На недавно прошедшей международной автобусной выставке BusWorld среди экспонатов не оказалось ни одного транспортного средства с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Такого рода мероприятия можно рассматривать как индикатор глобальных трендов.
Конечно, впадать в эйфорию не стоит. Автобусы с обычными дизельными и двигателями, работающими на газе, одномоментно и в ближайшем будущем не уйдут в историю. Но для нас важно, что мировой тренд не обойдет Россию стороной. В принципе он уже пришел.
После того, как столица нашей Родины город-герой Москва начала амбициозную программу обновления парка городского электротранспорта и сделала ставку на электробус, освободив ему место от троллейбуса, появилось много различных статей и материалов о том, что экономическая эффективность нового вида подвижного состава под большим вопросом.
Тем не менее, сегодня на 45 маршрутах столицы трудятся 600 электробусов, а в течение года их количество увеличится на 400 штук. Наш канал уже рассказывал о том, куда были переданы московские троллейбусы, а также о том, что сборка электробусов КАМАЗ-6282 стартовала на московском заводе СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод), с расчетной мощностью 500 машин в год. Первая партия из 25 электробусов уже вышла на обкатку, и вскоре начнет перевозить пассажиров на регулярных маршрутах.
КАМАЗ вовремя уловил тенденцию и приступил к созданию и выпуску электробусов. Сегодня он фактический монополист в этой области производства подвижного состава пассажирского транспорта. Но конкуренты не дремлют и уже готовы вступить в острую конкурентную борьбу.
Вологодский ответ
Не осталось незамеченным, что конкуренты готовят производственные мощности для выпуска электробусов. На прошедшем в начале июня Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между Ярославской областью и вологодским производителем троллейбусов «Транс-Альфа» о строительство в городе Рыбинске завода по выпуску электробусов мощностью 600 штук в год. Инвестиции в проект составят 2 млрд руб. Один электробус «Транс-Альфа» уже перевозит пассажиров на городском маршруте Рыбинска. Завод в Ярославской области станет второй площадкой для «Транс-Альфа», одного из ведущих производителей электротранспорта в РФ. Первое производство работает в Вологде и уже 28 лет выпускает троллейбусы. Несколько лет назад предприятие оказалось в предбанкротном состоянии и перешло к новым собственникам.
Электробус от "Транс-Альфа"
Новые собственники теперь развивают электробусное направление. Пока единственной моделью «Транс-Альфа» является модель «Сириус». Впервые ее представили еще в 2019 году, но его доработали и на прошедшей в конце мая выставке электротранспорта в Санкт-Петербурге представили на суд зрителей и профессионалов. Он сохранил новую стеклопластиковую маску с «растекающимися» секциями фар, однако получил более высокие фальшборта на крыше.
Аккумуляторные батареи спрятаны внутри кузова, запаса энергии в них должно хватить на пробег до 240 км. Существуют и менее энерговооруженные версии, рассчитанные лишь на 60 км пробега, все зависит от пожелания заказчика.
Но вот что интересно. В той же самой Вологде появился второй производитель троллейбусов – молодая компания «Алькор». Ее основали выходцы из «Транс-Альфы», когда предприятие было на грани закрытия. Мы планируем рассказать об этой марке. Но сегодня речь пойдет об электробусах «Алькор».
Электробус "Алькор"
Дизайн машины интересен. Спереди немного напоминает новый МАЗ. Родовая черта от Трнас-Альфа осталась - это вырез оконной линии в середине левого борта. Кузов выполнен на стальном каркасе — и обшит панелями из стеклопластика. Вместимость 86 пассажиров, а сидячих мест — 35. Освещение полностью светодиодное, есть и USB-зарядки. В движение приводится двигателем мощностью 140 кВт. Мосты — марки ZF. Емкость батарей не сообщили, но известно, что их должно хватить на пробег до 180 км. А вот принцип зарядки отличается от конкурента КАМАЗ-6292 — она производится ночью, в парке, через кабель, от сети 380 В.
Стоимость вологодских электробусов от «Транс-Альфа» и «Алькора» составляет 30 млн руб. Конечно, обычный дизельный автобус обойдется дешевле, как и троллейбус. Напомним, что троллейбусы вологодского производства в минимальной комплектации вытягивают на 20 млн.
Электробусы-гармошки
А вот мимо еще одной модели отечественного электробуса нельзя пройти мимо. Электробус в ближайшей перспективе все же будет городским видом транспорта. А это означает, что ему необходимо осваивать мощные пассажиропотоки городских маршрутов. И здесь оптимальным подвижным составом видятся сочеленнные модели.
Главным экспонатом выставки в СПБ стал сочлененный электробус-гармошка модели 6245, который представила компания «Транспортные системы». Да-да, эта та самая компания, которая поставляет в Москву трамваи «Витязь», кстати, тоже сочлененные. Электробус с надписью «Сделано в Санкт-Петербурге» стал самым ярким экспонатом, учитывая необычный дизайн, яркую окраску и подсветку в салоне. Подробностей о нем пока немного, поскольку это первый экземпляр от ПКТИ, который отправят на испытания и сертификацию.
Вместимость этой сочлененной модели 140 пассажиров. Каркас сочлененного кузова выполнен из нержавеющей стали, а кузовные панели из алюминия и композитов. Привод осуществляется на оба задних моста ZF, а поскольку они электропортальные (с мотор-колесами), пол электробуса совершенно ровный. Это решение, кстати, вызывает сложности в реализации их синхронного управления. Но ПКТС уже давно выпускают серийно собственные трамваи, и эту проблему решили.
Кроме мостов и компрессора, все элементы, включая силовую электронику и систему управления, отечественного производства. Также российскими являются батареи ПКЭС (пр-во г.Энгельс). Заявленный запас хода - 200 км, а максимальное время зарядки шесть часов от 380-вольтовой сети.
Ближайший конкурент – сочлененный электробус КАМАЗ-6292, он, кстати, вскоре начнет поступать для эксплуатации в Мосгортранс. Вместимость КАМАЗа — 135 пасс., сидячих мест – 42. Также как и для электробуса соло для поддержания рабочего состояния сочлененнику нужно 40-60 минут для зарядки на конечной остановке.
Кто решился на электробус?
Понятно, что пока стоимость электробусов выше, нежели обычных троллейбусов или автобусов с ДВС. Это фактор, который отталкивает муниципальные предприятия по перевозкам от выбора современного типа подвижного состава. Однако, если вдруг в рамках улучшения экологии федеральные органы власти начнут программу софинансирования закупок экологически чистых видов транспорта для нужд городов, то массовое распространение электробусов пойдет семимильными шагами, и не только в Москве.
Помимо столицы, первые шаги в электробусном направлении делает и Питер, и Казань. То есть три российские столицы являются первопроходцами в продвижении электробусного транспорта.
Планы Санкт-Петербурга озвучены руководителями профильного департамента. Стратегия Смольного выглядит так: 1600 автобусов ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) заменить газомоторными автобусами и электробусами в равных долях. Для этого будет достаточно двух парков электробусов. Один будет на Ржевке, место для другого подыскивают. Санкт-Петербург пока делает первые осторожные шаги – куплена первая партия из 10 машин, а в следующем году закупят ещё 40 электробусов. Будут учитываться опыт эксплуатации и вносится изменения в техзадание.
Зам.главы исполкома Казани Ильдар Шакиров рассказал, что в столице Татарстана вскоре могут появиться электробусы. «Мы данный вопрос изучаем», — сказал он.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен