Как известно, с начала 2015 года в РФ действуют ограничения на ввоз автобусов из-за рубежа для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эта мера, принятая Правительством РФ в знаменитом Постановлении №656, оказала существенное влияние на рынок пассажирской техники. И, по идее, должна была способствовать импортозамещению в отечественном автобусостроении. По прошествии четырех лет анализ состояния автобусного рынка РФ свидетельствует о действенности принятых мер. Отметим, что данный акт не препятствовал ввозу техники из стран Таможенного союза – Республики Беларусь и Казахстана. Впрочем, один сегмент все же не удалось заместить. Из 12 199 новых автобусов, проданных в РФ в январе-ноябре 2018 года, 1 158 оказались автобусами-иномарками.
Китайская неожиданность
Но самый неожиданный результат за прошедшие четыре года заключается в том, что отечественные автобусостроители не смогли представить перевозчикам современную, надежную, комфортабельную и недорогую в эксплуатации модель междугороднего лайнера. За них это сделали китайские автобусостроители. Несмотря на определенные законодательные запреты в парках перевозчиков, которые осуществляют так называемые межмуниципальные и межрегиональные перевозки все больше китайских автобусов. И это отражено статистикой. Так, продажи автобусов Yutong удвоились и составили 480 единиц (+105%), а объем проданных китайских автобусов Higer 198 штук.
Мундиаль автобусу помощник
Удивительно, что региональное распределение лидеров автобусного рынка совпадает с географией проведения матчей прошедшего Чемпионата мира по футболу-2018. Помимо двух столиц, в ТОП-10 территорий крупнейших рынок автобусов вошли Ростовская, Свердловская, Нижегородская области, Республика Татарстан и Краснодарский край. Из «нефутбольных» регионов на 9 и 10 позиции рынка новых автобусов оказались Тюменская и Кемеровская области, где активно происходит процесс обновления подвижного состава автобусных парков. Всего же на автобусном рынке страны было продано 12 199 новых автобусов, это на 16,7% больше чем годом ранее. Несомненно, что Мундиаль поспособствовал росту автобусного рынка.
Вечный «пазик»
По итогам продаж новых автобусов за 11 месяцев 2018 года на первом месте с долей 51% продукция Павловского автобусного завода (ПАЗ). Уже который год древние «пазики» ПАЗ-3205 становятся лидерской моделью отечественного рынка. Это обусловлено низкой стоимостью автобуса, высокой ремонтопригодностью, и невысокой стоимость владения. Поэтому перевозчики, особенно в сельской местности, да и в малых и средних городах, не видят им альтернативы. На морально устаревшую модель ПАЗ-3205 приходится четверть автобусных закупок (3 099 штук). На втором месте более свежая модель ПАЗ-3204 с результатом 2 131 шт. Тройку лидеров замыкает ПАЗ-4234 (764). В автобусную статистику с некоторых пор стал засчитываться каркасный мини-автобус Газель-Next с результатом 750 машин.
Городские реалии
В сегменте больших городских автобусов традиционно лидирует Ликинский автобусный завод - 1 448 единиц подвижного состава (рост +12,6% к АППГ). Следом, нефтекамский НефАЗ с результатом 910 автобусов (+22,3%). Серьезно увеличил долю и «Волжанин», который запустил новое сборочное производство во Владимирской области. Его результат 570 автобусов (+74,3%). Белорусский МАЗ продал 483 автобуса (+44%).
Примечательно, что в сегменте городских автобусов доминирует низкопольная модель ЛИАЗ-5292 (541 шт.). Автобусопроизводитель из подмосковного Ликино-Дулево выполняет московский заказ и контракт с Подмосковьем. Также примечателен факт, что высоким спросом до сих пор пользуется и морально устаревшая высокопольная модель ЛИАЗ-5256, своих клиентом нашли 471 автобус. Впрочем, лидером городского сегмента является модельная линейка НефАЗ-5299. Но в нее включены автобусы как полунизкопольные, так и более современные модели с 100% низким полом в салоне.