+79139857900

Российский рынок автономных автомобилей

18 мая 2021 в 15:03

На данный момент рынок автономных автомобилей в России является относительно неразвитым и относится к числу формирующихся рынков с высокими барьерами входа и малым числом участников. Согласно данным различных аналитических компаний и экспертов, рынок автономного и электрического транспорта Российской Федерации отстаёт в своём развитии от группы стран-лидеров из Европы, Северной Америки, АТР, однако обгоняет некоторые из стран группы БРИКС. Позиции России в рейтинге индекса готовности к использованию автономного транспорта на 2020 г.1 и соответствующие оценки уровня развития электротранспорта за 2019 год представлены на рисунке ниже (см. рисунок 1).

 

 

Важным событием для развития рынка беспилотного транспорта в стране стало подписание в ноябре 2018 года Постановления Правительства Российской Федерации, разрешающего проводить испытания высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования2.

 transervice_04_21_CMYK-11

По данным KPMG, в 2020 г. в России улучшилось восприятие автономных автомобилей потребителями (20-е место из 30 по данным на 2020 г. по сравнению с 24-м местом из 25 годом ранее). Тем не менее, уровень доверия к беспилотным автомобилям в России все еще остается относительно низким. Согласно данным исследования, проведённого в марте 2021 года аналитиками НТИ «Автонет», доля респондентов, склонных считать использование беспилотного транспорта на дорогах России безопасным, составила 46% (с учетом возможных вариантов ответа «скорее согласен» и «полностью согласен»). Также, согласно опросу, основной причиной беспокойства при мысли о поездках на полностью беспилотном автомобиле является невозможность предотвратить столкновение, которое может произойти по вине других участников дорожного движения (об этом заявили 39% респондентов). Среди основных рисков использования автономного транспорта российские граждане также отмечают возможный внутренний технологический сбой в системе беспилотников, способный привести к аварии, а также потенциально возможный взлом систем беспилотного автомобиля злоумышленниками.

 

Российское правительство и корпоративный сектор в последние годы демонстрируют значительный интерес к технологиям автономного вождения. Правительство активно занимается вопросом расширения испытаний отечественных разработок в сфере автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Испытания начали проводиться в ноябре 2018 года в разных регионах страны. В это же время ряд российских автопроизводителей и представителей ИТ-сектора получили правительственный запрос на разработку тестовых образцов беспилотных автомобилей на базе уже существующих разработок в сфере полуавтономного транспорта. Одними из флагманов индустрии беспилотных автомобилей в России стали компании «Яндекс» и «СберАвтоТех» .

 

В марте 2019 г. «Яндекс» согласился принять участие в разработке системы управления автономным  транспортом 4 и 5 уровней совместно с южнокорейским производителем Huinday. Ранее «Яндекс» проводил испытания своих прототипов беспилотных автомобилей на территории Израиля. Также на базе Сколково и в городе Иннополис вблизи Казани в тестовом режиме был запущен сервис роботизированного такси. В ноябре 2019 г. компания обозначила свои планы по запуску беспилотников на территории этих городов, доставляющих товары и услуги потребителям.

 transervice_04_21_CMYK-111

Еще одна компания «СберАвтоТех»  — новое подразделение Сбера, которое создано в апреле 2020 года. За семь месяцев было проведено несколько циклов исследовательских и конструкторских работ, которые позволили построить первую серию собственных беспилотных авто, которые в декабре 2020 года выехали на улицы Москвы для испытаний в условиях зимнего мегаполиса: беспилотники прошли проверку высокой влажностью, отрицательной температурой, плохой обзорностью и тяжёлой дорожной обстановкой.

Согласно материалам исследования KPMG3, ожидаемой тенденцией на рынке российского беспилотного транспорта будет вынужденное сотрудничество крупнейших автопроизводителей с мировыми компаниями—лидерами, поскольку у представителей отечественного автопрома наблюдается существенное отставание в сфере технологий автономного вождения.

Поддержку данной отрасли в ближайшей обозримой перспективе должны оказать правительственные инициативы. Национальное правительство признает перспективность направления беспилотного автомобильного транспорта – в стране действует поэтапный план внедрения беспилотных автомобилей, утвержденный в 2018 году. Представители финансово-банковского сектора и крупнейшие автомобильные группы совместно с лидирующими на российском рынке ИТ-компаниями занимаются разработкой программного обеспечения и технических решений. Вместе с тем, некоторые из представителей автопрома («КАМАЗ», «ГАЗ») добились существенных успехов в создании собственных решений и уже проводят испытания тестовых образцов.

 transervice_04_21_CMYK-12

Следует отметить, что важными драйверами развития национального рынка AVs выступают реализация следующих инициатив государства: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»14, НТИ и План мероприятий («дорожная карта») НТИ «Автонет».5

 

Тестирование беспилотных машин наибольшие масштабы приобретает в сервисах такси. Объем рынка роботакси в России в 2030 году может достигнуть примерно 190 млрд руб., или около $4 млрд. К этому моменту на него будет приходиться 11% всего рынка поездок на автомобиле по требованию (включает такси и каршеринг). Cогласно данным исследования НТИ «Автонет», проведенного в 2020 г., уровень доверия к сервисам беспилотного такси в целом значительно выше, чем к беспилотном автомобилям в контексте личных транспортых средств: подобными сервисами готовы пользоваться 77% российских граждан (для сравнения: годом ранее к услугам бесплотного такси позитивно отнеслись только 60% россиян6). Самый высокий процент положительных ответов, по данным опроса, наблюдался в Казани, где в расположенном рядом городе-спутнике Иннополис как раз-таки уже с 2019 года в испытательном режиме работает сервис беспилотного такси.

 

Сопутствующим аспектом всей процедуры внедрения беспилотного транспорта и сервисов, использующих беспилотные автомобили, является создание необходимой для этого инфраструктуры, подразумевающей, в том числе, внедрение интеллектуальных транспортных систем, способных управлять парком беспилотных транспортных средств и обеспечивать взаимодействие транспортного средства с дорожной инфраструктурой. Основной объем расходов на разработку и внедрение интеллектуальных решений в транспортной инфраструктуре планируется в рамках мероприятий федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», входящего в национальный проект РФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги7». На реализацию мероприятий по внедрению ИТС в течение периода с 2020 г. по 2024 г. предусмотрен объем фнансирования в размере
42 млрд. руб.

 

transervice_04_21_CMYK-132

 

Драйверы и барьеры развития рынка 

Как было отмечено выше, основным драйвером развития национального рынка AVs выступает реализация правительственных инициатив, в частности, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», НТИ и План мероприятий («дорожная карта») НТИ «Автонет».

 

Ключевым событием в создании основы для развития беспилотных автомобилей на законодательном уровне стало принятие Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 No 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Данное постановление Правительства РФ создало нормативно-правовую базу, позволяющую осуществлять с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. тестирование высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на дорогах общего пользования в Москве и в Республике Татарстан. Изначально было разрешено проводить испытания на территории Москвы и Республики Татарстан. С марта 2020 года испытания разрешены в 13 регионах. В обновленный список регионов вошли Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашская Республика, Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.

 

Вместе с тем, развитию рынка беспилотных автомобилей в России препятствует множество барьеров. Ниже перечислим основные из них.

1.  Низкое качество дорог и относительно невысокий уровень внедрения интеллектуальных решений в сфере транспортной инфраструктуры. Согласно данным Индекса глобальной конкурентоспособности, Россия занимает предпоследнюю строчку в списке оцениваемых стран по качеству дорог. Для внедрения беспилотного транспорта качество дорожного полотна на данном этапе имеет важное значение.

 

2. Отставание России в некоторых аспектах развития информационных и коммуникационных технологий и наличие удаленных зон и «непокрытых» населенных пунктов сетями мобильной связи. Согласно результатам опроса руководителей Всемирного экономического форума, Россия занимает последнее место по уровню доступа к новейшим технологиям по сравнению с другими странами, входящими в список индекса конкурентоспособности. В рамках оценки Россия получила низкие баллы по использованию искусственного интеллекта, облачных технологий и IoT8. В частности, стоит отметить, что согласно данным сервиса Ookia, Россия входит в число 5 стран с самым медленным подключением к мобильным сетям (рисунок 4). Также, согласно составленному в 2018-м году рейтингу аналитической компании Open Signal9, Россия входила в пятерку аутсайдеров по показателям покрытия сетями 4G (рисунок 4). Также, согласно проведенным исследованиям, наблюдается отставание в развитии рынков таких сквозных цифровых технологий, как большие данные, машинное обучение и др.

 

3. Неподготовленность российской нормативно-правовой базы для внедрения и полноценного развития рынка автономных транспортных средств (в частности, AVs 4-го и 5-го уровней). Вопросы испытания высокоавтоматизированных транспортных средств были закреплены упомянутым выше Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2018 года, которое также содержит ограничения в части проведения испытаний автономных транспортных средств.

4.             Действие некоторых факторов технологического характера, препятствующих принятию автономных транспортных средств на глобальном уровне. В частности, актуальным остается вопрос обеспечения информационной безопасности автономных ТС. Сложность систем автономных автомобилей создает потенциальные возможности для злоумышленников. При проникновении в систему автономного или полуавтономного транспортного средства у потенциального преступника появляется возможность создать реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров, находящихся вокруг пешеходов
и других транспортных средств. Решению проблемы обеспечения безопасности AVs будет способствовать дальнейшее развитие технологий кибербезопасности, в частности, развитие технологий биометрической идентификации.  

 

Лого_Автонет

Лого_НП_ГЛОНАСС

 

1      URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/08/ru-ru-autonomous-vehicles-readiness-index- 2020.pdf
 
2      URL: Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 No 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств»
 
3       URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2020/08/autonomous-vehicles-readiness-index.html
4      Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 No 1632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
 
5      План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы «Автонет» (приложение No 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24.04.2018 No 1)
 
6      URL: +rbc.ru/rbcfreenews/5f392ca19a794754cc80875e
7      URL:http://static.government.ru/media/files/rBdyoIr3S9IDP8Q87lXXYaktpKWGc0NY.pdf
 
8      Согласно материалам исследования KPMG «Индекс готовности стран к использованию автономного транспорта – 2020»
 
9      URL: https://www.opensignal.com/
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >