+79139857900

Портрет сибирской автомойки

12 октября 2011 в 09:35

Обзор автомоечного рынка в Сибири мы решили сделать далеко не в самый благоприятный для данной отрасли момент. По данным различных независимых источников, автомоечный бизнес весьма болезненно переживает кризис в большинстве крупных городов. Впрочем, целью нашей работы является не столько анализ рынка данного вида услуг, сколько анализ технической вооруженности ручных автомоек в сибирских городах. Впрочем, без краткой характеристики рынка всё же не обойдешься.

 

Эксперт: Игорь Степанов, коммерческий директор компании КРИСТОФЕР (официальный торговый и сервисный представитель Karcher).

 

Итак, 2008-09 годы были не простыми для автомойщиков. По данным компании Toy-Opinion, которая выясняла, насколько успешно рынок автомоечных услуг противостоит кризисным явлениям, в прошлом году автомойки потеряли от 10 до 20% своих доходов. Главной причиной снижения прибыли стали сокращения бюджетных расходов на мойку автомобилей со стороны корпоративных парков. Многие владельцы такси, служб доставки, прокатных компаний заставили своих сотрудников мыть машины самостоятельно. Частные лица также стали меньше тратить на чистоту своих машин. Это выразилось не в частоте посещения моек, а в сокращении количества услуг, то есть в уменьшении «среднего чека». Среднестатистический автомобилист сегодня нередко отказывается от дорогостоящих и не обязательных услуг, таких как полировка кузова, химчистка и так далее. И тем не менее, ситуация вовсе не так плачевна, как может показаться. Количество потребителей в крупных городах продолжается увеличиваться, за счет новых автомобилистов. Количество автомоек, как автоматических, так и ручных, в крупных сибирских городах пока ещё не достигло предела. В часы пиковых нагрузок по-прежнему перед мойками стоят очереди из машин. Даже на портальных и туннельных мойках, которые имеют великолепную проходимость, клиенты ждут по продолжительное время. Это позволяет нам говорить о том, что рынок автомоечных услуг ещё будет развиваться.

 

Что касается нашего исследования, как уже было сказано выше, мы ставили перед собой цель, выяснить:

 

  1. Какова доля крупных, средних и мелких предприятий в сегменте ручных автомобильных моек?
  2. Насколько хорошо они укомплектованы аппаратами выского давления (с подогревом и нет)?
  3. Какие виды дополнительных услуг, наиболее популярны?
  4. Какие марки оборудования и автомобильной химии представлены на рынке Сибири?
  5. Какова доля сетевых и одиночных предприятий?

 

Информация собиралась методом телефонного опроса менеджеров автомоечных предприятий. Сотрудники нашего аналитического отдела опросили свыше 200 автомоек в 4-х городах Сибири, и вот какие результаты мы получили.

 

Дорогая недвижимость сдерживает рост.

 

Подавляющее большинство автомоечных предприятий нашего региона – представляют собой микробизнес. После шиномонтажного рынка, автомоечный, наверное, самый удобный вид автомобильного бизнеса для инвесторов с небольшим капиталом. Это подтверждается и результатами нашего опроса. Доля сетевых автомоек в городах Сибири, по полученным нами данным, не превышает 11%. Подавляющее большинство предприятий – это одиночные автомойки с количеством постов от 2 до 4. Свыше 57% опрошенных нами автомоечных предприятий имеют не более 4 моечных постов. Доля крупных автомоечных предприятий с количеством постов более 6 крайне невысока (3%). Основная причина – нехватка свободных площадей.

 Сетевые автомойки

Комментарий эксперта:

«Инвестиции в помещение для автомойки сегодня составляют самую значительную долю вложений. В 90-е годы автомойку можно было создать практически в любом свободном боксе автопарка. Помещений было много. В начале 2000-х эти возможности были исчерпаны и для создания автомоек потребовались новые здания из быстровозводимых конструкций. Именно в таких здания сегодня работает подавляющее большинство новых автомоек. Однако, стоимость квадратного метра в крупном городе довольно высока, поэтому многие начинающие бизнесмены и начинают с небольшого предприятия на 3-4 поста. Люди опытные в этом бизнесе тоже боятся создавать крупные автомоечные центры и вовсе не потому, что они опасаются за их загрузку. Одна из самых серьезных проблем – кадры. Хорошие мойщики сейчас – на вес золота. Их невозможно найти. Укомплектовать мойщиками небольшую автомойку гораздо проще, чем предприятие с большим количеством постов».

 Количество автомоечных постов

АВД: с подогревом и без.

 

Диаграмма, отражающая комплектацию автомоек аппаратами высокого давления, довольно сильно похожа на первую. Доля предприятий с количеством АВД от 1 до 2 составляет 64%. Ещё 31 % опрошенных заявили, что они используют в работе от 3 до 4 АВД. Это говорит о том, что значительная часть автомоек не укомплектована аппаратами высокого давления по принципу 1:1.

 Наличие аппаратов высокого давления на автомойках

Комментарий эксперта:

 

«В принципе, ничего критического в том, что количество постов больше, чем количество аппаратов я не вижу. Хотя двухпостовой мойке работать на одном аппарате намного сложнее, чем трехпостовой мойке – на двух АВД. Представить себе ситуацию, что на мойку одновременно заезжают сразу три машины и всем трём из них необходимо помыть только кузов, и ничего более, довольно трудно. Как правило, помимо кузова, заказывают уборку в салоне, или хотя бы, мытьё ковриков. Соответственно, пока два аппарата работают с кузовами двух машин. На третьем посту могут выполняться дополнительные работы, не требующие участия АВД. На двухпостовой мойке такое разделение труда выполнить будет довольно трудно.

 

 

Ещё более интересная картина наблюдается в диаграммах №3 и №4, которые отражают количество аппаратов высокого давления с подогревом и без на автомойках сибирских городов. Так 44% опрошенных нами автомоек не имеют ни одного аппарата с подогревом воды. Ещё 49% предприятий имеют от 1 до 2 АВД с подогревом воды. Это говорит о том, что уровень технической оснащенности довольно значительной части ручных автомоек ещё очень далек от идеала. Несколько участников опроса признались, что используют горячую воду из системы горячего водоснабжения, что крайне вредно для моечного оборудования. Доля предприятий, не использующих в своей работе недорогие аппараты без подогрева воды намного ниже – около 19%. В целом, парк профессиональных АВД без подогрева намного больше. В частности, примерно 11% опрошенных отметили, что у них работает от 3 до 4 аппаратов без подогрева воды, в то время, как АВД с подогревом в таком количестве присутствуют только на 7% автомоек.

 Аппараты высокого давления с подогревом и без подогрева на автомойках

Комментарий эксперта:

«В принципе, есть возможность полного отказа от использования аппаратов высокого давления, греющих воду. Однако для этого необходимо на мойке создавать объемный бойлер, в котором постоянно должна поддерживаться стабильная заданная температура воды в автоматическом режиме. Такой вариант комплектации автомойки весьма интересен, когда есть потребность в создании многопостовой автомойки. Это позволит сэкономить на инвестициях в оборудование, без какого-либо снижения качества мойки. Что же касается вариантов, когда вода берется из системы отопления, то их комментировать не имеет смысла. Это верный способ сильно сократить срок службы своего оборудования».

 

Дополнительное оборудование

 

Из дополнительного оборудования на сибирских автомойках наиболее востребованы ковровые экстракторы для очистки текстильных поверхностей и салонных ковриков (93%), а также приспособления дл создания обильной пены – пенокомплекты и пеногенераторы (92%). Пылеводососы встречаются на обычной автомойке для легковых автомобилей намного реже. Лишь 74% автомоек заявили, что у них есть данное оборудование.

 Наличие ковровых экстракторов, пылеводососов на автомойках

Торговые марки

 

Переходим к наиболее насущному вопросу. Какие марки моющего оборудования и автохимии наиболее уверенно чувствуют себя на сибирском рынке? Что касается оборудования, то здесь результат был ожидаем. Львиную долю рынка занимает немецкий концерн Karcher (84%), причем в некоторых городах доля этого бренда близка к 100%. На втором месте, с огромным отставанием, но также довольно предсказуемо располагается итальянская марка IPC Portotechnica (6%). Ещё один итальянский бренд Delvir – на третьем месте. У него 4%. Также в незначительном количестве представлены на сибирском рынке итальянская марка Comet и голландская Nilfisk-Alto.

 Марка используемого оборудования на автомойках

Комментарий эксперта:

«Столь высокие результаты Karcher объясняются целым рядом причин. В их числе – более ранний выход этой марки на рынок, наличие широкой филиальной и сервисной сети, проработанная сервисная политика. Я не стану говорить о технологических преимуществах того или иного оборудования. Могу отметить, что все моющие аппараты ведущих производителей сегодня имеют достаточно высокий ресурс и качество. Однако если мы посмотрим на торгово-сервисную инфраструктуру, которая сопровождает каждого владельца Karcher, и сравним её с инфраструктурой других производителей в регионах Западной Сибири, то увидим, почему такое большое количество потребителей доверяет именно нашей марке. Один день простоя аппарата высокого давления в сезон приносит владельцу мойки около 2000 рублей убытка, и если у поставщика нет возможности обеспечить 100% работоспособность оборудования ежедневно, то перспективы данного оборудования на рынке не очень-то хорошие».

 

Автохимия 

 

В сегменте профессиональной автохимии для моечных предприятий всё не так однозначно, как в сфере оборудования. Этот сегмент рынка очень конкурентный. На нём ежегодно появляются все новые игроки. Некоторые из них закрепляются, но довольно значительная доля новых брендов довольно быстро уходят в небытие, по причине нестабильного качества. Все эти тенденции очень хорошо отражены на диаграмме №9. 8% опрошенных заявили, что они не используют в работе какую-то одну марку автохимии. Ещё 16% отметили, что не могут назвать производителя автошампуня, который они применяют в работе. Это может говорить о том, что данные предприятия используют непрофессиональные моющие средства, либо автохимию полуподпольных производителей. Из известных производителей лидирующие позиции на рынке занимают российская марка Activprofi (15%), фирменные моющие составы Karcher (14%) и автохимия Cleanol (13%). 9% опрошенных назвали в качестве основного моющего средства состав Mafrasol. Впрочем, данные цифры не следует воспринимать, как абсолютные значения занимаемых долей рынка. Дело в том, что в каждом сибирском городе этот сегмент рынка выглядит по-разному. Так в Омске Cleanol занимает ведущие позиции (более 50%), в то время как в других городах этот бренд практически не представлен. Activprofi хорошо представлен в Новокузнецке и в Томске. Автохимия Ma-fra (Mafrasol) имеет более прочные позиции на автомойках Новосибирска, но гораздо хуже представлена в других городах. Более-менее ровные позиции от 20 до 10% во всех четырех городах имеет только Karcher.

 

«Рынок профессиональной автохимии сегодня подвергается сильнейшему давлению. Очень многим хочется заработать на поставках автохимии на мойки, поэтому идут на самые разные уловки. К примеру, нередко продают химию в килограммах, а не в литрах, при этом далеко не все потребители понимают, что 20 килограммов моющей жидкости – это намного меньше, чем 20 литров, в силу того, что плотность химии выше единицы. Для того, чтобы повысить эффективность состава, увеличивают pH-показатель настолько, что автохимию потом невозможно смыть с кузова – приходится расходовать намного больше воды. В конечном итоге, покупка недорогой автохимии не приносит желаемой экономии, а риск повреждения кузова заметно вырастает».

Автохимия на автомойках

Ориентируемся на клиента

 

Забота о клиенте уже давно стала одним из важнейших конкурентных преимуществ автомойки. Мойка – это то место, где автомобилист вынужден находиться не менее получаса и если не заботиться о его досуге в эти 30 минут, то можно растерять даже самых преданных клиентов. Кроме того, на предоставлении дополнительных услуг можно неплохо заработать. Эти доводы кажутся сегодня незыблемыми, однако 10% автомоечных предприятий, участвовавших в опросе, признались, что у них нет даже зоны для отдыха клиентов. Что ж, если даже такие мойки продолжают приносить деньги, то до насыщения рынка действительно ещё очень далеко. Так что потенциальным инвесторам есть над чем подумать.

 Наличие зоны отдыха клиентов на автомойках

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Искусственный интеллект LAUNCH на службе у автодиагностов

Как мы уже упоминали в предыдущем номере, компания LAUNCH анонсировала свое...

26 июн 2017 в 21:13

Подробнее >
Photo

Портрет сибирского автосервиса

Обычно, в исследованиях, посвященных рынку автосервисных услуг, принято...

12 окт 2011 в 07:13

Подробнее >
Photo

Воздушные силы

В последние годы роль сжатого воздуха на автосервисе существенно возросла....

11 окт 2011 в 10:44

Подробнее >