+79139857900

Растущий сегмент

16 апреля 2021 в 11:33

Несмотря на общее сокращение продаж, автомобилей китайских марок на российском рынке продается с каждым годом все больше и больше – сегодня это чуть ли не единственный растущий сегмент парка. Интересны ли такие автомобили независимому сервису нашей страны? Давайте анализировать вместе.

 

Статистика

Согласно данным аналитических агентств, на 1 января 2021 г. в России насчитывалось 683,7 тыс. легковых автомобилей китайских марок. От 45-миллионного парка нашей страны – это более 1,5%. Показатель не то чтобы весомый, но ощутимый. Причем, имеющий постоянную тенденцию роста. Например, в 2020 г. он увеличился почти на 10% или на 57,2 тыс. ед. в абсолютном выражении.

И вот, когда анализируешь его именно с этой точки зрения, оценивая потенциальную емкость и привлекательность, динамику и наполнение, - то вроде бы не очень большие цифры получают новые смыслы! Ведь смотрите, что получается. Берем, к примеру, наполнение. Почти 700 тыс. машин – это автомобили, по сути, всего лишь пяти марок. Да, автомобили довольно разные – разные поколения, разные технологические подходы к выпуску, разные сроки владения и т. д., но марок то только пять.

Наибольшее количество у Chery – 179.8 тыс. ед. (более 180 тыс. ед., учитывая CheryExeed). Следом очень близко Lifan – 154.0 тыс. ед. Это, скажем так, исторические лидеры, набиравшие парк годами, поэтому в нем доминируют автомобили, уже сошедшие с гарантийного обслуживания, которым совершенно ничего не препятствует обслуживаться на независимых СТО. Причем, понимая, что сейчас происходит с маркой Lifan – ее автомобилям, именно на независимые СТО по большому счету и остается единственная дорога.

На третьей позиции Geely со 127.4 тыс. машин. Этот парк разнородный. Марка жила на российском рынке волнами – более успешные годы сменялись менее успешными. И даже провальными. Сейчас она снова в фаворе, активно осваивая шведские технологии недавно приобретенного бренда Volvo и выпуская набирающие популярность модели.

Great Wall – 117,6 тыс. ед. – ветеран, уже ушедший с российского рынка: он оставил стотысячное наследство несвежих автомобилей, с которыми надо что-то делать. Дилеров уже нет, но есть преемники и достаточно пестрый модельный ряд. В свое время машины Great Wall пользовались определенным спросом, поскольку на общем фоне считались достаточно качественными. Собственно, именно Great Wall был первым брендом на российском рынке, который решил полностью сконцентрироваться на продажах кроссоверов, пикапов и SUV.

 china2

Haval – 34.1 тыс. ед. Продолжатель и плоть от плоти бренда Great Wall, как раз специализирующийся на кроссоверах, пикапах и SUV. Только в последние пару лет в его арсенале появилось несколько неплохо продающихся моделей, поэтому из этих 34,1 тыс. ед. почти 30 тыс. – это машины, реализованные в 2019-2020 гг. Соответственно, с точки зрения независимого сервиса они пока еще не существуют, обитая в пространствах дилерского влияния. Хотя в будущем, через три-четыре года, если дела и дальше будут идти подобным образом, Haval может оказаться весьма и весьма интересен для НСТО — как бренд дорогой и по-своему даже где-то премиальный.

Повторимся: наблюдается очень активный рост числа китайских автомобилей. И даже если он не так впечатляет в абсолютных значениях, то его относительная динамика более чем убедительна. Еще в  2018 г. доля в рынке продаж составляла чуть менее 2,0%, а спустя всего два года (в 2020 г.) она возросла почти вдвое — до 3,6%.

Естественно, в парке есть и другие марки помимо перечисленных. Ощутимо больше 10 тыс. ед. у стремительно набирающего обороты Changan. Следом с чувствительным отрывом идет так и не раскрутившийся за многие годы присутствия на российском рынке DFM. FAW, Brilliance, Zotye, Foton… да, они есть, но едва заметны, поскольку продаются совсем небольшими тиражами. Поэтому в данный момент фокусироваться целесообразно все-таки на пяти названных, способных обеспечить фронт работ и прибыль, ради которой все собственно и затевается.

 china3

Возраст и регион

Еще два важных аспекта помимо брендовой составляющей – возрастные и региональные характеристики парка. Так, 151,1 тыс. китайских автомобилей у россиян имеют возраст старше 10 лет. 169 тыс. шт. – от 8 до 10 лет включительно. Самая мощная возрастная категория – машины от 4 до 7 лет включительно – 231,4 тыс. шт. или фактически каждая третья. С ними, как все мы прекрасно понимаем, работать интереснее всего. Число новичков моложе 3 лет, обсуживающихся в официальной сети, немного превышает 100 тыс. ед.

Ну а больше всего китайских автомобилей зарегистрировано в Москве и Московской области – более 70 тыс. шт. Далее Краснодарский край – свыше 30 тыс. ед., Республика Башкортостан – 27,8 тыс. ед. и Свердловская область – 27,4 тыс. ед. В районе 23 тыс. шт. в Ростовской области, Санкт-Петербурге, и Республике Татарстан. Около 20 тыс. шт. – в Челябинской и Самарской областях. Таким образом, на эти 10 субъектов федерации в нашей стране приходится более 40% всего парка китайских автомобилей.

 haval h9

Конкурентная среда

Дилерское сообщество китайских марок развивается сообразно динамике продаж, что подтверждается данными Russian Automotive Market Research. Если в 2019 г. авторизованных салонов данного сегмента было 501 (без учета, по понятным причинам, Lifan), то в 2020 г. превысило 680. Самая полнокровная сеть у Chery – 115 дилерских центров с 32 центрами

CheryExeed. Она и растет энергичнее остальных – на 49,3% в 2020 г. У Haval – ровно 100, у Changan – 96. Geely и FAW – 86 и 69 точек продаж соответственно. У JAC – 60 центров, Dongfeng – 44, Foton – 31, Brilliance – 27, Zotye – 11. При этом Zotye – лидер отрицательной динамики, потерявший в прошлом году 75,6% франшиз.

Таким образом, мы видим, что численность сетей лидеров сегмента уже вплотную приблизились к традиционным маркам. Им конечно еще далеко до «Лады», KIA и Hyundai (299, 199 и 190 соответственно), но R enault со 152 салонами и тем более Volkswagen со 128 уже совсем близко.

haval_diler  

Однако бояться конкуренции с дилерами все-таки не стоит. Гарантийный парк китайских автомобилей, как уже было отмечено, едва превышает 100 тыс. ед. Поэтому независимым СТО они слабые соперники. Но их развитие, с одной стороны, способствует насыщению парка, которое обязательно даст свои результаты в среднесрочной трех-четырехлетней перспективе, а с другой – решается уже не такая острая, однако, тем не менее, еще существующая проблема с запасными частями. Здесь мы Америки не открываем. Определенные загвоздки с запчастями для китайских автомобилей всегда имели место. Сейчас они и правда не столь ощутимы, как прежде, но все-таки до сих пор присутствуют. И этот фактор, к сожалению, играет немаловажную роль, в значительной степени остужая энтузиазм тех сервисменов, кто серьезно размышляет над возможностью обслуживания автомобилей китайских марок.

Однако вот что говорят уже работающие по данному направлению коллеги.

На самом деле проблема не в отсутствии деталей как таковых, а в сложностях с их подбором. То есть банальном несовершенстве кроссов и программ подбора, которые в первую очередь ориентированы на парк традиционных брендов и просто не знают, что тот или иной компонент подходит не только к нескольким европейским или американским машинам, но и к некоторым китайским.

Удивляться этому не стоит – корни большинства универсальных каталогов отнюдь не китайские, с китайским автопромом эти системы мало знакомы. Хотя надо отметить, в последнее время они энергично навёрстывают упущенное, поэтому проблем становится все меньше.

Уже довольно уверенно работает поиск деталей Chery, Geely, Brilliance. Чуть хуже Lifan, Great Wall/Haval. К процессу подключился и всемирный TecDoc, прямо на глазах пополняющийся соответствующими разделами, марками и моделями. В нем уже есть те же самые Chery, Lifan, Geely и многие другие. Дело в том, что во всех этих машинах стоят компоненты либо выпущенные глобальными поставщиками, либо по их лекалам изготовленные. А значит, просто надо знать, где искать нужные запчасти – китайские автомобилестроители в свое время копировали не только внешний вид автомобилей, но и компонентную базу.

 В этой связи как раз посильную помощь дилеры и оказывают. У них всетаки имеются склады, а если на складе чего-то нет (все мы знаем, какие у дилеров запасы), они это заказывают на центральных терминалах. И с удовольствием перепродают потом независимым сервисам с минимальной наценкой – жить – то как-то надо, имея в обороте, как мы уже выяснили, минимальный парк для обслуживания.

china_portret4

Так что сейчас дилер китайских автомобилей – первый друг НСТО, обслуживающей идентичные машины. У него можно брать не опознаваемый кроссами оригинал по приемлемым для продажи расценкам, чтобы потом использовать в своей работе. Опять же, как свидетельствуют продвинутые коллеги, сложностей с этим не возникает.

И не только брать, но и по физическим размерам полученного оригинала параллельно наладить собственный подбор из среды запчастей-аналогов. Это тоже не трудно – опытный глаз точно подскажет, на что обратить внимание и где искать замену. Поэтому, кстати говоря, на многих СТО уже давно ведутся и регулярно пополняются собственные кроссы по деталям китайских автомобилей. А также активно используются каталоги, позволяющие подбирать детали по размерам.

хавал_автосалон6

Вопрос технологий

Не должно возникнуть вопросов и с технологиями обслуживания – китайские автомобили пока не достигли запредельных технологических высот (по крайней мере, те, что продавались и продаются в России). Работы с основными расходными деталями плановой замены (подвеска, топливная система, фильтры, система охлаждения и кондиционирования, компоненты привода и проч.) выполняются достаточно просто. Собственно,

точно так же, как и на всех остальных автомобилях идентичного класса. При этом многие регулировочные и диагностические параметры присутствуют в свежих обновлениях диагностического оборудования, поскольку и электроника в китайских автомобилях тоже за редким исключением не китайская, а произведенная глобальными поставщиками мирового автопрома. Настраивается она, так же как и функционирует, по известным алгоритмам. Ч то-то новое, незнакомое тут вы вряд ли найдете. А если возникнут какие-либо трудности, вы снова можете смело обращаться к дилерам, приобретая через них необходимые приборы и установки для пополнения ремонтно-диагностического арсенала.

 exeed-vx-series

Стоимость обслуживания

Полезную информацию в отношении стоимости обслуживания 

автомобилей китайских марок предоставляет недавно проведенное исследование, организованное сетью FIT Service и Gruzdev-Analyze, «Рейтинг автомобилей по стоимости обслуживания в России».

Рейтинг основан на данных анализа машинозаездов, совершенных за год во все точки сети FIT Service. В общей слож ности было проанализировано более 400 000 заказ-нарядов. Были отброшены модели автомобилей, которые совершили менее 300 заездов в автосервисы сети.

Это позволило усреднить показатели, когда один автомобиль приезжает только для замены масла, а другой – для более крупного ремонта. Поэтому результаты разных марок и моделей можно считать сравнимыми, а выборки – репрезентативными и вполне релевантными.

Так вот, самыми дешевыми в обслуживании оказались автомобили корейских марок. Китайские, несмотря на свой имидж, только вторые. Хотя и в их среде есть более или менее бюджетные бренды. В частности, средняя стоимость машинозаезда Lifan самая низкая – 7 302 руб. У Geely чуть выше – 7 451 руб. Это четвертая и пятая строчка в общем списке. Дешевле только LADA, Daihatsu и Datsun. Chery – устойчивый середнячок с 9 514 руб. А вот Great Wall настоящий «премиум» – 12 003 руб., что почти в два раза выше минимальных значений. Более того, Great Wall Hover H5 попал даже в десятку самых дорогих в обслуживании

моделей, заняв в ней девятое место с 14 388 руб. за машинозаезд. Тем самым опередив, вы не поверите, Mercedes-Benz Mclass, который оказался лишь десятым, поскольку средняя стоимость его машинозаезда на 344 руб. меньше. Естественно, все это информация известного уровня приближенности, основанная на статистике одной сети.

Но сети федеральной, насчитывающей почти две с половиной сотни станций по всей стране. Конечно же, у кого-то может быть дешевле, у кого-то дороже, но общую медиану приведенные цифры иллюстрируют очень наглядно. И на выводы наталкивают однозначные: китайские машины – это очень интересно. Да, их, безусловно, еще нецелесообразно выбирать мажоритарным направлением, но начинать потихоньку осваивать, привыкая к специфике, несомненно, стоит. Иначе раньше вас за них обязательно возьмутся более проворные коллеги, а догонять, как известно, всегда сложнее, чем идут впереди.

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Знакомьтесь – Academy Business Car. Новый формат обучения

В современном мире отношение к обучению меняется. Если ИНОГДА получение...

28 май 2021 в 10:49

Подробнее >
Photo

Круглые столы по вопросам модернизации и развития образовательных учреждений

Национальные и международный круглые столы, которые организованы командой...

27 май 2021 в 10:48

Подробнее >
Photo

Кто лучший в авторемонте

21 мая 2021 года в Москве в Инжиниринговом центре SMART состоялся финал...

26 май 2021 в 10:45

Подробнее >