+79139857900

Прощай, чехословацкая Tatra и снова, здравствуй!

5 января 2022 в 11:48

В кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» ключевая сцена фильма произошла в салоне трамвая. Вспомните, при подготовке к экзамену главного героя фильма студента Шурика, в исполнении Александра Демьяненко, в чехословацком трамвае Tatra происходит неожиданная «встреча» с конспектом студентки Лидочки, и Шурик буквально в нем «залипает». Вот так чехословацкий вагон уже более полувека появляется на телеэкранах и напоминает об интересной странице истории нашей столицы.

татра_фильм

Напомним, что под чехословацким брендом Tatra в нашу страну поставлялись не только самосвалы, легковые представительские автомобили, но больше всего было поставлено трамваев. Для СССР этот чехословацкий трамвай был несколько адаптирован и назывался Tatra T3SU, в том числе и из-за ширины колеи, которая как известно, у нас составляет 1524 мм, в отличие от более узкой европейской (1435 мм).    

татра_много_мск

Наш канал вспомнил этот трамвай в связи с другим событием, не менее, а может, даже более эпохальным. Дело в том, что с конца ноября прошлого года в Москве вы больше не встретите на улице трамваев марки Tatra. Их выпуск из депо на маршруты регулярных перевозок столицы прекращен. Представляете, до последнего времени в парке московского трамвая насчитывалось более 770 этих трамваев. Их заменили более современные модели сочлененных трамваев «Витязь-М».

Тут следует остановиться на вопросе, а почему трамваи чехословацкого производства оказались такими живучими, в отличие от венгерских автобусов Икарус, которые практически ушли в историю в большинстве российских городов?

татра_тележки

А потому, что, во-первых, главным элементом является неубиваемая трамвайная тележка. Именно она обеспечивала живучесть. Не будем углубляться в другие технические особенности. Но дополнительно отметим, что чехословацкие трамваи, как и поставляемые в нашу страну венгерские автобусы марки «Икарус» имели недостаток – зимой в них было холодно.

Но и с этим недостатком справились, установив дополнительные обогреватели. Практически весь парк этих трамваев был модернизирован в Москве. А если вы до пандемии успели побывать в столице Чехии в качестве туриста, то наверняка, увидели и модернизацию по-пражски. Московские трамваи TatraT3SU стали обозначать индексами МТТЧ, МТТА, МТТД и т.д.

татра_мск

Итак, выпуск чехословацких трамваев на маршруты Москвы прекратили, а куда их подевали, разрезали на металлолом? Нет и еще раз нет. Неубиваемый трамвай должен жить и возить пассажиров!!!

Московские «татры» раздали другим городам Российской Федерации. И тут надо рассказать об одной особенности. Дело в том, что у работников транспортной отрасли, занятых в пассажирских перевозках есть такой термин – «татрогород». А все потому, что не всем городам в нашей стране, которая 30 лет назад называлась РСФСР были положены чехословацкие вагоны. Одна часть городов, где на перевозках пассажиров работал трамвай, получала отечественные вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода (КТМ-5). А вот другие города по разнарядке получали Tatra T3SU. В списке таких городов России - Москва, Екатеринбург (Свердловск), Самара (Куйбышев), Волгоград, Барнаул, Ижевск, Курск, Орел и ряд других.

Так вот именно эти «татрогорода» сегодня и получили из Москвы трамваи Tatra, в очень неплохом состоянии. Больше всех досталось Волгограду и Саратову. Город-герой на Волге начал получать московские Татры аккурат перед проведением матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. При этом часть столичных трамваев работает на двух маршрутах волгоградского метротрама.

татра_волгоград

Саратов, в свою очередь, получил «москвичей» в 2021 году в количестве 78 единиц. В списке городов-счастливчиков, кто будет продолжать эксплуатировать экс-московские вагоны – Курск (60 ед.), Барнаул (40 ед.), Нижний Новгород (34 ед.), Таганрог (25 ед.).  Вот такое продолжение истории неубиваемых трамвайных вагонов Tatra.

Но, в тоже самое время, в стране остались два города-миллионника – Самара и Екатеринбург, парк которых состоит практически исключительно из чехословацких вагонов. Им пока не повезло с московской раздачей. Так что городским администрациям придется идти другим путем: либо вписываться в федеральную программу по национальному проекту Безопасные и качественные дороги (БКАД 2.0). Либо требовать от региональных властей обновления трамвайного хозяйства за счет средств области или инфраструктурных бюджетных кредитов.   

А вот интересен подход такого города как Ижевск. Поскольку основа чехословацкого трамвая неубиваемая, то просто надо поменять маску, обновить салон и электрооборудоание и практически новый трамвай готов. Так поступают в Ижевске, столице Удмуртии. Так поступают в столице Алтайского края - Барнауле.  Получается совсем неплохо.

татра_КВР_Барнаул    

Так что век чехословацкого трамвая в нашей стране еще не закончился. А вот век чехословацкого троллейбуса Skoda у нас завершился в Крыму. Наш канал рассказывал, почему это произошло. Виной стал природный катаклизм.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, Kaptur! И снова, здравствуй

Кроссовер Renault Kaptur как зеркало эпохи интеграции в мировой автопром

29 май 2022 в 12:18

Подробнее >
Photo

Мягкая сила белорусского автопрома в российской глубинке

Сборочные проекты белорусского автопрома как инструмент проникновения на российский...

27 май 2022 в 12:52

Подробнее >
Photo

Компания DAYCO на выставке AUTOPROMOTEC 2022. Регион ЕМЕА в приоритете по продвижению нового ассортимента продуктов

Регион ЕМЕА в приоритете по продвижению нового ассортимента продуктов

26 май 2022 в 12:43

Подробнее >