+79139857900

Прощай, Икарус. Теперь навсегда

29 мая 2021 в 16:45

Легендарный венгерский автобус Икарус теперь больше не будет работать на городских маршрутах в Российской Федерации. Любопытный читатель спросит: а разве эти автобусы еще работают у нас? Да, оказывается в столице Урала, славном городе Екатеринбурге, до сих пор каждое утро на городские маршруты выходят автобусы этой марки.

На днях из Екатеринбурга пришла весть: с городских маршрутов уберут последние работающие автобусы Икарус. Еще целый месяц до 1 июля с.г. они будут обслуживать пассажиров на городских маршрутах № 85, 95 и 57, а затем, их отправят на консервацию «до востребования». Заметьте, не сдадут в металлолом, а законсервируют. Потому что состояние этих 23-летних автобусов удовлетворительное.

Вот так на наших глазах и завершится история венгерского автобуса Икарус в нашей стране - интересная и яркая страница отечественной истории пассажирских перевозок. 

икарус_293

И последние строки в этой истории впишет город Екатеринбург. В середине 90-ых годов прошлого столетия Всемирный банк давал российским городам кредит на решение проблем городского транспорта. Эта проблема в стране сильно обострилась по ряду причин. Во-первых, сгорел моторный завод на КАМАЗе, который снабжал практически все автобусостроительные предприятия страны. В свою очередь автобусные заводы испытывали огромные трудности с заказами на выпускаемую технику. У муниципалитетов, ставших хозяевами автобусных парков, не было денег для замены и обновления подвижным составом. Тогда, из уст мэра Новосибирска Виктора Толоконского прозвучала интересная фраза, которой он отвечал городской общественности на ее вопрос, почему он не строит метро? Градоначальник крупнейшего города за Урала ответил: «Мне проще купить 10 пазиков, чем строить метро». Этой фразой он описал тот процесс, города массово стали переходить на "пазики", (ПАЗ, автобус малого класса), да вдобавок, появились микроавтобусы «Газели». 

икарус_283.10

Но власти Екатеринбурга все же решились на кредит банка и купили огромную партию из 168 Икарусов модели 283.10. Сегодня большая их часть списана, осталась небольшая партия. Заметьте, каким живучим оказался венгерский автобус, проработав в столице Урала 23 года!!!

По мнению одного из екатеринбургских водителей, если за ними ухаживать, то они бы и далее могли участвовать в перевозочном процессе.

Конечно, на екатеринбургском прецеденте история автобусов «Икарус» в Российской Федерации не закончится. В ведомственных парках еще имеются старые престарые автобусы туристического класса «Икарус-250», но в хорошем состоянии. А вот с регулярных перевозок «Икарус» уходит навсегда. Прощай, «Икарус», ты надолго останешься в нашей памяти, как часть той жизни.

икарус_250_асбест

Ведомственный автобус Икарус-256 предприятия "Урал Асбест" в Екатеринбурге

История, отлитая в автобусах   

Первые автобусы «Икарус» появились в нашей стране в конце 1956 года. Сразу после того как было подавлено венгерское восстание. Это была модель городского автобуса «Икарус-60». Правда, эти машины поступили в города Эстонской, Латвийской и Белорусской ССР, в России эксплуатировались по нескольку экземпляров в Горьком и Волгограде. Поэтому данная модель оказалась мало замеченной. А вот следующая модель Икаруса была известна практически на всей территории страны.  

икарус-60

С модели Икарус-60 началась отечественная история венгерских автобусов 

Одним из наиболее массовых автобусов того времени стал междугородний автобус Икарус-55 Люкс. Тогда в стране фактически не было автобуса как сегодня сказали бы туристического класса и «пятьдесят пятый» очень удачно занял свою нишу. 

Стремительный силуэт, фонарь на лбу, мягкие откидные сиденья, багажные полки, мягкий ход придавали этому междугороднему лайнеру какой-то фантастический ореол. Не зря даже в названии автобуса это отражалось - Ikarus-55 Lux.  

икарус_55_люкс

Для страны Советов автобусостроение Венгрии стало находкой и в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), эта страна стала специализироваться на производстве автобусов различных классов, поставляя их во многие братские социалистические страны.  

Уже в 60-ые годы на городских маршрутах появились первые автобусы особо большой вместимости Иварус-180. Это были машины невиданной для страны вместимости, как их тогда и назвали «гармошка», за узел сочленения, выполненный из резины.

Ikarus-620

Икарус-620

Еще в большом количестве в те годы в крупные и менее крупные города поставляли автобус среднего класса «Икарус-620». Его за характерный шум и вибрации дизельного двигателя называли «трактором».

Ikarus_260_2

Икарус-260 соло

Но самой массовой по поставкам стала появившаяся в 70-ые годы серия 200 автобусов «Икарус», в которой были городской трехдверный автобус «Икарус-260», сочлененный автобус особо большой вместимости «Икарус-280», а также междугородний автобус туристического класса «Икарус-250». В Венгрии их производили два предприятия – завод в пригороде Будапешта в Матиашфельде и завод в Секешфехерваре. Икарус мог выпускать более 15 000 в год.    

икарус_280 в ярославле

Икарус из бывшей ГДР в Ярославле

С распадом СЭВ и затем СССР поставки венгерских «Икарусов» сошли на нет.

При этом в страну начали поступать б/у Икарусы из городов бывшей Германской Демократической Республики. Один из них на фото из Ярославля. Они были не в плохом состоянии, но удивляло в них различное и непривычное для нас расположение входных дверей. 

В 90-ые годы мэром столицы Юрием Лужковым были предприняты попытки выпускать на Тушинском машиностроительном заводе автобусы Икарус 400-серии. Но после дефолта 1998 года и девальвации история локализации завершилась.

Годом ранее Всемирный банк предоставил ряду российских городов заем на обновление подвижного состава пассажирскоготранспорта. Уральская столица Екатеринбург попала в число счастливчиков. Для городских перевозок Екатеринбурга была выбрана сочлененная модель «Икарус-283». Примечательно, что комплекты для сборки поступали из Венгрии на Курганский автобусный завод (КАвЗ), где велась окончательная сборка автобусов. Автобусы оказались такими живучими, что массово их начали списывать только в 2016-2019 гг, И лишь только сегодня ставится точка в истории автобусов «Икарус» в столице Урала.  

А вот в Омске при таком же кредите Мирового банка  сделали ставку на чешские модели «Кароса», в том числе и сочлененники. Но модель оказалась менее надежной и уже с начала десятилетия ее начали списывать.

икарус 293_екбург

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >