+79139857900

Россия на пороге электробусного бума

25 мая 2021 в 15:00

На недавно прошедшей международной автобусной выставке BusWorld среди экспонатов не оказалось ни одного транспортного средства с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Такого рода мероприятия можно рассматривать как индикатор глобальных трендов.

Конечно, впадать в эйфорию не стоит. Автобусы с обычными дизельными и двигателями, работающими на газе, одномоментно и в ближайшем будущем не уйдут в историю. Но для нас важно, что мировой тренд не обойдет Россию стороной. В принципе он уже пришел.  

После того, как столица нашей Родины город-герой Москва начала амбициозную программу обновления парка городского электротранспорта и сделала ставку на электробус, освободив ему место от троллейбуса, появилось много различных статей и материалов о том, что экономическая эффективность нового вида подвижного состава под большим вопросом.

Тем не менее, сегодня на 45 маршрутах столицы трудятся 600 электробусов, а в течение года их количество увеличится на 400 штук. Наш канал уже рассказывал о том, куда были переданы московские троллейбусы, а также о том, что  сборка электробусов КАМАЗ-6282 стартовала на московском заводе СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод), с расчетной мощностью 500 машин в год. Первая партия из 25 электробусов уже вышла на обкатку, и вскоре начнет перевозить пассажиров на регулярных маршрутах.

электробус_монорельс

КАМАЗ вовремя уловил тенденцию и приступил к созданию и выпуску электробусов. Сегодня он фактический монополист в этой области производства подвижного состава пассажирского транспорта. Но конкуренты не дремлют и уже готовы вступить в острую конкурентную борьбу.

Вологодский ответ

Не осталось незамеченным, что конкуренты готовят производственные мощности для выпуска электробусов. На прошедшем в начале июня Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между Ярославской областью и вологодским производителем троллейбусов «Транс-Альфа» о строительство в городе Рыбинске завода по выпуску электробусов мощностью 600 штук в год. Инвестиции в проект составят 2 млрд руб. Один электробус «Транс-Альфа» уже перевозит пассажиров на городском маршруте Рыбинска. Завод в Ярославской области станет второй площадкой для «Транс-Альфа», одного из ведущих производителей электротранспорта в РФ. Первое производство работает в Вологде и уже 28 лет выпускает троллейбусы. Несколько лет назад предприятие оказалось в предбанкротном состоянии и перешло к новым собственникам.

электробус_трансальфа

Электробус от "Транс-Альфа"

Новые собственники теперь развивают электробусное направление. Пока единственной моделью «Транс-Альфа» является модель «Сириус». Впервые ее представили еще в 2019 году, но его доработали и на прошедшей в конце мая выставке электротранспорта в Санкт-Петербурге представили на суд зрителей и профессионалов. Он сохранил новую стеклопластиковую маску с «растекающимися» секциями фар, однако получил более высокие фальшборта на крыше.

Аккумуляторные батареи спрятаны внутри кузова, запаса энергии в них должно хватить на пробег до 240 км. Существуют и менее энерговооруженные версии, рассчитанные лишь на 60 км пробега, все зависит от пожелания заказчика.

Но вот что интересно. В той же самой Вологде появился второй производитель троллейбусов – молодая компания «Алькор». Ее основали выходцы из «Транс-Альфы», когда предприятие было на грани закрытия. Мы планируем рассказать об этой марке. Но сегодня речь пойдет об электробусах «Алькор».

электробус_алькор

Электробус "Алькор"

Дизайн машины интересен. Спереди немного напоминает новый МАЗ. Родовая черта от Трнас-Альфа осталась - это вырез оконной линии в середине левого борта. Кузов выполнен на стальном каркасе — и обшит панелями из стеклопластика. Вместимость 86 пассажиров, а сидячих мест — 35. Освещение полностью светодиодное, есть и USB-зарядки. В движение приводится двигателем мощностью 140 кВт. Мосты — марки ZF. Емкость батарей не сообщили, но известно, что их должно хватить на пробег до 180 км. А вот принцип зарядки отличается от конкурента КАМАЗ-6292 — она производится ночью, в парке, через кабель, от сети 380 В.

Стоимость вологодских электробусов от «Транс-Альфа» и «Алькора» составляет 30 млн руб. Конечно, обычный дизельный автобус обойдется дешевле, как и троллейбус. Напомним, что троллейбусы вологодского производства в минимальной комплектации вытягивают на 20 млн.

Электробусы-гармошки

А вот мимо еще одной модели отечественного электробуса нельзя пройти мимо. Электробус в ближайшей перспективе все же будет городским видом транспорта. А это означает, что ему необходимо осваивать мощные пассажиропотоки городских маршрутов. И здесь оптимальным подвижным составом видятся сочеленнные модели.

Главным экспонатом выставки в СПБ стал сочлененный электробус-гармошка модели 6245, который представила компания «Транспортные системы». Да-да, эта та самая компания, которая поставляет в Москву трамваи «Витязь», кстати, тоже сочлененные. Электробус с надписью «Сделано в Санкт-Петербурге» стал самым ярким экспонатом, учитывая необычный дизайн, яркую окраску и подсветку в салоне. Подробностей о нем пока немного, поскольку это первый экземпляр от ПКТИ, который отправят на испытания и сертификацию.

электробус_ПКТС

Вместимость этой сочлененной модели 140 пассажиров. Каркас сочлененного кузова выполнен из нержавеющей стали, а кузовные панели из алюминия и композитов. Привод осуществляется на оба задних моста ZF, а поскольку они электропортальные (с мотор-колесами), пол электробуса совершенно ровный. Это решение, кстати, вызывает сложности в реализации их синхронного управления. Но ПКТС уже давно выпускают серийно собственные трамваи, и эту проблему решили.

Кроме мостов и компрессора, все элементы, включая силовую электронику и систему управления, отечественного производства. Также российскими являются батареи ПКЭС (пр-во г.Энгельс). Заявленный запас хода - 200 км, а максимальное время зарядки шесть часов от 380-вольтовой сети.

электробус_камаз6292

Ближайший конкурент – сочлененный электробус КАМАЗ-6292, он, кстати, вскоре начнет поступать для эксплуатации в Мосгортранс. Вместимость КАМАЗа — 135 пасс., сидячих мест – 42. Также как и для электробуса соло для поддержания рабочего состояния сочлененнику нужно 40-60 минут для зарядки на конечной остановке.

Кто решился на электробус?

Понятно, что пока стоимость электробусов выше, нежели обычных троллейбусов или автобусов с ДВС. Это фактор, который отталкивает муниципальные предприятия по перевозкам от выбора современного типа подвижного состава. Однако, если вдруг в рамках улучшения экологии федеральные органы власти начнут программу софинансирования закупок экологически чистых видов транспорта для нужд городов, то массовое распространение электробусов пойдет семимильными шагами, и не только в Москве.

Помимо столицы, первые шаги в электробусном направлении делает и Питер, и Казань. То есть три российские столицы являются первопроходцами в продвижении электробусного транспорта.

Планы Санкт-Петербурга озвучены руководителями профильного департамента. Стратегия Смольного выглядит так: 1600 автобусов ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) заменить газомоторными автобусами и электробусами в равных долях. Для этого будет достаточно двух парков электробусов. Один будет на Ржевке, место для другого подыскивают. Санкт-Петербург пока делает первые осторожные шаги – куплена первая партия из 10 машин, а в следующем году закупят ещё 40 электробусов. Будут учитываться опыт эксплуатации и вносится изменения в техзадание.

Зам.главы исполкома Казани Ильдар Шакиров рассказал, что в столице Татарстана вскоре могут появиться электробусы. «Мы данный вопрос изучаем», — сказал он.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >