Добрую славу в сердцах нескольких поколений отечественных водителей оставили чехословацкие грузовики Tatra. Они трудились на многих ударных стройках Советского Союза будь то освоение нефте-газовых богатств Западной Сибири, Байкало-Амурской магистрали и других знаковых объектах. Наш канал решил вспомнить об этих грузовиках по одной причине. С конвейера завода в Копршвнице сошел последний грузовик марки Tatra-815 (модификация Terra). На этом 42-летняя история легендарных грузовых автомобилей завершилась.
По данным концерна Tatra произведено всего 158 065 штук автомобилей T815. Их производство началось в «андроповские» времена – в январе 1983 года. Кто бы тогда мог подумать, что из всех моделей Tatra эта окажется самой «долгоиграющей», то есть удачной. Это обусловлено ее универсальностью и большим количеством версий. Хотя в СССР поступали в основном чехословацкие трехосные самосвалы, и намного меньшее количество других версий на автомобильном шасси – тягачи, пожарные, автобетоносмесители, экскаваторы-планировщики и даже машины скорой помощи. За эти годы Tatra T815 пережила фейслифтинг и получила новое имя Terra. Заказчиком последней Tatra Terra стала пожарная служба.
Впрочем, основной заказчик грузовика СССР имел зияющий пробел в обеспечении народного хозяйства линейкой тяжелой грузовой техники. Кременчугский автозавод не справлялся с удовлетворением потребностей народного хозяйства, что было хорошо показано в фильме Георгия Данелия "Мимино". Особенно это ярко проявилось, когда 50 лет назад было объявлено о сооружении Байкало-Амурской магистрали. Пришлось прибегнуть к импорту западногерманских самосвалов Magirus-Deutz, об истории которых наш канал рассказал в этом материале.
Но вернемся к рассказу о модели. Все дело в том, что проект Tatra-815 развивался в рамках международной организации социалистических стран Совета Экономической взаимопомощи, где было решено специализировать Чехословакию на выпуске тяжелых грузовиков. В рамках очередного пятилетнего плана завод в Копршвнице получил кредит от международного банка СЭВ для развития проекта.
И уже в первый год производства было выпущено более 9000 грузовиков. Концептуально Tatra-815 наследовала успешную предыдущую модель Tatra-148, которая также была известна нашим водителям и трудилась на многих ударных комсомольских стройках. Она выпускалась в 1969-1982 гг.
Tatra-815 отличалась от предшественника, который имел капотную компоновку. На «восемьсот пятнадцатом» кабину устанавливали над передней осью. Автомобиль сохранил классическое шасси с центральной несущей трубой, часть деталей шасси была унифицирована со «сто сорок восьмой», что привело к удешевлению и упрощению производства.
Cиловых агрегатов было несколько – восьми-, десяти- и даже 12-цилиндровые дизельные двигатели воздушного охлаждения. Интересно, что самый мощный за всю 42-летнюю историю мотор имел объем 19 литров и мощностные характеристики 360 л.с. Именно такой тягач работал на аэродроме, где вытягивал самый большой самолет Ан-124 «Руслан».
Шесть раз Tatra-815 выигрывала ралли «Париж-Дакар». До конца 80-ых в рамках СЭВ было выпущено порядка 95 тысяч грузовиков. А затем, при переходе рынку чехословацкому грузовику пришлось срочно адаптироваться к наступившим реалиям. В начале 90-ых пришлось модернизировать грузовик к европейским стандартам выбросов. Продажи грузовиков при нахлынувших из Западной Европы конкурентов снизились. Впрочем, позиции грузовиков Tatra достаточно прочные о чем свидетельствует экспорт в Нидерланды, Австралию, Индию, ФРГ, Австрию, Словакию и др.
Не будем вспоминать длительную историю перехода Tatra из рук одних собственников к другим. Это отдельная страница. Сегодня акционерами Tatra Truck с 2013 года являются технологический холдинг Czechoslovak Group миллиардера Михаэля Стрнада и инжиниринговая группа Promet Group принадлежащая семье Матревич. А технгологическим партнером чешской компании является нидерландский DAF. Недавно состоялась презентация новой линейки грузовиков с модернизированной кабиной Phoenix, о которой мы рассказывал в этом материале.
Сейчас в концерне Tatra Truck трудится 1800 сотрудников, а продажи за прошлый год составили 1548 автомобилей.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz