+79139857900

А разгадка таилась в «железе»

30 мая 2021 в 11:08

Автомобильный эксперт не должен в потоке «рядовых» поломок пропустить ту самую «не рядовую», возникновение которой нельзя объяснить одной лишь «ошибкой в эксплуатации». Эксперт должен быть  дотошным, настойчивым и педантичным в поисках настоящей причины.

 

transervice_04_21_CMYK-3-в2

АВТОР СТАТЬИ

Александр Хрулев,

к.т.н., судебный эксперт, Специализированный моторный центр «АБ-Инжиниринг

 

 

 

История вторая.
Что скрывалось за повышенным расходом масла
 

Объект – автомобиль японской марки, пробег около 50 тыс. км.

В двигателе стал заметен прогрессирующий расход масла. Попытки дилера «малой кровью» выявить причину ни к чему не привели – пришлось разбирать двигатель.

 

При разборке выяснилось, что причина расхода масла – в прогаре поршня и поломке верхнего поршневого кольца. А поскольку такое повреждение возможно от некачественного топлива, то виновником автоматически объявили владельца машины. Дескать, что залил, то и получил.

Но как известно, дыма без огня не бывает. При последующем детальном исследовании поломки , уже в процессе судебного разбирательства, никак не удавалось определить, что первично, а что вторично. Если поршень прогорел, то почему сломалось кольцо из высокопрочной жаростойкой стали? А если вначале сломалось кольцо, то что стало причиной его поломки? Детонация? Хотя ей такая сталь практически «не по зубам»...

 

Казалось, поиск причины неисправности практически зашел в тупик. И тогда эксперт предложил очистить поршень от нагара – так, на всякий случай.

В результате обнаружили поразительную картину – поршень-то вовсе и не прогорел! Верхняя канавка была чрезвычайно сильно изношена (размыта) обломками кольца, и когда толщина огневого пояса стала меньше штатной в несколько раз, часть его обломилась, не выдержав обычных рабочих нагрузок. А затем место поломки постепенно заволокло нагаром, да так, что и не отличить от банального прогара.

 transervice_04_21_CMYK-32

Еще раз пришлось пересмотреть все детали.  Оказалось, что верхнее кольцо никогда и не работало в штатном режиме – на его сохранившихся обломках вообще не было следов приработки к канавке поршня и цилиндру. То есть кольцо было сломано изначально, еще при сборке двигателя.

 

А как же двигатель так долго проработал без верхнего кольца?

 

Его функции приняло на себя среднее кольцо, которое на этом поршне оказалось в состоянии чрезвычайно сильного износа по сравнению с аналогичными кольцами на других поршнях. К тому же владелец, водитель не очень опытный, ездил осторожно и на «газ» почти не давил (как и на «тормоз» – колодки, поставленные еще на заводе, были изношены едва ли на треть).
В противном случае «прогар» случился бы намного раньше. А заметил он, что расход масла начал быстро расти, только в последней фазе разрушения, когда все детали уже подошли к своему критическому финалу.

 

В итоге расследования «виновник» поломки коренным образом поменялся. После цепочки причинно-следственных изысканий стало ясно, что именно производственный дефект – поломка верхнего поршневого кольца – нанес на детали такие специфические отметины и стал причиной поломки деталей. Суд тоже согласился с выводами эксперта и вынес решение в пользу автовладельца!

 

transervice_04_21_CMYK-33

 

История третья.  Шумный «немец» 

В двигателе известного немецкого производителя прогрессирующий стук возник внезапно. Причем пробег автомобиля к тому моменту был небольшой - всего около 20 тыс. км.

 

Водитель сразу же остановился и вызвал эвакуатор.

 

В автосервисе у дилера причину стука быстро определить не смогли, но попытались ликвидировать его «малыми средствами». Поскольку стук шел откуда-то из клапанного механизма, то открыли клапанную крышку – все ли детали привода клапанов на месте? Но с клапанами все было в порядке, а стук продолжался.

 

Дело дошло до полной разборки клапанного механизма. Когда сняли звездочку привода с одного из распределительных валов, то оказалось, что треснула проушина фланца распредвала, к которому крепится звездочка. Болт отвернули – и кусок фланца просто выпал. Собственно, это и была причина стука при работе двигателя.

Дилер, что называется, сходу отказал устранять неисправность по гарантии - мотивировав это тем, что владелец «сам сломал». Выдумал даже свою собственную теорию. Но владелец ее не принял - потребовал вызвать эксперта. Пришлось разбираться, что вызвало поломку. Изучили звездочку – и выяснили следующее. В конструкции звездочки предусмотрен центровочный штифт. Он предназначен для правильной ее установки и должен попадать в специальное отверстие (паз) на фланце распредвала. Так вот, оказалось, что длина этого штифта на несколько долей миллиметра больше, чем глубина паза во фланце. И при затяжке крепежного болта штифт просто обламывал проушину фланца.

 

Налицо явный производственный дефект. Такое получилось, потому что либо штифт оказался длиннее, либо отверстие не досверлили. В любом случае виноват производитель, не досверливший или не досмотревший.

 

Этот производственный дефект оказался простейшим.  В моторе ничего не разрушилось. Простая замена распредвала, звездочки и пары прокладок восстановила его работоспособность. Но случай назидательный, хоть по последствиям не только простой, но и самый редкий. Тем более, дилер после согласования с импортером согласился провести гарантийный ремонт. Обычно все бывает гораздо хуже...

 

(продолжение следует)

 

  

 

 _LOGO_AB

Качественный профессиональный ремонт двигателя с любой неисправностью 

Моторный центр «АБ-Инжиниринг»

тел. +7 495 545 6936
www.ab-engine.ru

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

В ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» на Красной Пресне прошёл Конгресс «Сфера» и XIV Международный навигационный форум

25 июн 2021 в 14:57

Подробнее >
Photo

Информация о реализации отдельных проектов по внедрению водородного топлива на транспорте

Проекты водородных транспортных средств

9 июн 2021 в 13:11

Подробнее >
Photo

Эффективные сервисные решения от Mahle

В лице MAHLE владельцы СТО и специалисты автосервиса приобрели сильного партнера, на...

2 июн 2021 в 10:33

Подробнее >