+79139857900

Повлияют ли на российский авторынок трудности альянса Renault-Nissan-Mitsubishi

15 апреля 2020 в 03:56

Информационная лента каждый день приносит сообщения о трудностях то одного, то другого мирового автопроизводителя. Но если проблемы южнокорейского Ssangyong или индийской компании Mahindra в России мало кого волнуют по причине их отсутствия здесь, то сообщения от главного игрока российского авторынка франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi внушают некоторую тревогу. Поскольку Renault является владельцем отечественного АвтоВАЗ, а Nissan и Mitsubishi одни из крупнейших игроков в классе SUV. Насколько существующие трудности альянса могут запустить негативные процессы на российском рынке.

Как известно, в Российской Федерации суммарная доля автопроизводителей членов альянса, в том числе и отечественного АвтоВАЗа, составляет 39%. То есть два из пяти проданных автомобиля в РФ имеют либо ладью на решетке радиатора, либо ромб, либо три бриллианта, либо гордое название Nissan/Datsun.

Но вот в чем специфика. На местном рынке марка может иметь большую долю, но на самом деле страна, где ведется бизнес, может быть малоинтересна автопроизводителю. Поэтому надо рассмотреть реальный вес российского рынка у отдельных членов альянса.

Что интересно, оказывается, в данном альянсе Nissan более крупный автопроизводитель, чем Renault. Для иллюстрации возьмем цифры за самый успешный для них 2017 год. Тогда франко-японский альянс стал автопроизводителем номер один в мире. Взгляните, суммарно альянс  реализовал 10 млн 608 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей, потеснив uheggs Volkswagen и Toyota. Из них более половины 5,82 млн пришлось на подразделение Nissan (вместе с маркой Datsun), 3,76 млн — у группы Renault (с учетом брендов Dacia, Samsung и Lada), а еще 1,03 млн на счету компании Mitsubishi Motors.

 Главным рынком сбыта для альянса стал Китай: там продано 1,72 миллиона автомобилей. Но в Поднебесной успешнее японцы. Только что стало известно, что Renault уходит из КНР, разрывая совместное предприятие с Dongfeng.

У каждого же из членов союза свои приоритетные рынки: Nissan лучше всего продавался в США (1,59 млн), Mitsubishi — в Поднебесной (129 тысяч), а Renault с дочерними брендами во Франции — около 674 тыс. автомобилей. А каково же место российского рынка?

Россия — второй по значимости рынок для группы Renault: в нашей стране в том году было продано 448 тыс. автомобилей (включая Lada). Это больше, чем продано в Германии и Италии, вместе взятых (они занимают третье и четвертое места в Renault Group). Nissan в своей отчетности считает Россию вместе с Казахстаном, но даже такой «дуэт» занимает лишь седьмую строчку внутреннего ниссановского рейтинга продаж. А для Mitsubishi российский рынок и вовсе не входит в десятку приоритетных. Если же брать альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в целом, то наша страна с 578 тыс. проданных автомобилей занимает в списке шестое место. Зато лидирует по доле рынка: 36,1% — на 6,3 процентного пункта больше, чем в занимающей второе место Франции. Вот такая роль российского рынка.

Avtozavod-Renault-v-Moskve

 Ну а теперь о том, что происходит внутри альянса  и как может сказаться. Сегодня у Renault трудности и государство пригрозило национализировать компанию, то есть увеличить свою долю в акционерном капитале. Национализация государством Renault уже была после второй мировой войны. Дело в том, что тогдашний владелец Луи Рено сотрудничал с оккупационными властями. После освобождения Франции компания перешла государству, а Луи Рено посадили в тюрьму. Затем государство все более отходило от владения контрольным пакетом и продавало акции. Сегодня оно владелец 15% акций.  На помощь французскому автопроизводителю может прийти партнер по альянсу. Mitsubishi Corp готова приобрести 10 процентов акций французской компании Renault. Как сообщает газета Les Echos со ссылкой на неназванный источник, это предусматривает один из сценариев укрепления альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Ожидается, что подробности о новой стратегии появятся в мае. Все же за Renault можно быть спокойным. Из России вряд ли уйдет, хотя некоторые оптимизационные процессы могут быть запланирован, о чем рассказывал наш канал.

Тревогу внушает другой член альянса Nissan. Руководство японского автопроизводителя пришло к выводу, что необходимо срочно ужаться и поскорее выйти на прибыльность. Для этого должен быть подготовлен план тотальной реструктуризации.

Еще до пандемии, у Nissan были огромные проблемы. Компания слишком много тратила для агрессивного расширения и наращивания продаж. Пандемия всего лишь усугубила ситуацию.

Планы по реструктуризации и спасению бизнеса Nissan намечено реализовать до 2023 года и базовый уровень продаж должен составлять 5 млн автомобилей в год. Примерно столько машин реализовал японский автогигант в 2019 году, в более успешном 2017-м 5,82 млн.

Теперь про амбициозные планы Nissan в 7-8 млн автомобилей в год можно забыть.

ниссан_плант_питер

Компания должна задуматься о сокращении масштабов деятельности на 2020-2022 годы. Многие эксперты небезосновательно считают, что сокращение масштабов продаж будет означать закрытие трех-четырех заводов в мире и сокращение штата примерно на 10%. И вот здесь встает интересный вопрос. А какие предприятия будут закрыты?

Все мы помним, что в прошлом году американский Ford, выполняя аналогичный план реструктуризации в Европе, оставил работающими свои предприятия в ФРГ, Великобритании Испании и Румынии, но закрыл их в Российской Федерации и во Франции. «Под нож» пошли два автозавода – во Всеволожске (мощностью 125 тыс. авто в год, где выпускали Ford Focus) и в Набережных Челнах (мощностью 110 тыс. авто в год). Кстати, до сих пор на эти два предприятия не могут найти покупателей.

А если у Nissan начнется реструктуризация и действительно будет закрыто 3-4 завода, то и наш в Санкт-Петербурге может попасть «под раздачу». У Nissan в Европе самая большая производственная площадка в Великобритании (он ее не тронет), вторая расположена в Испании. Третья у нас. Понятно, что если судьба питерской площадки будет решена не в нашу пользу, то это фактически будет означать сворачивание продаж автомобилей марки, как в случае с Ford. Напомним, что у нас продаются локализованные автомобили Nissan. В общем, нас ждут тяжелые решения, но хочется надеется, что завод, который сегодня загружен на 52% (по данным на 2019 год), будет лишь дозагружен и продолжит работать далее. Кстати, часто упоминают, что новое поколение  Mitsubishi Outlander будет построено на модельной платформе альянса CMF. Специалистами часто назывался и такой способ оптимизации альянса в РФ.   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >