Санкции, введенные западными странами в отношении частных лиц и ряда государственных компаний России, накладывают определенные трудности на ведение бизнеса в стране. Степень угроз и рисков для рынка грузовых автомобилей и спецтехники, особенности работы в условиях ограничений обсудили участники круглого стола, прошедшего в Новосибирске, во время работы выставочного форума Sibcomak 2014.
Эксперты статьи:
Arda Guven,
ведущий менеджер
LLC Hidromek (Турция)
Марина Березина,
директор компании «Форклифт»,
официальный дилер Komatsu (г. Новосибирск)
За последние три года условия работы рынка коммерческого транспорта и спецтехники кардинально изменились. Два года назад закончились длившиеся более 20 лет переговоры о вступлении Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Казалось, что курс, взятый страной на интеграцию в мировую экономику и мирохозяйственные связи, будет необратимым. Во время переговоров сторонами был обговорен ряд условий, предусматривающих временные меры по защите автомобильного рынка страны. Впрочем, аналогичных мер в целях развития производства специальной и дорожно-строительной техники нет.
Сегодня на рынке спецтехники позиции отечественных производителей достаточно прочны лишь в ряде сегментов (автокраны, грейдеры, ряд видов сельскохозяйственной и коммунальной техники). Следует отметить, что в большей степени потребности рынка удовлетворяются за счет импорта машин и оборудования. Это следствие того, что развитию отраслей машиностроительного комплекса в стране в последние 20 лет не уделялось внимания, поэтому большинство видов техники не имеет качественных аналогов российского производства. При этом ряд видов, таких как тяжелые мобильные подъемные краны, не производится в нашей стране вообще. Зависимость от импорта рынка строительно-дорожной техники является безальтернативной. Это ярко проявилось при подготовке к проведению масштабных спортивных мероприятий. На строительных площадках в Сочи, Казани, Владивостоке фактически отсутствовала отечественная техника. Масштабные закупки строительного оборудования и строительно-дорожной техники для возведения объектов укрепили позиции зарубежных производителей на отечественном рынке.
Российский рынок коммерческого транспорта и спецтехники притягателен для организации производства. Ряд производителей, таких как Komatsu, Caterpillar, John Deere, Hitachi, объявили об инвестиционных проектах на территории РФ. Впрочем, они столкнулись с рядом проблем, таких как ограниченный платежеспособный спрос заказчиков, ограниченное число надежных и отвечающих высоким требованиям поставщиков-смежников. В конце концов, данный факт определяет не слишком высокий уровень локализации выпускаемой техники. Но в целом, эти предприятия не делают погоды на рынке, поскольку имеют фактически характер крупноузлового производства.
Отечественные производители в рамках членства страны в ВТО фактически могут рассчитывать только на свои собственные силы и ресурсы. Такое положение не устраивает руководство страны, которое еще летом 2012 года во время посещения президентом РФ Тверского экскаваторного завода группы Terex-RM заявило о недопустимости ситуации, когда на масштабных стройках задействована только импортная техника.
В целях создания условий для развития отечественного автомобильного производства и строительно-дорожной техники 14 июля 2014 года было принято Постановление правительства РФ, устанавливающее порядок закупки техники для государственных и муниципальных нужд. Фактически под запрет попадает вся техника дорожно-строительного сегмента импортного производства. В документе указаны критерии - производитель будет считаться отечественным в случае, если 50% себестоимости его продукции производится на местном рынке. Казалось бы, данное решение дает шанс для зарубежных компаний, организовавших производство на территории РФ, заметно увеличить степень локализации выпускаемой продукции. Однако данное правительственное решение ряд экспертов назвали не до конца продуманным, поскольку нет ответа на вопрос, как государственные организации смогут осуществить строительство объектов российской, белорусской или казахстанской техники, которой не существует. По всей видимости, в этих условиях будет найдена «лазейка». Работы будут осуществляться подрядными организациями, не попавшими под действие документа. Какую они будут использовать технику – уже никого волновать не будет. Налицо непроработанность данного механизма, который изначально преследовал правильные цели.
Впрочем, в этот ход событий самым непредсказуемым образом вклинился фактор санкций. Могут ли данные меры ограничения повлиять на развитие рынка коммерческого транспорта и спецтехники? Таким вопросом задались на круглом столе, прошедшем в рамках деловой программы Sibcomac-2014.
Как избежать рисков санкционных ограничений
Санкции могут заморозить инвестиции в российскую экономику. Компании, имеющие планы по созданию производственных мощностей на территории РФ, учтут риск санкционных ограничений перед принятием решения об инвестировании.
Сегодня одним из ограничений является отсутствие точной информации. Информационная неопределенность тормозит инвестиционную активность. Данная мысль рефреном прозвучала в выступлении Arda Guven, ведущего менеджера LLC Hidromek (Турция). Спикер отметил:
«У нас имеются обширные планы по развитию марки Hidromek в России, ведь это огромный рынок. У нас есть стратегия проникновения в Россию, мы идем с южных районов страны, где реализуется большой проект в Краснодаре. Компания хотела бы инвестировать в создание производственных мощностей на территории РФ. Но сложно получить точную информацию для принятия решения, в том числе и от правительственных чиновников. Для принятия решения в условиях санкций нужно очень точно просчитать ситуацию, знать, какова будет ситуация через год-полтора. Пока мы испытываем вакуум в этом вопросе. Как только мы получим такую информацию, тогда примем решение».
Сегодня для участников рынка важно разделить вопросы санкций на две части. Инвестиционные проекты производителей, развитие локальной сборки на территории РФ — это компетенция правительства страны. Только чиновники могут принимать меры по стимулированию данного процесса. Пример принятия правил промсборки в автомобильной промышленности свидетельствует об эффективности принятых мер. В то же время, рыночные законы объективны, имеются примеры как открытия производств, так и примеры, когда производители закрывают проект.
В тоже время маловероятно, что зарубежные производители грузовиков и спецтехники будут сворачивать работу в РФ. В своих планах они будут ориентироваться на сохранение доли рынка. Вряд ли будут отменены грандиозные проекты проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году и зимней Универсиады в Красноярске в 2019 году. И европейские, и японские компании заинтересованы в сохранении позиций на российском рынке. Единственным препятствием и риском, констатировали участники круглого стола, может стать сокращение финансирования данных программ.
Марина Березина, директор компании «Форклифт» (официальный дилер Komatsu), отметила:
«Основная позиция компании Komatsu на рынке заключается в том, что она находится вне политики. Свидетельство этому — новый завод компании в Ярославле, производственной мощностью 3000 единиц техники в год. Komatsu будет максимально оберегать свои позиции и отношения с российским рынком. Конечно, полностью исключать влияния санкций не следует. Могут гипотетически возникнуть трудности и проблемы с ввозом техники или каких-то узлов из стран Европы. Что касается связей с российскими компаниями, работающими в нефтегазовом комплексе, то я могу заявить, что Komatsu не ограничивает поставки техники, заключенные контракты выполняются, согласно договоров. Однако, в своей деятельности мы постараемся минимизировать потери, если они возникнут».
При обсуждении вопроса санкций выступавшие обратились к истории. Страна в прошлом постоянно сталкивалась с ограничениями во внешнеторговой деятельности. Это были и разного рода эмбарго на поставки техники, и пресловутая поправка Джексона-Вэника, принятая американскими законодателями в начале 70-х годов прошлого века и отмененная лишь в 2012 году, накладывавшая ограничения на режим наибольшего благоприятствования в торговле. В прошлом различного рода препятствия пришлось преодолеть при реализации масштабного проекта «газ-трубы» и запрета на ввоз в страну ряда видов тяжелой спецтехники. Запрет касался поставок американской техники, в том числе произведенной в странах Европы. Однако данный вид техники был поставлен японской Komatsu, а также был осуществлен процесс импортозамещения.
В ходе работы круглого стола возник вопрос о переходе на альтернативные валюты во взаиморасчетах. Переход на расчеты в юанях с китайскими контрагентами на юань имеет смысл. Согласно выполненному банковскими аналитиками исследованию, курс юаня практически полностью повторяет тренды доллара. Поэтому при переходе в расчетах на юань появляется возможность компенсировать конверсионные издержки.