«Родстер Крым» – это проект, целью которого является разработка молодежного спортивного автомобиля, полностью построенного с применением отечественных комплектующих. В качестве компонентной базы выбраны узлы и агрегаты производства АвтоВАЗ для обеспечения ценовой доступности и ремонтопригодности.
Над проектом работают студенты и аспиранты МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством опытных преподавателей. Силами молодых инженеров и партнеров проекта уже созданы два автомобиля, каждый из которых проехал не одну тысячу километров. 70% деталей для родстеров позаимствованы из автомобилей семейства Kalina/Granta как самого распространенного в нашей стране. Однако, в отличие от доноров, родстеры «Крым» имеют среднемоторную компоновку и задний привод.
Экстерьер автомобилей разработан дизайнерами проекта и воплощен в виде легких и прочных композитных панелей. В основе машин – пространственная рама собственной разработки. В процессе работы над несущей системой инженеры проводят множество виртуальных краш-тестов в специализированных программных средах. Большое внимание уделяется вопросам пассивной безопасности, работе над эргономикой, проектированию собственных деталей и систем. Эти и другие нетривиальные инженерные задачи решаются в рамках создания третьего прототипа родстера «Крым», который сейчас существует в виде цифрового двойника. Третьему прототипу суждено стать самым проработанным и технологичным, пройти сертификацию и стать серийным автомобилем.
В декабре прошлого года было принято решение о создании Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации. Межвузовская корпорация обеспечит трансфер знаний и образовательных технологий между ВУЗами. На базе корпорации будет организована подготовка студентов к работе с цифровыми двойниками проектируемых объектов в рамках программы развития цифровой экономики в России. Такая структура будет отличной площадкой по подготовке кадров для автомобильной отрасли нашей страны. Участники смогут иметь доступ к единой цифровой базе знаний, обмениваться опытом не только среди КБ университета, но и со студентами других ВУЗов. Корпорация станет отличным стимулятором улучшения практических навыков учащихся и, как следствие, повышения квалификации выпускников. Компании-производители смогут получить новые рынки сбыта продукции, повышение окупаемости, подготовленных сотрудников, основательно разбирающихся в сфере своей деятельности.
Проект «Родстер Крым» станет пилотным в работе Межвузовской корпорации. В ходе официальных дорожных испытаний второго прототипа осенью 2019 года команда проекта посетила несколько десятков технических ВУЗов нашей страны. Студентам и преподавателям университетов был представлен проект «Родстер Крым» и идея Межвузовской корпорации, а также выдвинуто предложение стать ее участником. Идея корпорации и вступления в нее была встречена преимущественно одобрительно, и на сегодняшний день уже подписаны соглашения с несколькими ВУЗами. Со стороны коллектива проекта «Родстер Крым» существует
обязательство передать конструкторскую документацию
и несущую систему третьего прототипа каждому ВУЗу-участнику корпорации. Сами студенты получат не только рост компетенций, но и шанс к самореализации и приобщение к процессу проектирования объекта, которым потом сами смогут обладать.
Кроме объединения технических ВУЗов под эгидой разработки отечественного спорткара, вектор развития проекта предполагает работу и над вариантами трансмиссии. Рассматриваются варианты использования более мощных силовых установок, в том числе двигателей семейства ЕМП. Помимо механической коробки передач будет установлена 7-ступенчатая АКПП отечественной разработки фирмы ООО КАТЕ, с которой команда проекта «Родстер Крым» находится в сотрудничестве.
Благодаря инновационной конструкции несущей системы и современному технологическому оборудованию, возможно оперативное внесение изменений в конструкцию автомобиля, что раскрывает возможность использования различных платформ и силовых установок, делая родстер универсальной платформой для проведения научных исследований. На базе проекта могут быть решены различные задачи: доступный гибридный или электромобиль, автономное транспортное средство, разработка кибер-защиты транспортного средства, отработка и натурные испытания перспективных технических и технологических решений, планируемых к интеграции в серийные образцы автомобилей, и многое другое.
Проект не будет ограничен созданием автомобиля с кузовом типа «родстер».
В планах коллектива – разработка четырехместного купе, двухдверного кроссовера, а с декабря 2019 года уже начаты работы по проектированию пикапа на основе комплектующих Lada 4x4.