+79139857900

Профессионально ответственен.

30 ноября 2011 в 08:23

Российский страховой рынок переживает вторую волну подъема страхования юридических лиц. Предприниматели, пережившие кризис, активно страхуют самые различные риски. Некоторые делают это добровольно, поскольку осознают, к каким последствиям могут привести собственные просчеты. Другие делают это по требованию профессиональных ассоциаций, саморегулируемых организаций или федерального закона. Мы решили выяснить, как обстоят дела со страхованием профессиональной ответственности в сегменте автосервисных услуг? Существуют ли, какие-либо готовые программы у страховых компаний и насколько активны в этом вопросе сами представители автобизнеса?

 

Если говорить совсем коротко – рынка страхования профессиональной ответственности предприятий технического обслуживания в Сибири не существует. На первый взгляд ситуация довольно радужная. Практически в каждой страховой компании есть услуга, которая называется «Страхование профессиональной ответственности», которая предусматривает компенсацию страхователю расходов, возникших в результате профессиональной ошибки его сотрудника. На практике же готовых страховых продуктов, в которых бы описывались все нюансы применения данной услуги на станциях технического обслуживания – нет. «У нас в компании есть универсальный продукт по страхованию профессиональной ответственности при проведении любых работ, - поделились с нами в страховой компании «Росгосстрах», - он легко может использоваться и для страхования ответственности автосервиса перед их клиентами или контрагентами. Однако данная категория клиентов пока очень слабо откликается на подобные предложения. Внедрение специальных программ страхования автосервиса, на наш взгляд произойдет позднее».

 

Однако, при более внимательном взгляде на автосервисный рынок, можно уже сегодня выделить уже сложившиеся предпосылки для развития страхования профессиональной ответственности.

Во-первых, независимый рынок автомобильного ремонта стоит перед лицом серьезных кадровых проблем. Практически отсутствуют критерии определения профессионального уровня персонала. Дипломы, которые выдают автодорожные вузы и техникумы, таким критерием не являются, поскольку знания, которые дают в этих учебных учреждениях катастрофически отстают от реалий рынка. Есть только один способ проверить профессиональный уровень автомеханика - дать ему реальную работу, но это очень рискованно. И рискует, в данном случае не сотрудник СТО, а  сама станция, поскольку по закону всю ответственность за вред причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц несет организация, сотрудником которой является данный специалист. К этому стоит добавить ещё и репутационные потери, которые понесет автосервис в результате возможных судебных разбирательств с пострадавшим клиентом.

 

Во-вторых, есть проблема качества запасных частей. В последние годы многие станции техобслуживания обзавелись собственными складами запасных частей. Это очень хорошая тенденция, поскольку автомобилист вовсе не обязан самостоятельно подбирать детали для ремонта своей машины. К тому же, продажа запчастей позволяет СТО получать дополнительную прибыль, но вместе с этим, автосервис перекладывает на себя и все риски, связанные с качеством тех автозапчастей, которые он использует в ремонте. Безусловно, при выявлении бракованных деталей автосервис имеет все основания подавать претензию поставщику или производителю, но на все разбирательства уйдет немало времени, а возмещать убытки клиенту, если он попадет в аварию из-за бракованной детали, надо как можно быстрее, чтобы не уронить имидж предприятия. И вот тут-то страховой сертификат, защищающий профессиональную ответственность, будет, как нельзя кстати.

 

В-третьих, не надо забывать о том, что правовая культура платежеспособной части населения сильно выросла за последние годы. Если ранее клиенты требовали просто переделать некачественно выполненную работу, то теперь риск предъявления судебных претензий довольно высок. А при урегулировании судебных споров возникает еще целый ряд сопутствующих неприятных моментов: это и переговоры с пострадавшей стороной, и проведение независимых экспертиз, трата времени и средств на участие в судебном процессе. Все это отражается на имидже компании.

Плюсы и минусы


Страхование профессиональной ответственности позволяет переложить любые риски непреднамеренного причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц на страховую компанию. Наличие такого договора вовсе не говорит о том, что СТО не в состоянии контролировать безопасность и качество своих услуг. Как раз наоборот, это свидетельство того, что автосервис добросовестно и ответственно подходит к интересам своих клиентов и партнеров по бизнесу.  Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает и те предприятия, которые не полагаются на безупречность своих автомехаников, вызывают у клиентов гораздо больше доверия.

Кроме того, во время пребывания автомобиля на СТО всегда существует вероятность наступления непредвиденных событий, в результате которых имущество клиента может быть повреждено. В данном случае речь идет не только об ошибке автослесаря. Автомобиль, находящийся в ремонтной зоне, может пострадать от пожара, обрушения крыши, падения подъемника, взрыва (если автомобиль оснащен ГБО). В этом случае размеры убытка могут оказаться гораздо более серьёзными, чем в результате ошибки автомеханика. Впрочем, и ошибка автомеханика может стоить автосервису очень больших денег, если в результате этого произойдет авария, не дай бог с человеческими жертвами.

Договором страхования по согласию Сторон устанавливается лимиты ответственности, в границах которых Страховая компания производит страховое возмещение – это общий лимит ответственности по Договору и лимит ответственности на один страховой случай.

Страховой тариф зависит от условий ведения хозяйственной деятельности Страховщика, условий организации бизнеса, охраны и организации противопожарной безопасности на СТО, а также типов транспортных средств, которые обслуживаются на СТО.

 

Независимая точка зрения.

 

К сожалению предприятия автомобильного сервиса сегодня являются аутсайдерами в области страхования профессиональной ответственности. На первом месте по количеству заключенных договоров страхования: строители и архитекторы, а также медицинские работники и риелторы. Во всех этих сферах бизнеса существуют профессиональные некоммерческие объединения, которые, как правило, и выступают инициаторами страхования. Коллективное страхование позволяет участникам профессионального объединения хорошо сэкономить на страховом полисе. К сожалению, в Сибири пока такого профессионального объединения автосервисов не существует. Комментирует ситуацию генеральный директор Медиа-информационной группы «Страхование сегодня» Андрей Веселков:

«По моим сведениям, страхованием профответственности СТОА страховщики всерьез не занимаются. Причин несколько. Во-первых, ответственность риэлторов, врачей, строителей страхуется в силу закона и/или требования саморегулируемых организаций, членство в которых является обязательным для представителей ряда профессий. Это позволяет говорить о полном охвате данных видов деятельности страхованием. Для станций техобслуживания ни обязательного страхования, ни обязательного членства в СРО пока не предусмотрено. Это означает, что данный вид страхования пока не стал массовым и не станет таковым в обозримом будущем.

Во-вторых, цена ошибки для СТОА относительно невелика и ее последствия могут быть с небольшими затратами устранены самостоятельно. Согласитесь, что рухнувший дом (строители), погибший от неправильного лечения пациент (врачи), аннулирование сделки по купле-продажи дома (за, скажем. 20 млн.долларов) – это весьма серьезные потери и большие убытки, своих средств для их покрытия у означенных организаций (или специалистов) точно не хватит. Автосервис, как правило, в состоянии исправить свою ошибку за собственный же счет».

 

Тем не менее, А. Веселков выразил уверенность, что по мере развития правовой культуры граждан и роста готовности идти в суд и добиваться там компенсации расходов из-за чужой халатности, спрос на страхование ответственности СТОА будет расти.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >