+79139857900

Постпандемийная реальность рынка автозапчастей

11 марта 2021 в 14:45

Трудности, переживаемые экономикой страны, проецируются на различные сегменты автомобильного рынка. Не оказался в стороне и рынок автомобильных запасных частей и расходных материалов. Наш материал о том, какие тенденции наблюдаются в данном сегменте рынка послепродажного обслуживания автомобилей.

 

Действительно, рынок автозапчастей многогранный и довольно сложный по составу и структуре. Сегодня его емкость в РФ составляет астрономическую сумму, оцениваемую в 1,5 трлн руб. При этом ассортимент насчитывает более трехсот номенклатурных групп с числом артикулов около одного миллиона единиц. В целом же общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в России превысил 1 млрд единиц различных деталей

.

На рынке запчастей представлено десять ведущих групп, которые покрывают более 60% всего объема рынка. Самыми крупными традиционно являются три сегмента – шины, детали подвески и масла. Емкость рынка масел и технических жидкостей в предковидном году составила 111,2 млрд руб., или 7,6% от общего показателя. Именно рынок масел и тренды, обусловленные сменой поведения потребителей, стали объектом нашего внимания.

 transervice_02_CMYK-27 различным

Вязкая структура масляного рынка 

Пандемия и карантин повлияли на рынок масел в не самую лучшую сторону. Аналитики компании GFK, одного из мировых лидеров в области изучения потребительского спроса, проводят регулярные исследования по категориям непродовольственным товаров. Результаты их анализа российского рынка моторных масел для автомобилей показали снижение продаж в прошлом году на 4,3% (в натуральном выражении). В денежном выражении рынок снизился менее чем на 4%, а средняя цена стабилизировалась, показав небольшой прирост в 0,9% к аналогичному периоду 2019 года.

 

Первый квартал прошлого года позволял рассчитывать в целом на общую положительную динамику рынка моторных масел в течение года. Каждый из трех месяцев первого квартала показывал прирост объемов в сравнении с аналогичным месяцем предыдущего года. А в феврале отмечался даже двузначный прирост к февралю 2019-го. Специалисты прогнозировали всплеск продаж в апреле. Это традиционный пиковый месяц на рынке моторных масел. Однако все одномоментно изменилось.

 

Напомним, что в конце марта произошел уход на самоизоляцию, и вместо апрельского сезонного пика произошел мощный провал - рынок рухнул на 39%. Эта отрицательная динамика всего лишь одного месяца негативно повлияла на показатели всего 2020 года.

 

Поясним: на рынке моторных масел традиционно два сезонных пика, которые приходятся на апрель и октябрь. В октябре показатели реализации фактически достигли уровня пика 2019 года и  даже немного превзошли их. В целом же, начиная с мая, показатели постепенно приблилижались к значениям предыдущего 2019 года. Таковым оказался рынок моторного масла в абсолютных значениях.

 

Независимые эксперты из компании GFK отмечают, что рынок моторного масла за 2020 год сильно изменился в плане объемов, структуры, поведения потребителей и ряда других характеристик. Безусловно, основным каналом потребления моторных масел является  авторитейл, или розница. Происходит сокращение доли продаж через гипермаркеты, однако не осталось незамеченным  увеличение продаж на 3% у автодилеров. На рынке масел онлайн-продажи занимают пока небольшую долю в 6,3%. Но этот канал показал в некоторые месяцы прошлого 2020 года двузначный прирост, по отношению к месяцам предыдущего года, в некоторые периоды положительная динамика доходила до + 11%.

 

Сокращение объемов потребления сказалось на структуре рынка моторного масла. В целом немногим более 75% продаж до сих пор приходится на продукцию зарубежных производителей. Они остаются лидирующей группой на рынке России. Но внутри каналов реализации наблюдаются интересные тренды. Согласно исследованиям GFK происходит небольшой сдвиг в сторону отечественных производителей, которые на рынке занимают 23,6%, но при этом в гипермаркетах отмечен существенный сдвиг в сторону отечественного продукта. Также, что достаточно неожиданно, увеличилась доля отечественных брендов и в таком консервативном канале как сервисы автодилеров. 

 

Также происходят сдвиги спроса и в плане технических характеристик продукта. Сегодня минеральные масла практически ушли и  их доля снизилась до 2,2% от объема продаж. На рынке «правят бал» моторное масло либо полностью синтетическое или на полусинтетической основе. 

 

Что касается такого показателя как вязкость, то на рынке тон задают три продукта. Ключевым является моторное масло 35W-40. Но одновременно такой продукт как 10W-40, занимает сегодня более четверти объема продаж в натуральном выражении. Впрочем, из года в год это масло теряет свою долю, уступая место более свежим продуктам. Также в предыдущие годы отмечался рост продуктов 30W-20, но реалии 2020 года внесли свои коррективы. Теперь рост их рыночной доли прекратился.

 

transervice_02_CMYK-2k6

 

 

Безусловно, на рынке основной остается 4-литровая упаковка. При этом тренд на рост доли такой тары в прошлом году остановился, но ее доля до сих пор высока и составляет 23,8%. Практически каждый четвертый литр моторного масла на рынке России продается в розлив. Но в силу того, что такой способ покупки масел происходит в оффлайне, а с учетом карантина и закрытия многих торговых точек, рост доли разливных масел остановился и его «победное шествие» прекратилось.  В прошлом году был зафиксирован объем продаж на уровне 23,5% в натуральном выражении. Но представляет интерес такой многолетний тренд, как расширение географии распространения такого способа продаж. Разливные масла начинают проникать на рынок Дальнего Востока, растут продажи в Северо-Западном федеральном округе. Но с другой стороны, их доля несколько снизилась в таких традиционных регионах как Урал, Поволжье, Сибирь и Южный федеральный округ.

 

Впервые в новейшей истории в 2020 году рынок моторных масел в Российской Федерации столкнулись с вызовами. Это касается ситуации в наиболее благополучных регионах и городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, города Южного федерального округа (Краснодар, Ростов-на-Дону). Причиной послужили введенные весной наиболее жесткие карантинные меры. Из-за этого в апреле на этих региональных рынках наблюдались негативные явления, а структура рынка наиболее кардинально изменилась в сравнении с другими региональными рынками. Произошло снижение доли данных регионов на рынке автозапчастей. В свою очередь, увеличилась доля таких регионов как Уральский, Приволжский и Сибирский федеральные округа.

 

Онлайн пока медлит 

Онлайн-продажи стали новым драйвером рынка автозапчастей. В предкризисном 2019 году они  показывали двузначный прирост по отношению к предыдущему 2018 году. При этом в целом в  2020 году рост онлайн-продаж замедлился. Но его показатели в карантинном апреле были положительными, в то время как оффлайн-продажи обвалились на 41% в абсолютном выражении по отношению к апрелю 2019-го. При дальнейшем восстановлении рынка моторных масел, как онлайн, так и оффлайн, объемы продаж росли в период после отмены карантинных мероприятий. В целом же объем рынка постепенно восстанавливался к показателям 2019 года с помесячным шагом. Но все равно, достигнуть уровня предыдущего 2019-го оказалось невозможным.

 

Апрель как самый катастрофический месяц прошлого года изменил покупательское поведение. В этот период поездки фактически были вынужденными. Но тем потребителям, кому было необходимо поменять масло, удвоили покупки через онлайн-каналы. Поэтому доля таких продаж возросла и составила 9,3% от общего объема продаж масел. Затем, после отмены карантинных мероприятий, было установлено несколько иное паритетное соотношение. Но в целом доля интернет-продаж постепенно растет в сравнении с предыдущим 2019 годом. 

 

Позиционировать онлайн-продажи как некий премиальный сегмент рынка масел нельзя. Хотя туда изначально зашли зарубежные компании со своими премиальными продуктами. В онлайне  выше доля полностью синтетических масел, на которые приходится порядка 70% продаж, в сравнении с 60% долей, отпускаемых по традиционным каналам.

 

Что касается вязкости, то здесь была отмечена различная динамика в предыдущие годы, поскольку онлайн-
и оффлайн-продажи двигались разнонаправленными  трендами. С увеличением интереса к онлайн-продажам практически у всех производителей, отмечалось, что доля масел 10W-40 постепенно росла с достаточно низких показателей. В то время как в оффлайне эти масла имели традиционно высокую долю, и в течение ряда лет она сокращалась.

 

 

transervice_02_CMYK-26

 

 

Сегодня, если сравнить набор и долю масел по показателю вязкости, то он очень близок. Масла  30W-40 составляют около 34%, что несколько выше  в онлайне, чем в оффлайне. А доля таких масел как  10W-40 в оффлайне несколько ниже, чем в онлайне. Но главный тренд все же очевиден – расширение ассортимента и представленности брендов в онлайне будет приближать его структуру к аналогичной в оффлайн-продажах. 

Что касается упаковок, то здесь также все очевидно. В онлайн в незначительном объеме продаются разливные масла, их продажи стали массовыми. Но все же основной упаковкой в онлайне являются трехлитровые, однолитровые и пятилитровые закрытые упаковки, которые пользуются наибольшим спросом.

 

Интересно сравнить и ценовую политику в онлайн и оффлайн-продажах. Здесь заметен такой тренд: цены в онлайне растут быстрее, чем в оффлайне. В текущем году это связно с политикой ведущих мировых производителей. При этом, если сравнить среднюю цену по различным классам вязкости, то в онлайне она чуть ниже, нежели в рознице. Анализ показал, что в среднем разница между онлайн и оффлайн-продажами по цене составляет примерно 5% в пользу онлайн. Ценовой фактор является существенным при выборе: до сих пор в онлайне масла дешевле, чем в розничных точках. Поэтому потребитель идет в онлайн фактически во всех сегментах торговых рынков, будь то бытовая электроника, бытовая техника и прочие товарные группы.

 

Согласно опросам потребителей, более 50% респондентов утверждают, что цена является ключевым фактором выбора, по которому они совершают покупку в онлайн. С учетом развития маркет-плейсов,  увеличением количества онлайн-игроков с их распространенной логистической сетью и пунктами выдачи по всей стране, расширением ассортимента предлагаемой продукции, онлайн-продажи обречены прирастать из года в год.

 

Кто идет в онлайн и почему 

Моторные масла это такой товар, который требует дополнительных итераций. Этот товарный продукт отличается, к примеру, от бытовой техники, которую потребитель покупает и тут же эксплуатирует ее. После покупки моторных масел потребитель заезжает на СТО, где механик  поменяет его в автомобиле. Хотя есть определенный контингент потребителей, которые это делают самостоятельно.

 

Было бы преждевременно утверждать, что потребитель перешел в онлайн. Если сравнить октябрь 2020 года с октябрем 2019 года, то доля онлайн-продаж в сегменте моторных масел была чрезвычайно низка и составляла 6,9%. В ноябре она выросла до 7%. В течение года наблюдался постепенный рост с доли 5,2% в начале года.

 transervice_02_CMYK-25

Безусловно, необходимо проанализировать мотивацию потребителей, уходящих в онлайн. Оказывается, что 50% потребителей идут в онлайн за ценой, три из четырех идут за широтой ассортимента. И еще один важный показатель, на который стоит обратить внимание, – 25% респондентов ответили, что онлайн - это их традиционное место покупки. Это важный показатель, характеризующий лояльность потребителей. Сегодня прошедший период карантина и пандемии в некоторой степени изменил потребительское поведение. В том числе присутствуют некие остаточные страхи нахождения в общественных местах. Люди стараются избегать скоплений людей, и если появляется возможность купить продукт онлайн, то они пользуются такой возможностью.

Самые возрастные группы автомобилистов-потребителей не настроены на онлайн-покупки в силу возраста или каких-либо других причин. Но столкнувшись с необходимостью совершить такую покупку и предприняв определенные действия, многие понимают, что  бережет себя и своих близких. Сегодня в силу разных обстоятельств и факторов, доля онлайн на рынке моторных масел небольшая, и ожидать быстрой революции не приходится. Для этого необходимо длительное время. Поэтому руководителям станций технического обслуживания, автомагазинов, дистрибьюторам надо «держать в голове» и предпринимать определенные подготовительные меры. Необходимо перенимать опыт у других индустрий, который появляется сегодня в очень большом количестве.

 

Говоря о сегменте станций технического обслуживания автомобилей, отмечается, что здесь традиционно высока доля продаж разливных масел. При этом в данный сегмент входит продукция брендов не только бюджетного сегмента, но и практически всех мировых производителей, включая премиальные линейки продукции. В портфелях таких мировых производителей растет доля разливных масел. На самом деле это оптимальное решение для потребителя, который, заезжая на СТО, выбирает высококачественный продукт.

 

В то же время в розничном сегменте с каждым годом появляется все большее число точек, которые называются ойл-бары, где потребитель может налить в упаковку из бочки любой объем масла. Сегодня доля разливных масел несколько сократилась, потому что розница пострадала больше, чем онлайн. Закрытие ряда магазинов повлияло на долю продаж разливного масла. Теперь это постпандемийная реальность.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >