+79139857900

Поднять и увезти

26 апреля 2011 в 11:03

Лучше грузовика может быть только грузовик с крано-манипуляторной установкой. Симбиоз грузового шасси и зарубежного крана-манипулятора сейчас определяет развитие отечественного рынка. В Сибири отечественным производителям противостоит огромный парк б/у техники из Японии и Кореи.

Производство крано-манипуляторных установок (КМУ) – относительно «молодое» направление в производстве спецтехники. Начало производства первых агрегатов в Европе относят к 70-м годам прошлого столетия. Тогда пришло понимание, что гидроманипуляторы позволяют оптимизировать применение грузового транспорта, высвобождая работников и дополнительную технику, привлекаемых ранее для погрузочно-разгрузочных работ. Автокраны грузоподъемностью ниже 20 т оказались просто экономически невыгодны. В России до сих пор в эксплуатации великое множество автокранов подобной грузоподъемностью и даже ниже. Распространение подобной техники в СССР относят к середине 80-х годов прошлого века. По уровню оснащенности грузового парка КМУ Россия сильно отстает от среднемировых и европейских показателей. «В Западной Европе каждый пятый грузовой автомобиль оснащен КМУ, - утверждает Александр Смыков, заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Майкопского машиностроительного завода», - Однако в России рынок КМУ довольно слаб, в большинстве регионов применяются автомобильные краны, хотя во многих случаях КМУ в составе бортового автомобиля заменяет две единицы техники». Поскольку снижение издержек является сутью рационального хозяйствования, давно замечено, какую выгоду от эксплуатации можно извлечь из грузовика, на котором установлена КМУ. Фактически она выполняет функции двух машин – собственно подъемного крана и грузовика, и даже экскаватора, если оснащена грейпферным ковшом. Экономия при эксплуатации автомобиля оснащенного КМУ достигается тем, что не требуются затраты на приобретение стороннего погрузочного устройства, на зарплату оператора, на топливо для его перемещения и т.д. Такая спецтехника займет вдвое меньшую площадь в автопарке.

Дела рыночные

В годы бурного развития строительного рынка спрос на такую спецтехнику резко вырос. Однако отечественное производство не смогло оперативно и быстро насытить рынок грузовиками с КМУ. Поэтому быстро стал расти парк импортной спецтехники. Стоит заметить, что еще в начале нулевых присутствие на российском рынке зарубежной техники было весьма низким. Строительный бум, общий подъем экономики спровоцировал фактически взрывной рост ввоза из-за границы. Если еще в 2006 году импорт новых КМУ был на одном уровне с отечественным производством, но уже в следующем году импорт вырос в три раза. В эти же годы начался ввоз б/у техники. В результате в сибирских регионах костяк парка КМУ составила б/у техника японских и корейских брендов. «Долю импортной техники проследить на российском рынке достаточно сложно, по крайней мере, что касается КМУ бывшего в употреблении из Японии и Кореи, - утверждает Максим Чепелюков, директор новосибирской компании «Стрела», - если соотнести процент продажи малотоннажных КМУ импортного производства к отечественным, то цифры примерно такие – 10 к 1, а вот с ростом грузоподъемности, от 10 тонн и выше – наблюдается уже другая картина – 6 к 4. Таково соотношение, которое мы оценили в период последних 12-ти месяцев». Спрос на эту спецтехнику высок в разных отраслях. Прежде всего, потребность в КМУ испытывают предприятия строительного комплекса, дорожники, коммунальщики, грузоперевозчики. Востребованы специализированная техника в лесной отрасли, энергетике, нефтегазовой промышленности. «Универсальные КМУ востребованы строительными организациями, жилищно-коммунальными службами, организациями энергетической отрасли, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающиеся перевозками грузов и погрузо-разгрузочными работами (сдача автомобилей в аренду). Отмечу и службы эвакуации автомобилей (эвакуатор с КМУ), - подтверждает Ирина Миронова, менеджер отдела маркетинга АЗ «Чайка-Сервис» (г.НижнийНовгород). Соотношение импортной и отечественной техники на рынке, она оценивает в пропорциях 70 к 30. А наиболее востребованы у отечественного заказчика техника среднего класса – грузоподъемностью 1-2 тонны, с длиной вылета стрелы 5-6 метров. «После кризиса картина несколько изменилась, - продолжает Максим Чепелюков из «Стрелы», - до кризиса численно преобладали продажи КМУ в частные руки. Строительные организации, в основном арендовали эту технику, сейчас же все изменилось. Интерес частников к этой спецтехнике резко снизился, многие сменили профиль деятельности, а вот у крупных организаций наоборот, интерес к данной спецтехнике вырос. Востребованы для узкоспециализированных работ КМУ грузоподъемностью от 10 тонн и вылетом стрелы до 25 метров, для универсальных работ - КМУ грузоподъемностью 3 тонны и вылетом стрелы до 10 метров».

Отечественный выбор

Отечественная продукция занимает свою нишу. Крупнейший отечественный производитель КМУ – Великолукский машзавод. Функционально продукция Велмаша удачно вписывается в требования сегодняшнего рынка. КМУ-90, КМУ-90-01 с грузовым моментом 90 кН.м востребованы как для перевозки различных грузов, так и при строительных работах, монтаже каркасных конструкций. А устанавливают КМУ на шасси КамАЗ, Урал, МАЗ, ГАЗ. Удачную компактную Z-образную систему складывания имеет гидроманипулятор ОМТ-120М-01. Большой выбор монтируемых рабочих инструментов, выпускаемых Велмашем, позволяет великолукским КМУ работать практически с любыми грузами. Балашихинский БАКМ декларирует, что производит КМУ с грузовым моментом от 4,6 до 21 т.м, а в производстве использует импортную гидравлику. По согласованию с заказчиком завод может установить электрогидравлическую систему дистанционного управления, но распространения это предложение пока не получило. Продукцию ЗАО «ИНМАН» можно разделить на три направления – спецтехника, навесное оборудование, а основным направлением считается – КМУ. У гидроманипуляторов «ИНМАН» неплохие характеристики грузоподъемности – от 200 кг до 2 т на максимальном вылете. Эти краны-манипуляторы хорошо себя зарекомендовали в качестве составной части передвижных мастерских разной направленности, их широко применяют для погрузки и эвакуации автомобилей, прицепов и полуприцепов седельных тягачей. По-видимому, на очереди модернизация систем управления КМУ, время настоятельно этого требует. Одним из самых крупных отечественных производителей является ОАО «Майкопский мацшиностроительный завод». «Производство гидроманипуляторов (КМУ) завод начал еще в 1985 году. Общее количество составило более 8600 шт. для лесной промышленности, строительного и нефтегазового комплекса, предприятий по ломопереработке и многих других отраслей экономики. В 2008 году общий объем производства КМУ составил около 1400 шт., - говорит Александр Смыков из Майкопа. - Сегодня завод выпускает более 30 моделей КМУ с грузовым моментом от 20 до 150 кНм и вылетом стрелы до 12,8 м».

Зарубежные технологии

На рынке сейчас обозначилась тенденция. Отечественные производители спецтехники начали устанавливать на шасси как новых импортных, так и отечественных грузовых автомобилей зарубежные установки. До недавних пор главными зарубежными партнерами отечественных заводов выступали: австрийский Palfinger и шведский Hiab, итальянская Аmсо Veba и японские Unic и Tadano. Нижегородское предприятие «Чайка-Сервис» выпускает автомобили с КМУ Tadano и Amco Veba. Крано-манипуляторы устанавливают на шасси КамАЗа, ГАЗа, Fuso, Isuzu, Iveco, Hyundai, Амур. Cекрет успеха этого проекта заключается в том, что зарубежное КМУ обеспечивает качество, надежность, простота в эксплуатации. Один из основных факторов – более низкая цена, в сравнении с импортной техникой. Хотя и его вряд его можно считать определяющим. Заключив дистрибьюторский договор с итальянской компанией Amco Veba (которая входит в Hiva Group), нижегородская фирма «Чайка-Сервис» не только стала предлагать весь модельный ряд КМУ этого производителя на всей территории России и стран СНГ, но и предоставила потребителям возможность заказывать различные спецавтомобили с КМУ. Японские КМУ Unic также устанавливается на шасси отечественного производства. Одним из достоинств этого производителя являются простота конструкции: меньшее количество узлов и шарниров. Следовательно, меньше деталей подверженных износу, и как следствие - повышение надежности и удешевление сервисного обслуживания. Опускание груза строго вертикально по прямой, в отличии от траектории манипулятора жесткой конструкции. Плавное опускание груза на землю, без ударов. Поочередное выдвижение телескопируемых секций, позволяющее максимально использовать грузовой момент. Возможность работы с грузами ниже уровня земли (колодцы, карьерные работы и т. д.). Краны-манипуляторы UNIC монтируются на шасси КАМАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ, Isuzu, Hyundai и Foton. «Несмотря на высокий спрос данного вида продукции и появление на рынке новых брендов, лидирующие позиции будут удерживать уже сложившиеся лидеры в поставке гидравлических кранов-манипуляторов: Amco Veba, Palfinger, Hiab, - считает Ирина Миронова из нижегородской компании «Чайка-Сервис». - А так же поставщики тросовых КМУ японского производства Tadano и Unic. Продукция этих компаний прочно зарекомендовала себя на российском рынке, как качественная и удобная в эксплуатации. Появились первые КМУ китайского производства, установленные на отечественные и импортные шасси. Очень вероятно, что в обозримом будущем китайцы смогут изменить рыночный расклад. Но это в будущем. Сейчас подмосковное предприятие ЗАО «Машиностроительный завод» (г. Сергиев-Посад) освоило выпуск КМУ на шасси КамАЗ, МАЗ, Hyundai китайского производителя XCMG. КМУ изготовленные на экспорт в КНР, обеспечиваются более высоким качеством сборки, тщательным отбором комплектующих, срок эксплуатации не менее 10 лет. В конце прошлого года завершена сертификация новых кранов-манипуляторов грузоподъемностью 8,10 и 12 т. А также получено одобрение типа транспортного средства на изготовление кранов-манипуляторов автомобильных на базе шасси и бортовых автомобилей КамАЗ-65117, КамАЗ-65115, включая комплектации автомобилей КПП производства ОАО «КамАЗ» и КПП ZF.

Современные тенденции

Увеличение грузоподъемности, длины вылета стрелы, улучшение других технических характеристик, а также внедрение беспроводных устройств дистанционного управления – основные тенденции развития рынка КМУ. «Конструкторский отдел завода работает над созданием новых КМУ с большим грузовым моментом и вылетом стрелы, - отмечает Александр Смыков из «Майкопского машиностроительного завода». - Учитывая тенденцию к увеличению спроса на КМУ с крюковой подвеской и грейпферами для металлолома, можно прогнозировать рост рынка с увеличением выпуска номенклатуры по вылету стрелы, по грузовому моменту и по допоборудованию». В последнее время беспроводные устройства связи упорно вытесняют проводную связь. Сейчас наблюдается бум беспроводных технологий, беспроводную связь внедряют там, где требуется локальная связь на расстоянии от единиц до сотен метров. Лишь недавно появились надежные системы радиоуправления, и они тут же получили широчайшее распространение в области систем управления КМУ. «Основная тенденция – повышение мощности и грузоподъемности КМУ без увеличения потребления энергии и увеличения металлоемкости за счет применения энергосберегающих технологий и усовершенствованных сталей, - утверждает Ирина Миронова. - Современные покупатели предъявляют к подъемно-транспортному оборудованию требования, раньше считавшиеся второстепенными: прежде всего оно должно быть удобным в эксплуатации, эргономичным и оснащаться электронным автоматизированным управлением».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >