+79139857900

Прощание со старым миром

3 марта 2023 в 14:43

Первые два месяца начала 2022 года не предвещали никаких кардинальных перемен на российском авторынке. Но затем в конце февраля произошло то, чего никто не ожидал. В результате структура авторынка в самом начале года и в самом его конце – это две совершенно разных модели. В целом же, российский авторынок в 2022 году вместил в себя как ушедшие тренды, так и мощно ворвавшееся будущее. 

 Столкновение прошлого и настоящего в 2022 году имело следующую природу. Большинство западных автопроизводителей прекратило производство и поставки новых автомобилей. При этом остались весьма большие складские запасы автомобилей, которые дилеры распродавали в течение года. Именно этот факт и повлиял на структуру рынка 2022 года. А вот разрешенный в России так называемый параллельный импорт находился на этапе становления и в результате пока не оказал существенного влияния. Зато китайским производителям выпал джекпот: они хоть и столкнулись с логистическими трудностями, но продолжали сборку и импорт. В результате их доля на российском рынке существенно выросла.

Впрочем, прошлый год поставил совсем неожиданный рекорд. Впервые с 2000 года объем продаж упал ниже уровня в 1 млн автомобилей. Даже в первом посткризисном 1999 году в России было продано 985 тыс. машин, в основном отечественных марок. Иномарки тогда только заходили в РФ.

Фактически автомобильный рынок Российской Федерации образца 2022 года в абсолютных значениях опустился до уровня СССР самого начала семидесятых годов, когда АвтоВАЗ только набирал обороты. Отличие же от страны Советов в том, что в современной России есть импорт подержанных иномарок и очень развитый рынок подержанных автомобилей.

Как обычно, наш анализ опирается на официальную статистику, а она учитывает все регистрации новых автомобилей. И здесь получается довольно интересная картина. Официально в стране работают 14 автопроизводителей. Они сдают статистику в комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Но растущий параллельный импорт, которым могут заниматься не только юридические лица, привёз в страну достаточно много новых брендов, и автомобили этих марок зарегистрированы как новые машины. Соответственно, количество брендов на российском рынке приблизилось к одной сотне. Потому надо считать и анализировать рынок по количеству регистраций.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, которая оперирует только официальной статистикой, предоставляемой дистрибьюторами, «по-белому» в прошлом году у нас продано 606 тысяч новых легковушек. Ещё почти 39 тысяч машин (то есть примерно 6% от общего объема рынка) поставлено по «серым» схемам: это и частный ввоз, и полноценный параллельный импорт юридическими лицами. Эти машины приходят в основном из Казахстана, Белоруссии и Армении, но есть и поставки напрямую из ОАЭ, Южной Кореи и даже ввоз новых праворульных автомобилей из Японии. Поэтому источник данных в АЕБ показывает только часть рынка, оставляя за скобками новый импорт. Таким образом, придётся пользоваться регистрациями автомобилей, данные которые каждый месяц выставляет АА Автостат. 

Конечно, бизнес параллельного ввоза существовал всегда. Но сегодня он законодательно поддержан постановлениями правительства и фактически легализован. Однако существенно расти он начал только минувшим летом, а в декабре его рыночная доля достигла уже 12%. Объем пока невелик, зато ассортимент — весьма широкий.

photo_4

С другой стороны, на структуру авторынка образца 2022 года повлияли первые три месяца. В первом квартале было продано более 40% автомобилей. Далее сбыт у большинства марок во многом катился по инерции, на сколько хватило запасов. Поскольку количество проданных машин у европейских, японских, корейских и американских компаний в 2022 году зависело не от производственных или маркетинговых успехов, а от того, сколько автомобилей находилось на складах по эту сторону границы в конце февраля, когда поставки были остановлены. (см.диаграмму №1) 

 

авторынок_2022_месяцы

Составлено по данным АА Автостат

По данным аналитического агентства Автостат, в 2022 году в категории «новый автомобиль» была зарегистрирована 626 281 единица. Это на 58,7% меньше, чем годом ранее. В течение прошлого года от месяца к месяцу наблюдались следующие результаты. В первые два календарных месяца регистрации не слишком отличались от прошлых лет — впрочем, уже тогда в атмосфере чувствовались какие-то «грозовые разряды». Все изменилось 24 февраля. В марте месяце был небольшой ажиотаж, но он быстро прекратился, поскольку курс национальной валюты взлетел до каких-то космических высот выше 100 руб за доллар, а вслед за этим были переписаны ценники в автосалонах. В течение апреля ЦБ РФ смог снизить курс до приемлемых значений. В течение следующих месяцев валюта оставалась относительно стабильной.

Но на автомобильном рынке эти колебания не прошли даром. Уже в апреле произошло обрушение до 27,9 тыс. регистраций новых машин, что в три-четыре раза меньше, чем в начале года. Под знаком обрушения прошёл и май. Но уже со следующего месяца авторынок начал отталкиваться от дна, и до конца года наблюдался медленный рост. В декабре показатель достиг 56 тыс. автомобилей, то есть отскок вдвое превысил минимальные значения года. Впрочем, декабрь прошлого года не стал месяцем акций и скидок, как это было на протяжении прошлых лет.  

Чудовищный провал авторынка обусловлен не только нехваткой машин, но и резким скачком цен в условиях экономической нестабильности и дефицита. Они достигли пика весной, после чего произошёл откат. По оценке агентства Автостат, средневзвешенная цена новой машины в 2022 году выросла на 17%, до 2,33 млн рублей.

Если же проанализировать срез за последний месяц 2021 года и сравнить с последним месяцем прошлого, то, окажется, что структура российского рынка новых автомобилей изменилась кардинально. Если в декабре 2021 года на китайские автомобили приходилось менее 10%, то в декабре 2022 — рекордные 37%! Хотя в основном это достигнуто усилиями сформировавшейся китайской «большой тройки» — компаний Chery, Geely и Haval. Доля российских марок тоже выросла с 21% до 37%. А у остального мирового автопрома она сократилась с 69% до 26% — и дальше станет ещё меньше. На диаграмме представлена усреднённая годовая структура рынка по происхождению моделей по странам. Это суммарные данные за год, вместившие в себя прошлую модель рынка и нарождающуюся. (диаграмма 2) 

структура рынка по странам происх

В течение 2022 года российский авторынок стал ещё более «кроссоверным». Доля кроссоверов и внедорожников повысилась с 51% годом ранее до 56%, поставив новый рекорд. Это неудивительно, поскольку китайские автопроизводители импортируют и производят у нас практически только автомобили класса SUV.

В абсолютных значениях регистрации автомобилей класса SUV составили 363 тысячи машин. На самый популярный класс автомобилей с высоким клиренсом — SUV-C — пришлось 17,6% всего рынка новых автомобилей. Именно в нем произошли качественные перемены, этот сегмент рынка первым стал «китайским». Новые бестселлеры сегмента — Chery Tiggo 7Pro (19 292 шт.), Haval Jolion (17 447). И только на третьем месте корейская модель KIA Sportage c результатом 10 014 ед., производство которой ещё весной было прекращено в Калининграде, а сегодня эти автомобили поставляются по параллельному импорту.

На втором месте сегмент SUV-B. Здесь картина практически неизменна. Рейтинг сегмента возглавляет Lada Niva Travel (19 389), а на втором месте прежний бестселлер, кореец Hyundai Creta (19 073). Тройку замыкает Lada Niva Legend (16 117), на четвертом месте — Renault Duster (13468).  И только на пятом месте китайский кроссовер Geely Coolray с результатом 12 999.

В классе кроссоверов SUV-D пестрая смесь китайских кроссоверов и прежних лидеров Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Skoda Kodiaq и УАЗ Патриот. 

Премиум-сегмент в прошлом году сократился с 10% до 6%, хотя в прошлые кризисные годы был этаким «островком стабильности»: доля бюджетных и массовых автомобилей в трудные годы сокращалась, а премиум либо оставался стабильным, либо подрастал.  

ТОП_20_Россия

По данным Автостат

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >