Развитие городского электрического пассажирского транспорта является одним из главных направлений в деятельности мэрии Новосибирска по созданию комфортной городской среды. Среди приоритетных направлений – разработка проекта скоростного трамвая, развитие троллейбусного движения с использованием нового подвижного состава с автономным ходом на литий-ионных аккумуляторных батареях и всеобъемлющая информатизация отрасли. Благодаря такой четко обозначенной политике, Новосибирск вошел в число городов-лидеров в России. Инновационное направление транспортной политики в городе, которое претворяется в течение последних лет, приносит свои первые плоды.
В крупнейшем мегаполисе Сибири не стали ждать, пока будет сформирована на государственном уровне внятная транспортная политика. У нас уже сформулирована четкая программа и имеется видение - в каком направлении нужно идти для того, чтобы совершенствоваться и двигаться вперед. Особое внимание городские власти уделяют перспективным проектам – например, развитию скоростного трамвая, созданию нового поколения подвижного состава пассажирского транспорта.
Скоростной трамвай
Решение о строительстве в Новосибирске линий легкорельсового транспорта было принято на архитектурно-градостроительном Совете мэрии Новосибирска в феврале 2010 года. Осуществление данного проекта предполагается в рамках государственно-частного партнерства. Мэрия Новосибирска шаг за шагом реализует данный инновационный проект в области организации городского транспорта.
В 2008 году проектный инстиут НИПИ ТРТИ разработал Концепцию строительства скоростного трамвая в Новосибирске до 2030 года. Теперь на основании утврежденной концепции объявлен конкурс на проведение работ по созданию технико-экономического обоснования первой линии скоростного трамвая. 21 мая 2012 года был назван победитель конкурса на выполнение этой работы. По итогам рассмотрения конкурсной документации комиссия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии признала победителем ЗАО «Петербург-Дорсервис». Теперь проектировщикам предстоит сравнить на основе утвержденной концепции строительства два варианта первой очереди линии скоростного трамвая: участок от станции метро «Заельцовская» до поселка Пашино и участок от станции метро «Площадь Маркса» до поселка Левые Чемы с возможностью прохождения её через Краснообск. Сравнив объем пассажирских перевозок на этих направлениях и укрупненные стоимостные показатели, подрядчик подготовит предложения по составу первой очереди строительства.
Стоимостные показатели будут складываться из затрат на изъятие земельных участков и строений, стоимости общестроительных работ и подвижного состава, эксплуатационных затрат, коммерческих, финансовых, институциональных и технических рисков. Основные технико-экономические показатели и рекомендуемый вариант дальнейшего проектирования будут представлены на рассмотрение в мэрию города.
«Сейчас мы делаем первый шаг в реализации этого проекта для того, чтобы вовлечь максимальное число частных инвесторов, ищем новые подходы, привлекаем к работе различные финансовые институты, – отмечает первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов.
Затем начнется рабочее проектирование. Необходимо отметить, что Новосибирск является первопроходцем в области развития и становления системы скоростного трамвая в стране. В крупных российских городах-миллионниках подобные работы либо не проведены, либо муниципалитеты только заявляют о необходимости проведения предпроектных работ по развитию этого вида городского транспорта.
Гибридный подход
В прошлом году на новосибирских улицах появился первый гибридный троллейбус, который часть маршрута проходит, питаясь от контактной сети, а часть – как электромобиль, используя энергию аккумуляторов. Модель этого гибридного троллейбуса разработана новосибирской компанией «Арс-Терм». Основное преимущество модели — возможность автономного хода за счет заряда аккумулятора. Использоваться новые троллейбусы будут для продления уже существующих маршрутов, первым из которых станет троллейбусный маршрут № 5. Именно на этом направлении был опробован первый в стране троллейбус с литий-ионными аккумуляторными батареями производства новосибирского предприятия «Лиотех». Альтернативой новому троллейбусу было сооружение в районе маршрута новой тяговой подстанции стоимостью более 200 млн рублей. Новый инновационный подвижной состав позволил отказаться от строительства ТЭП, контактной сети.
При испытаниях троллейбуса СТ-6217 с автономным источником питания на литий-ионных аккумуляторах выяснилось, что дальность поездки без использования традиционной контактной сети составляет более 30 километров. Это позволяет использовать данный подвижной состав на тех маршрутах, где пока не будет создана троллейбусная контактная сеть, на таких направлениях в городе, где высокий пассажиропоток. Специалисты называют такие направления: это микрорайоны Родники, Снегири, Пашино, улица Большевистская, Западный и Юго-Западный жилмассивы и др.. В планах мэрии Новосибирска запуск еще трех единиц подвижного состава в направлении аэропорта «Толмачево».
Информатизация транспортного обслуживания
Помимо инновационных разработок и проектов, одной из главных задач совершенствования работы транспортного комплекса Новосибирска стала системная работа по внедрению современных технологий в организацию перевозочного процесса. Подключение пассажирского транспорта к автоматизированной системе управления «АСУ-Навигация» позволяет обеспечить в режиме реального времени контроль соблюдения подвижным составом маршрутной схемы и выполнение графика движения. Сейчас большинство новосибирских перевозчиков оснащено комплектами бортовой аппаратуры, а их подвижной состав подключен к системе. В Новосибирске на крупных пересадочных остановочных пунктах установлены информационные электронных табло: на площади Калинина, Карла Маркса, Гарина-Михайловского, Речном вокзале и др. В текущем времени пассажиры общественного транспорта получают информацию о прибытии на остановочный пункт нужного автобуса, троллейбуса и трамвая.
Еще одно нововведение. В целях предупреждения ДТП при пассажирских перевозках запущен пилотный проект системы «Профилактика безопасности дорожного движения» (ПБДД). С помощью устанавливаемых на транспортном средстве приборов на протяжении всего маршрута система фиксирует данные о соблюдении водителем правил дорожного движения, порядка посадки и высадки пассажиров, а также ведёт постоянный контроль технического состояния подвижного состава. Посредством спутниковой, видео и GSM связи информация направляется в центр мониторинга для оперативного принятия мер или ее хранения.
Новосибирск одним из первых городов в России внедрил на пассажирском транспорте проект «Электронный проездной» и продолжает развивать автоматизированную систему безналичной оплаты проезда (АСОП). Сегодня по транспортным картам горожан обслуживает метрополитен, муниципальные и коммерческие автобусы, троллейбусы и трамваи. Пластиковыми проездными пользуются около 550 тысяч новосибирцев, а ежемесячное количество поездок по всем типам карт превышает 10 миллионов. Обновление парка общественного пассажирского транспорта – еще одна стратегическая задача отраслевого департамента мэрии Новосибирска. В 2008-2009 г.г. приобретено 58 современных троллейбусов марки «Тролза». В сотрудничестве с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в 2012 году запланировано приобрести 50 автобусов городского типа. Ежегодное переоснащение горэлектротранспорта проводится не только за счёт покупки новых машин, но и путём модернизации подвижного состава. Выполнен капитально-восстановительный ремонт 23 трамваев и троллейбусов.
Сейчас процесс модернизации подвижного состава выведен на новый уровень – при модернизации трамваев используют новый кузов, изготовленный белорусским предприятием «Белкоммунмаш» (г.Минск). За счёт этого срок эксплуатации такого вагона составит не менее 12 лет. В условиях трамвайного депо на вагон установливается энергоэкономичный тяговый электрический привод. Проводится также реконструкция тележек вагона (установка второй ступени подрессоривания), что обеспечивает снижение шума и вибрации при движении. Стоимость модернизации трамвайного вагона с заменой тягового электрического привода на энергоэкономичный составляет около 5 млн рублей, модернизация с заменой кузова и установкой второй ступени подрессоривания – 8 млн руб. В начале 2012 года в Новосибирске на маршрут №13 вышел первый низкопольный трамвайный вагон производства Усть-Катавского вагоностроительного завода им. Кирова. Этот вагон удобен для людей с ограниченными возможностями и пожилых горожан. Просторная площадка в середине салона создаёт комфортные условия для проезда пассажиров с детскими и инвалидными колясками, велосипедами. Широкие дверные проёмы и накопительные площадки в низкопольной части вагона позволяют увеличить скорость посадки-высадки пассажиров на остановках. Его максимальная пассажировместимость – 186 человек.
Дальнейшее развитие наземного транспорта предполагается не только за счёт обновления подвижного состава, но и выделения на городских магистралях специальных полос для него.
Работа мэрии Новосибирска по совершенствованию работы и развитию пассажирского транспорта является примером того, как в условиях инициативы и грамотного подхода можно и нужно развивать транспорт большого города.