Аренда специальной и грузовой техники - один из развивающихся рыночных сегментов. Предложений на рынке достаточно. Однако, как на всяком рынке, находящемся в стадии становления, здесь еще много нерешенных проблем. О том, что сегодня представляет собой рынок аренды техники, какие возникают проблемы во взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем, нашему журналу рассказал Президент Некоммерческого Партнерства «Ассоциация Собственников Спецтехники Сибири» Владимир Карагодин.
- Как бы Вы оцениваете в целом состояние рынка аренды спецтехники в Сибирском регионе?
- Рынок аренды авто в Новосибирске и в целом по региону достаточно активен, но абсолютно хаотичен. Пока очень большая его часть работает «в тени». Если говорить о динамике развития, то она высокая, в большой степени ее определяет активность смежных отраслей (строительство, ЖКХ, промышленное производство, перевозки). Так, в 2013-2015 гг. ожидается рост валового дохода порядка 20 % и более в год.
С каждым годом увеличивается спрос на технику, за спросом растет и предложение. В пик строительного сезона дает о себе знать дефицит техники, а в период сезонного спада – ее тотальные простои.
Проблем у собственников техники много. В первую очередь - неудовлетворительная платежная дисциплина потребителей услуг спецтехники. Есть проблемы с ценообразованием (фактически работает только ценовая конкуренция), периодически наблюдаем необоснованный демпинг. Расценки на рынке аренды не учитывают технологичность оборудования, что затрудняет ввод на рынок аренды новой высокотехнологичной техники. Вдобавок, несовершенное законодательство и «грабительские поборы» со стороны различных структур. Даже при достаточно высоких зарплатах водителей и операторов наблюдается кадровый голод. Операторы в сезон нарабатывают в месяц до 400 часов, практически работая без выходных. Высокая динамика роста рынка аренды еще более обостряет существующие проблемы и порой, вместо высоких заработков, собственник имеет убытки. Всё это можно и нужно решать совместными усилиями. Для этих целей нами создана «Ассоциация собственников спецтехники Сибири».
- Можно ли говорить о сформированном едином информационном и правовом пространстве рынка аренды спецтехники? Есть ли необходимость в его создании?
- Несмотря на различные интернет-проекты, пока говорить о едином информационном пространстве рынка аренды преждевременно. Хотя его необходимость назрела очень давно. Сегодня уже можно говорить о какой-то степени централизации в секторе междугородних перевозок. Спецтехника – несколько иное рыночное пространство. Как мы считаем, здесь нужно работать в двух направлениях. Первое. Создание информационного пространства и формирование пользовательского спроса. Наша Программа «Аренда по-новому» как раз нацелена на создание такого пространства.
Что касается правового поля рынка аренды, то реализовывать свои права собственники спецтехники не привыкли. Они пока предоставлены сами себе. Здесь огромный пласт работы. И Ассоциация этим озадачена в первую очередь.
- Каков на данный момент алгоритм поиска потребителем услуг арендодателя, сдающего спецтехнику в аренду?
- Сегодня единого информационного ресурса рынка аренды спецтехники не существует. Поэтому заказчики ищут технику через разные источники: личные связи, интернет, ДубльГИС, объявления в газетах.
Выкристаллизовывается следующая структура рынка аренды. Собственники спецтехники (как правило, физические лица либо ИП), обычные диспетчерские в большом количестве, немногочисленные диспетчерские компании с выстроенной диспетчеризацией и современным ПО.
Технику без посредников в пик сезона найти практически невозможно. Собственники погрязнут в диспетчеризации, если заказчики будут выходить на них напрямую. Логистические службы есть во всем мире. И это нормально. Каждый занимается своим делом: техника работает, диспетчер дистанционно увязывает и контролирует все процессы - от подбора до расчета. Неплатежей и невыгодных заказов допускать нельзя. Возникает вопрос: насколько диспетчер работает в правовом поле?
Эти вопросы мы решили в Программе «Аренда по-новому». Группа наших юристов, аудиторов, логистов нашла способ, как оптимизировать подбор техники и безопасно обслужить расчеты.
- Каковы принципы выбора арендодателя?
- Подходы разные. Для одних заказчиков решающим фактором является цена, некоторые готовы заплатить лишние 100-200 руб./час за современную машину и высококвалифицированного оператора. Сегодня на рынке аренды нарабатывается предпочтение к маркам техники. Чаще нужны только отсрочки платежей, всё остальное – незначимо. Некоторые настаивают и на низкой цене, и на марке, и на отсрочке. Поэтому ищут технику долго. В целом в организациях-заказчиках «принципы» формируют непосредственно работники, обслуживающие стройплощадку.
- Как бы Вы охарактеризовали проблему ценообразования на рынке?
- Проблемы есть. Цены часто складываются стихийно. Заказчики не всегда учитывают уровень и скачки цен, в результате которых растет себестоимость: ГСМ, уровень реальной загрузки, а также повышенные риски, убытки в связи с задержкой платежей и невыплатами. Мы считаем, что сегодня цены на рынке аренды спецтехники сформированы по нижней планке. Хотя их уровень достаточно единообразен. В краткосрочной аренде существует прайс-лист. В долгосрочной аренде цены договорные, хотя имеют небольшой разбег. На этом фоне есть редкие собственники, формирующие цены независимо от прайсов. Они работают грамотно, имеют свой круг потребителей, покупающих качество и гарантии.
Что входит в стоимость аренды? В первую очередь, это компенсация прямых затрат арендодателя (ГСМ, зарплата оператора, ремонты). Отдельная статья: ТО, содержание гаражей-баз, у многих присутствуют лизинговые либо кредитные платежи. Технику меняют нечасто, ремонтируют до последнего. Непрогнозируемая статья расходов: весовой контроль и негабаритные перевозки. Цены сформированы часто без учета официальных сборов. Собственникам приходится «выкручиваться», чтобы не уйти в минус. Это достаточно острая проблема, многие ищут выход в диверсификации бизнеса. Кажущаяся сверхдоходность на рынке аренды – миф.
- Каковы типичные случаи конфликтных ситуаций на рынке аренды между арендодателем и арендатором спецтехники? Можно ли предусмотреть их при составлении договора долгосрочной аренды?
- Конфликты на рынке аренды возникают из-за невысокой правовой грамотности заказчиков и исполнителей. Часто выходы из конфликтной ситуации находятся эмпирически. Заключаемые договоры в большей степени типовые и не отражают реальности. Заказчики не любят сложных договоров в пользу исполнителя. Собственники же часто надеются договориться. Это пространство, где работает слово.
А в целом, если арендодатель опытен и настойчив, то предусмотреть в договоре можно практически всё. Как пример, могу привести часто возникающую проблему при аренде самосвалов. В 70-80% случаев на перевозку сыпучих материалов «плечо» (расстояние) у заказчика и исполнителя не совпадают. Заказчику выгодно занижать километраж, и если Исполнитель заключает договор на условиях Заказчика, как правило, впоследствии возникает конфликт. Исполнитель может отказаться от работы, идет срыв графиков.
- Насколько требователен заказчик при выборе техники: к ее бренду, техническим характеристикам, производительности, техническому состоянию и т.д.?
- Многое определяет масштаб работ и опыт Заказчика. На длительный срок аренды происходит более тщательный подбор техники. В первую очередь, критерием выбора является производительность техники, квалификация оператора, а затем техническое состояние. В других случаях в приоритете марка техники. Выбор ведется в группах: китайская, российская, прочая. Например, большинство карьеров по добыче строительных материалов отказались от работы с китайской и российской техникой. Наоборот, в других случаях востребована именно китайская техника.