+79139857900

Пять «столпов» АвтоВАЗа вместо одного, или кто останется «пятым колесом»

17 января 2023 в 12:55

Ровно два года назад 14 января 2021 года был обнародован стратегический план Renaulution. Этот план состоял из четко сформулированных положений для марок, входящих в состав «большого Renault» – собственно французской марки, румынской Dacia, еще одной французской Alpine и конечно же, для российской Lada.

Какие цели были поставлены во главу угла для всех этих подразделений нас уже практически не касается, особенно после ухода Renault из России 16 мая 2022 года. Впрочем, обратим внимание на один аспект революционного плана, который вступил в противоречие с текущей политикой российского автогиганта АвтоВАЗа.   

Но для этого стоит вспомнить одну интересную и малоизвестную широким массам автолюбителей страницу истории из времен, когда отечественным автогигантом «рулил» швед Бу Инге Андерсон, а его заместителем в ранге вице-президента АвтоВАЗа работал Харальд Грюбель. Тогда немецкий менеджер предложил несколько интересных идей/предложений, чтобы ни много ни мало переформатировать не только АвтоВАЗ, но фактически весь российский автопром!

Кратко охарактеризуем его идею. Она заключалась в переходе на единую (национальную) платформу, причем не только АвтоВАЗом, но и другими игроками российского авторынка. Это большая и интересная тема, и мы расскажем о ней в одном из следующих материалов. Отметим лишь, что если бы чиновники воплотили ее, то сегодня российский автопром не находился бы в столь бедственном положении.  

По сути, аналогичное решение предложил в своей стратегии Renaulution французский автопроизводитель. Правда, есть существенные различия. Напомним, план Renault состоял в том, чтобы перевести весь модельный ряд российского бренда на единую платформу CMF-B.

renaulution_platforma

Не надо рассказывать, что сулит такой переход собственно для автопроизводителя и для потребителей-автомобилистов, отметим лишь, что такие переходы на модульные платформы сулят много плюсов.

Но вернемся в день сегодняшний. У АвтоВАЗа сегодня сложилась интересный расклад. При заявленном топ-менеджерами АвтоВАЗа плане восстановления выпуска практически всех автомобилей марки Lada после шока 2022 года, получится, что модельный ряд отечественного автогиганта основывается на все тех же пяти платформах.

Лидер модельного ряда Lada Granta сконструирован на модернизированной старой тележке ВАЗ-1118, ведущей родословную от переднеприводной Lada-2108. Платформа «Гамма», как ее тогда называли, оказалась с большим потенциалом. Поэтому на ней были построены семейства вазовских автомобилей «Приора», «Калина», и наконец, Lada Granta. Напомним, что на этой платформе японцы из Nissan даже построили российскую версию автомобиля Datsun on-DO/Mi-DO.

avtovz_5_3

«Внедорожная» платформа ВАЗа также изрядно устарела. Если бы согласно плана Renaulution была построена новая Lada Niva NG на платформе CMF-B, то со старой «Нивой» Lada Niva Legend АвтоВАЗe пришлось бы распрощаться. Но в текущих условиях конвейерная жизнь легендарного внедорожника будет продлена минимум до 2030 года. На внедорожник примерят более мощный двигатель и внедрят еще ряд технических новинок.

 avtovz_5_largus

Возобновление во второй половине 2023 года выпуска автомобиля Lada Largus дает шанс на длительный период конвейерной жизни еще одной устаревшей по зарубежным меркам платформы – французской тележки В0. По другому автомобилю на этой платформе уже принято решение – Lada XRay навсегда покинет модельную линейку АвтоВАЗа.

avtovz_5_CMF_B

Еще одна зарубежная платформа пропишется на АвтоВАЗе – современная платформа франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.  В 2024 году появится совершенно новый автомобиль семейства Lada В на архитектуре CMF-B. Чем сильнее будет локализована эта платформа, тем меньше будут лицензионные платежи. Локализация этой тележки имеет не просто самоцель снизить роялти, а на наш взгляд, учитывая, что это самая современная по времени разработка Renault в случае рыночной удачи нового семейства, АвтоВАЗ в перспективе может и далее развивать свой модельный ряд, в частности вернуться к созданию новой Lada Niva NG и других моделей. Так что это ценнейшее приобретение.

avtovz_5_2

И наконец, платформа Lada B/C (Lada Vesta), которую назвали «стержнем» дальнейшего развития всего АвтоВАЗа. Полтора года назад французский топ-менеджмент компании списал «вестовскую» тележку со счетов. Как было объявлено, одной из причин такого решения была названа невозможность создания на ее базе кроссовера и автомобиля с полным приводом. Сегодня все же российские инженеры к 2025 году попробуют создать новый кроссовер на этой архитектуре.

Таким образом, в сложившихся непростых условиях российский АвтоВАЗ делает ставку на продолжение выпуска автомобилей как на сильно устаревших платформах, омолаживая их, так и относительно свежих.

avtovz_5_4

Сегодня главная задача российского предприятия в 2023 году - пройти сложный период восстановления выпуска всей предыдущей линейки, дабы вернуть в выпускаемый ассортимент автомобилей Lada популярные модели (особенно Lada Vesta и Lada Largus). Для чего восстановить логистические цепочки и найти новых поставщиков.  

Следующий этап, приходящийся на 2024-2025 гг – создать новый кроссовер на базе Lada Vesta и принципиально новое семейство Lada B. Но даже с таким усиленным модельным рядом  с повестки нельзя снимать дальнейшее развитие российского автогиганта.

Объясним, пять платформ для предприятия с существующими производственными мощностями это много. Мировой тренд требует унификации на одной платформе, что и декларировалось в Renaulution. По всей видимости, в более отдаленной перспективе модельный ряд АвтоВАЗа будет опираться на две архитектуры – отечественной разработке Lada B/C и французской CMF-B. А вот то, что со временем со сцены сойдет старая французская платформа B0 и внедорожная, ведущая родословную с середины 70-ых, сомневаться не приходится. Но сначала из них выжмут все возможное.   

Но вот какой момент. В будущем, АвтоВАЗу для выпуска автомобилей с высочайшей степенью локализации для эффекта масштаба нужно будет не просто скорректировать техническую политику, но и сформулировать новые направления. Не зря мы ссылаемся на старый «план Грюбеля», главным тезисом которого является достижение высокой локализации от использования одной платформы. И даже если учесть, что в отдаленной перспективе останется всего две платформы (Lada B/C и CMF-B), то на современной французской архитектуре можно построить широкий ряд высоколокализованных современных моделей, в том числе полноприводных.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как китайский автобус пробивает себе дорогу в Россию

Китайская марка Yutong ворвалась в топ автобусного рынка Российской Федерации

8 фев 2023 в 18:16

Подробнее >
Photo

Nissan наш!

Зачем АвтоВАЗу избыточные производственные мощности завода Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус...

7 фев 2023 в 15:46

Подробнее >
Photo

Как попасть в жаркие объятия «дракона», или такие разные автоинтервенции

Как российский авторынок освободился для китайского автопрома, а европейский...

7 фев 2023 в 10:39

Подробнее >