+79139857900

Прощай, ЛИАЗ

7 апреля 2021 в 08:58

Россиянам не привыкать, что отечественные автомобили, порой, задерживаются на конвейере на несколько десятилетий. Поэтому «как гром среди ясного неба» прозвучала эта новость. Автобусы ЛИАЗ уходят в историю. Нет, не весь модельный ряд Ликинского автобусного, а только две заслуженные модели – высокопольный автобус большого класса ЛИАЗ-5256, и полунизкопольный ЛИАЗ-5293. Таким образом, завершается целая эпоха не только на флагмане российского автобусостроения, но и на рынке пассажирских перевозок. Наш канал проанализировал данную ситуацию.

«Долгожители» Ликинского автобусного завода покидают его конвейер. Да, мы не ошиблись, на ЛИАЗе есть конвейер. Автобусы на подмосковном предприятии собирают не на стапелях, как это принято на других автобусостроительных предприятиях страны.

Первый долгожитель появился в конце 70-ых, в эпоху так называемого развитого социализма, а вторая модель уже в ельцинские 90-ые. 

ЛИАЗ-677

ЛИАЗ-677 

В ту эпоху развитого социализма пассажиров в городах возил автобус ЛИАЗ-677, или «луноход». Уже тогда, это была сильно устаревшая модель, оснащенная прожорливым бензиновым двигателем, с плохими динамическими свойствами. А ее отсталость была видна невооруженным глазом на фоне венгерских автобусов «Икарус». Единственным преимуществом ЛИАЗ-677 был такой момент – зимой в его салоне было тепло, в отличие от тех же «Икарусов».

Тогда во Львове работал Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения, вот его специалистам и была поручена работа в 1977 году по созданию трехдверной современной машины, да еще обязательно унифицированной с венгерским автобусом Икарус. Новый отечественный автобус городского типа получил обозначение ЛИАЗ-5256.

Его первые ходовые образцы появились в 1979 году.  А в 1982 году в Москве, Якутске, Ташкенте первые экспериментальные автобусы вышли на маршруты для опытной эксплуатации. В Москве первый экземпляр ЛИАЗ-5256 работал на маршруте номер 6, проходящим мимо кинотеатра  «Ударник» и Московской консерватории в сторону зоопарка на Красной Пресне.

На автобус устанавливали задние венгерские мосты Raba, передний мост был отечественным, в моторном отсеке прописался дизельный мотор КАМАЗ-740. Все было бы хорошо, но, то ли горбачевская перестройка шла слишком быстро, то ли советская промышленность оказалась неповоротливой, в общем, к началу рыночных преобразований 90-ых автобус так и не стал массовым, а его серийное производство тормозилось. Да вдобавок, в апреле 1993 года на моторном заводе КАМАЗа произошел пожар. Затем были предприняты попытки подобрать другой двигатель вместо камского. Но в целом ситуация в стране так стремительно ухудшилась, что в 1996 году было принято решение приостановить выпуск модели.

ЛИАЗ-5256

ЛИАЗ-5256 (справа) в московской ливрее времен Ю.М. Лужкова

Помог московский мэр Юрий Лужков. После девальвации 1998-го венгерский Икарус, сборку которого освоили на Тушинском машиностроительном заводе в столице из импортных комплектов, оказался слишком дорогим даже для московского бюджета. Поэтому в 1999-2005 гг московская мэрия стала закупать ЛИАЗ-5256, правда, с двигателем Caterpillar. Это и спасло Ликинский автобусный и конкретно эту модель.

Вот такой небольшой экскурс в историю. А затем ЛИАЗ стал частью Группы ГАЗ и главной «жемчужиной» его автобусного дивизиона. Наш канал рассказывал о моторной гамме отечественного автобуса большой вместимости в этом материале.

ЛИАЗ_5256_2

ЛИАЗ-5256 во многих городах самый массовый вид подвижного состава пассажирского транспорта 

Однако со временем высокопольные модели стали устаревшими, появились требования о доступности маломобильных пассажиров и в середине первого десятилетия разработали полунизкопольную модель ЛИАЗ-5293, в которой передняя и средняя площадки были без ступенек, а задняя часть представляла собой амфитеатр, куда вели две ступеньки внутри салона. Это был своего рода компромисс между старой конструкцией ЛИАЗ-5256 и новыми требованиями по организации пассажирских перевозок. Всего было выпущено более 2000 автобусов ЛИАЗ-5293. Последняя крупная партия этой модели ушла в казахстанскую Алма-Ату пару лет назад.

ЛИАЗ-5293

ЛИАЗ-5293 с новой маской

Сегодня автобус ЛИАЗ-5293 больше не выпускают, выполнены последние заказы. А вот заключительные ЛИАЗ-5256 вскоре также уйдут заказчикам. В продуктовой линейке Ликинского автобусного завода наши ветераны  полностью заменены более современными и отвечающими последним техническим требованиям низкопольными автобусами ЛиАЗ-5292 в городской и пригородной модификациях.  И в линейке ЛИАЗа останутся только низкопольные модели – 5292, 4292 и 6213.

Сегодня ЛИАЗ активно участвует в федеральной программе обновления общественного транспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги 2.0». В прошлом году партии автобусов ЛИАЗ по этой программе ушли в Воронеж, Белгород, Череповец, Нижний Новгород, Самару, Пермь. В этом году также будут поставки по этому нацпроекту. Сегодня автобус ЛиАЗ-5292, предназначенный для городских перевозок с интенсивным пассажиропотоком, является наиболее популярной моделью на российском рынке автобусов большого класса и наиболее востребованной в линейке предприятия. А его главным конкурентом стала камазовская разработка НефАЗ-5299 новой модификации и в новом кузове. В частности, они уже конкурируют в Москве.

БКАД_2.0_автобусы

Вот так на наших глазах сменились две эпохи автобусостроения. В далеком детстве верхом совершенства был «луноход» ЛИАЗ-677, затем, его сменил трехдверный 5256 и полунизопольный 5293, а сегодня на дворе наступила эра отечественных низкопольников. Прощайте, ЛИАЗ-5256 и ЛИАЗ-5293. 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Мировой рейтинг автопроизводителей, или почему Chery больше Mazda, а Geely соперничает с Renault

Мировой рейтинг автопроизводителей показал в 2023 году существенные подвижки

16 апр 2024 в 06:00

Подробнее >
Photo

Milano раздора, или как отстаивают национальные интересы

Почему у Италии возникли претензии к концерну Stellantis

16 апр 2024 в 05:49

Подробнее >
Photo

Прощай, Samsung. Или как устоять и интегрироваться

Почему марка Samsung уходит с автомобильного рынка

15 апр 2024 в 09:27

Подробнее >