас уже все разобрано и вопрос только в замене.  

 

transervice_09_2019_CMfgYK-45

 

Игорь Прядкин:

Ремонтсами работы по заменев силу сложности системы и трудоемкости, обычно примерно в 2­3 раза дороже стоимости самого комплекта. Поэтому и менять все компоненты рекомендуется вместе.

А если же делать акцент на водяном насосе, то стоит вспомнить, что он имеет в своей конструкции подшипниковый узел, который напрямую влияет на срок исправного функционирования ремня.  

 

transervice_09_2019_CMYgdbK-44

 

 

Павел Лившиц:

Сам по себе ременьэто очень надежное изделие, и он просто так не рвется. Любой разрыв, срезанные, сорванные зубья, вырванные кускиэто всегда следствие каких­либо проблем в приводной линии: либо с натяжением, либо с заклиниванием одного из агрегатов, подшипников.

Если подшипник получит чрезмерный износ, в какой­то момент его перекосит, и он заклинит, мы получим как раз срезанные зубья и дальше весьма дорогостоящий ремонт двигателя. То есть взывайте к здравому смыслу и фокусируйтесь на равномерном износе всех деталей. И опять-таки цена запчастей и цена работы несоизмерима меньше стоимости ремонта в случае выхода из строя газораспределительного механизма.

Прямо вот так, без лишних церемоний объясните: если, например, помпа прошла 60 тыс. км без каких-либо особых проблем, то совершенно не очевидно, что следующие  60 тыс. км она так же спокойно отходит. Поэтому чтобы не проводить незапланированную замену водяного насоса до следующей регламентной замены ремня ГРМ, надо поменять все комплексно сразу сейчас.

Ремень ГРМ обрывается, прежде всего, по причине износа. Но есть и другие основания для неприятностей – например, неправильная работа направляющих и натяжных роликов в приводе. Ролик может вращаться с перекосом, что вызывает неравномерный – а значит, преждевременный – износ ремня. Одна из нередких причин внезапного выхода ремня из строя – заклинивание ролика. Причем у многих двигателей таким роликом служит шкив привода насоса системы охлаждения, который может заклинить вследствие разрушения подшипника самого насоса.

Александр Мельник:

Учитывая длительный период между заменами ремня ГРМ, при каждой регламентной замене разумнее менять также все другие детали­расходники и узлы, задействованные в приводенаправляющие ролики, натяжители, помпу. Даже если на момент замены ремня они еще не подают признаков критического износа, велика вероятность того, что они откажут до следующей плановой замены ремняи тогда не исключен обрыв или «перескакивание» зубьев.

Как правило, автопроизводители вместе с заменого ремня ГРМ рекомендуют менять и насос системы охлаждения. Отложенная на потом замена помпыэто даром потраченные деньги. У некоторых современных автомобилей стоимость работы по замене детали может быть в два­три раза больше стоимости самого насоса. К тому же клиенту приходится дважды посещать СТО и тратить дополнительное время.

 

transervice_09_2019_CMYK-43

 

И конечно же, в ситуации, когда к вам приехал клиент на замену ремня на недавно приобретенном подержанном автомобиле, обязательно убедите его поменять в приводе ГРМ все, что только возможно. Причина абсолютно закономерна – совершенно неизвестно, как эту машину обслуживал прежний хозяин, когда, как и где какой узел менялся. Про ремень еще можно получить какое-то представление, а вот об остальных компонентах привода  вряд ли что-то можно установить с достаточной степенью достоверности. Поэтому лучше сразу при замене ремня поменять помпу. 

Ну а если клиент окажется совсем уж упрямый и несговорчивый, не восприимчивый к технологически обоснованным доводам, уверенный, что все узлы в его автомобиле работают исправно и с водяным насосом ничего не случится, Игорь Прядкин предлагает переключиться на экономику. Помпа все равно рано или поздно выйдет из строя, ее все равно придется менять – не сейчас, так потом. Но сколько «потом» она будет стоить с нашей инфляцией и скачущим валютным курсом, при условии, что сегодня практически все запчасти импортируются?

Так пусть уж лучше клиент сейчас купит комплект – водяной насос уже за счет комплекта обойдется дешевле. И если не возникнет нужды в замене, помпа у человека все равно останется. Она не испортится – это товар долгоиграющий. А в следующий раз при замене ремня она уже точно пригодится. Поэтому деньги не пропадут. Наоборот, они будут очень разумно инвестированы в будущее техническое обслуживание.

 

transervice_09_2019_CMYK-44

 

Правила подбора 

С правильным подбором соответствующих комплектов сложностей возникнуть не должно. Кроссировка деталей ГРМ, как правило, включает в себя и комплекты – они автоматически подтягиваются к поиску по номеру ремня или роликов. При этом на фирменных сайтах производителей/поставщиков всегда можно по номеру комплекта дополнительно уточнить, что в данный конкретный комплект входит. Это гораздо удобнее для поиска.

 

transervice_09_2019_CMYK-45

 

Дмитрий Осипов:

Есть несколько способов подобрать корректный артикул из нашей обширной продуктовой линейки. Первыйчерез наш электронный каталог (PIC – Product Information Center) на нашем официальном сайте. Если вы знаете номер оригинальной детали, то вы можете ввести его в поле поиска, и каталог автоматически выдаст вам имеющиеся у нас аналоги. Так же в каталоге можно осуществить подбор по марке, модели автомобиля и двигателю. Второй способ подборачерез универсальный каталог TecDoc, данные в котором мы регулярно обновляем.

 

 

transervice_09_2019_CMYK-sDV-44

 

Владимир Морев:

— Gates предлагает быстрый и простой поиск запчастей по удобному каталогу на веб­сайте Gatesautocat.com или офлайн по каталогу, который можно бесплатно загрузить там же. На техническом портале для механиков GatesTechZone можно получить доступ к вебинарам, техническим бюллетеням и статьям с решениями специфических проблем и рекомендациям по устранению неисправностей.

 

transervice_09_2019_CsfbMYK-43

 

В завершение остается только сказать словами Александра Мельника, призывающего никогда не забывать о приводе ГРМ двигателя, ведь он может доставить огромное количество серьезные хлопоты. Но он никогда не напомнит о себе, если во время плановых ТО все делать по инструкции и с умом. Собственно, это можно сказать о любой из систем современного автомобиля.   

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >