+79139857900

Послепродажное обслуживание автомобилей. Анализ рынка

26 декабря 2012 в 12:46

Рынок послепродажного обслуживания автомобилей в последние годы в России довольно быстрыми темпами догоняет и даже обгоняет по основным показателям рынки стран Западной Европы, которые довольно долгое время считались у нас примером для подражания. Начиная со второго десятилетия 2000-х годов у менеджеров российских СТО уже нет повода упрекать российских автовладельцев в том, что они редко посещают СТО, имеют маленькие среднегодовые пробеги и слишком старые автомобили.

 

Последний доклад компании GiPA, озвученный на выставке МИМС/Автомеханика в Москве, показал, что по ключевым параметрам мы уже обогнали такие страны как Италия и Испания и вплотную приблизились к Франции.

 

При составлении доклада компания GiPA провела интервьюирование более 15 000 водителей в пяти странах: Германия, Испания, Италия, Франция и Россия. Респондентов попросили ответить на такие вопросы как возраст автомобиля, средний пробег, количество посещений СТО в год, тип используемого топлива, тип автосервиса, на котором обслуживается респондент (официальный дилер, независимый автосервис, экспресс-автосервис, другой). На основании ответов респондентов и был подготовлен этот аналитический материал.

 

 

Парк растет…

 

Но начнем мы с динамики роста автомобильного парка. Ни для кого не секрет, что парк движущейся техники в РФ в последние 10 лет растет очень быстрыми темпами. Согласно обзору компании GiPA, за период с 2008 по 2012 год парк эксплуатируемой автотехники в нашей стране вырос на 24%. Вместе с этим в нашей стране сохраняется положительная динамика роста продаж новых автомобилей, что дает основания говорить о том, что в ближайшие годы этот парк будет продолжать расти. За период с 2007 по 2011 годы продажи новых автомобилей выросли на 15%, и это несмотря на серьезный спад продаж в 2009 году. Для сравнения: в странах Европы парк автомобилей за последние 4 года практически не изменился, а динамика регистраций новых транспортных средств была, очевидно, положительной лишь во Франции (+7% с 2007 по 2011 гг.); в Германии рост продаж составил лишь 1%, а в двух других европейских странах и вовсе отмечен сильный спад, что вполне возможно приведет к сокращению эксплуатируемого парка в ближайшем будущем и к обострению конкуренции на рынке послепродажного обслуживания автомобилей в этих странах.

 

Динамика автопарка

 

 

… и молодеет

 

Средний возраст автомобилей, находящихся в эксплуатации, тоже дотянулся до среднеевропейского показателя и составляет на данный момент 8,1 года, что на 0,2 года больше, чем в 2008 году. В нынешних условиях рынка это свидетельствует о том, что россияне стали более бережно относиться к своим автомобилям, а качество технического обслуживания позволяет эксплуатировать автомобиль в течение этого срока. Аналогичная тенденция наблюдается и в других странах Европы. Наиболее заметно увеличение среднего возраста автомобилей в Италии и Испании, но в этих странах данный показатель растёт вынужденно, в силу того что авторынки этих странах находятся в кризисе и автовладельцы вынуждены отказываться от покупки новых транспортных средств.

 

Возраст автопарка

 

Доля автомобилей в возрасте от 10 лет и старше в России сегодня наименьшая в Европе. В большинстве стран Евросоюза доля таких автомобилей составляет более 40% (исключение – Италия). В России же этот показатель сегодня 32%. В России в структуре парка один из самых высоких показателей доли новых автомобилей (до 2 лет эксплуатации) и автомобилей, выходящих с гарантийного срока (3-4 года), что открывает весьма радужные перспективы для независимых автосервисов, поскольку именно эта часть рынка в ближайшие 1-2 года с большой долей вероятности выйдет из обслуживания автодилеров.

 

Средний возраст автомобилей по странам

 

 

15 800  км в год

 

По среднегодовому пробегу россияне уже сегодня опережают всех европейцев. Тут следует отметить сразу несколько причин. Первая: в Европе большое количество семей с количеством автомобилей более 1-го, и естественно, среднегодовой пробег автомобиля в такой семье намного меньше, чем пробег единственной машины. Вторая причина – территория России. В последнее время состояние автомагистралей улучшилось, россияне стали больше путешествовать на личных автомобилях, предпочитая этот вид транспорта общественному. Третья причина – ушла в прошлое привычка эксплуатировать автомобиль только в летний период, что связано с повышением качества автомобилей и компонентов. Кстати, за последние несколько лет этот показатель (среднегодовой пробег) вырос только на российском рынке. Европейские потребители, скованные ограничениями на свободный проезд автомобилей по центральным районам крупных городов, пересаживаются на велосипеды и общественный транспорт, по крайней мере, по пути на работу и обратно. В российских городах эта тенденция пока ещё не заметна. Впрочем, разговоры о запрещении свободного въезда в крупные города РФ сегодня уже начались. Это значит, что через несколько лет наши автомобилисты также будут вынуждены ограничить себя.

 

Средний пробег автомобилей за год

 

Доля дизельных двигателей в частном автопарке по-прежнему очень мала. Если в европейских странах доля легковых автомобилей, работающих на этом виде топлива, составляет от 25 до 60%, то в России – около 3% (это преимущественно внедорожники и пикапы). Поэтому ориентированность российского рынка послепродажного сервиса на обслуживание бензиновых двигателя сохраняется.

 

Структура автопарков по типу используемого топлива

 

Не так уж плохо обстоят дела и с продажами автокомпонентов через сеть Интернет. Несмотря на то, что степень проникновения Интернета в России заметно ниже, чем в других странах Европы, доля продаж автошин, запасных частей и автоаксессуаров в онлайне довольно высока. Мы приблизились по этому показателю к лидеру – Франции —  и опережаем Испанию, Италию и даже Германию. Поставщикам автокомпонентов и компаниям, предлагающим услуги на автосервисном рынке, необходимо учитывать этот фактор в своих маркетинговых программах, поскольку в среднем около 9% россиян пользуются интернетом для покупок автомобильных товаров.

 

 Покупки автозапчастей в Интернет

 

 

 Дважды в год – на СТО

 

Единственный параметр, по которому мы пока заметно уступаем лидеру европейского рынка, – это среднее количество посещений автоцентра на автомобиль. В Германии эта цифра составляет 2,4 посещения в год. В России – лишь 1,8, что сопоставимо с данными по Италии и Испании и превышает показатели Франции. Однако динамика роста этого показателя позволяет нам рассчитывать на то, что уже в ближайшие годы эта цифра будет сопоставима с немецкими данными. В России в течение года среднее количество посещений выросло на 11,7 %, а за четыре года  - более чем на 74%.

 

Количество посещений автосервиса

 

Независимые автосервисы по-прежнему удерживают за собой около 50% рынка. Что же касается официальных дилеров, то их доля на рынке послепродажного обслуживания неуклонно снижается. В 2009 году она составляла 20%, в 2011-м году – всего 17%. Это при том, что доля молодых автомобилей в российском парке  одна из самых высоких в Европе и составляет 41%. Это свидетельствует о том, что значительная часть автовладельцев разочарована в качестве дилерских ремонтных услуг и обращается к независимым СТО. От них самих сегодня зависит, смогут ли они предложить услуги надлежащего качества, которые смогут удовлетворить взыскательных владельцев новых и дорогих автомобилей.

 

Структура посещения автосервисов

  

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Размышления о будущем

Приближающееся семимильными шагами будущее ставит перед участниками отрасли целый...

2 ноя 2017 в 14:01

Подробнее >
Photo

Новый образ авторынка

За прошедшие полтора десятилетия отечественный автомобильный рынок проделал огромный...

18 июл 2016 в 21:22

Подробнее >
Photo

Тренды сервисного рынка

На автомобильном рынке в условиях экономического кризиса роль предприятий по...

7 апр 2016 в 13:36

Подробнее >