+79139857900

Рынок аренды спецтехники и грузовых автомобилей сегодня

7 мая 2013 в 13:38

Аренда специальной и грузовой техники - один из развивающихся рыночных сегментов. Предложений на рынке достаточно. Однако, как на всяком рынке, находящемся в стадии становления, здесь еще много нерешенных проблем. О том, что сегодня представляет собой рынок аренды техники, какие возникают проблемы во взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем, нашему журналу рассказал Президент Некоммерческого Партнерства «Ассоциация Собственников Спецтехники Сибири» Владимир Карагодин.

 

 - Как бы Вы оцениваете в целом состояние рынка аренды спецтехники в Сибирском регионе?

 - Рынок аренды авто в Новосибирске и в целом по региону достаточно активен, но абсолютно хаотичен. Пока очень большая его часть работает «в тени». Если говорить о динамике развития, то она высокая, в большой степени ее определяет активность смежных отраслей (строительство, ЖКХ, промышленное производство, перевозки). Так, в 2013-2015 гг. ожидается рост валового дохода порядка 20 % и более в год.

С каждым годом увеличивается спрос на технику, за спросом растет и предложение. В пик строительного сезона дает о себе знать дефицит техники, а в период сезонного спада – ее тотальные простои.

Проблем у собственников техники много. В первую очередь - неудовлетворительная платежная дисциплина потребителей услуг спецтехники. Есть проблемы с ценообразованием (фактически работает только ценовая конкуренция), периодически наблюдаем необоснованный демпинг. Расценки на рынке аренды не учитывают технологичность оборудования, что затрудняет ввод на рынок аренды новой высокотехнологичной техники. Вдобавок, несовершенное законодательство и «грабительские поборы» со стороны различных структур. Даже при достаточно высоких зарплатах водителей и операторов наблюдается кадровый голод. Операторы в сезон нарабатывают в месяц до 400 часов, практически работая без выходных. Высокая динамика роста рынка аренды еще более обостряет существующие проблемы и порой, вместо высоких заработков, собственник имеет убытки. Всё это можно и нужно решать совместными усилиями. Для этих целей нами создана «Ассоциация собственников спецтехники Сибири».

 

- Можно ли говорить о сформированном едином информационном и правовом пространстве рынка аренды спецтехники? Есть ли необходимость в его создании?

 - Несмотря на различные интернет-проекты, пока говорить о едином информационном пространстве рынка аренды преждевременно. Хотя его необходимость назрела очень давно. Сегодня уже можно говорить о какой-то степени централизации в секторе междугородних перевозок. Спецтехника – несколько иное рыночное пространство. Как мы считаем, здесь нужно работать в двух направлениях. Первое. Создание информационного пространства и формирование пользовательского спроса. Наша Программа «Аренда по-новому» как раз нацелена на создание такого пространства.

Что касается правового поля рынка аренды, то реализовывать свои права собственники спецтехники не привыкли. Они пока предоставлены сами себе. Здесь огромный пласт работы. И Ассоциация этим озадачена в первую очередь.

 

- Каков на данный момент алгоритм поиска потребителем услуг арендодателя, сдающего спецтехнику в аренду?

 - Сегодня единого информационного ресурса рынка аренды спецтехники не существует. Поэтому заказчики ищут технику через разные источники: личные связи, интернет, ДубльГИС, объявления в газетах.

Выкристаллизовывается следующая структура рынка аренды. Собственники спецтехники (как правило, физические лица либо ИП), обычные диспетчерские в большом количестве, немногочисленные диспетчерские компании с выстроенной диспетчеризацией и современным ПО.

Технику без посредников в пик сезона найти практически невозможно. Собственники погрязнут в диспетчеризации, если заказчики будут выходить на них напрямую. Логистические службы есть во всем мире. И это нормально. Каждый занимается своим делом: техника работает, диспетчер дистанционно увязывает и контролирует все процессы - от подбора до расчета. Неплатежей и невыгодных заказов допускать нельзя. Возникает вопрос: насколько диспетчер работает в правовом поле?

Эти вопросы мы решили в Программе «Аренда по-новому». Группа наших юристов, аудиторов, логистов нашла способ, как оптимизировать подбор техники и безопасно обслужить расчеты.

 

- Каковы принципы выбора арендодателя?

 - Подходы разные. Для одних заказчиков решающим фактором является цена, некоторые готовы заплатить лишние 100-200 руб./час за современную машину и высококвалифицированного оператора. Сегодня на рынке аренды нарабатывается предпочтение к маркам техники. Чаще нужны только отсрочки платежей, всё остальное – незначимо. Некоторые настаивают и на низкой цене, и на марке, и на отсрочке. Поэтому ищут технику долго. В целом в организациях-заказчиках «принципы» формируют непосредственно работники, обслуживающие стройплощадку.

 

Как бы Вы охарактеризовали проблему ценообразования на рынке?

 - Проблемы есть. Цены часто складываются стихийно. Заказчики не всегда учитывают уровень и скачки цен, в результате которых растет себестоимость: ГСМ, уровень реальной загрузки, а также повышенные риски, убытки в связи с задержкой платежей и невыплатами. Мы считаем, что сегодня цены на рынке аренды спецтехники сформированы по нижней планке. Хотя их уровень достаточно единообразен. В краткосрочной аренде существует прайс-лист. В долгосрочной аренде цены договорные, хотя имеют небольшой разбег. На этом фоне есть редкие собственники, формирующие цены независимо от прайсов. Они работают грамотно, имеют свой круг потребителей, покупающих качество и гарантии.

Что входит в стоимость аренды? В первую очередь, это компенсация прямых затрат арендодателя (ГСМ, зарплата оператора, ремонты). Отдельная статья: ТО, содержание гаражей-баз, у многих присутствуют лизинговые либо кредитные платежи. Технику меняют нечасто, ремонтируют до последнего. Непрогнозируемая статья расходов: весовой контроль и негабаритные перевозки. Цены сформированы часто без учета официальных сборов. Собственникам приходится «выкручиваться», чтобы не уйти в минус. Это достаточно острая проблема, многие ищут выход в диверсификации бизнеса. Кажущаяся сверхдоходность на рынке аренды – миф.

 

- Каковы типичные случаи конфликтных ситуаций на рынке аренды между арендодателем и арендатором спецтехники? Можно ли предусмотреть их при составлении договора долгосрочной аренды?

 - Конфликты на рынке аренды возникают из-за невысокой правовой грамотности заказчиков и исполнителей. Часто выходы из конфликтной ситуации находятся эмпирически. Заключаемые договоры в большей степени типовые и не отражают реальности. Заказчики не любят сложных договоров в пользу исполнителя. Собственники же часто надеются договориться. Это пространство, где работает слово.

А в целом, если арендодатель опытен и настойчив, то предусмотреть в договоре можно практически всё. Как пример, могу привести часто возникающую проблему при аренде самосвалов. В 70-80% случаев на перевозку сыпучих материалов «плечо» (расстояние) у заказчика и исполнителя не совпадают. Заказчику выгодно занижать километраж, и если Исполнитель заключает договор на условиях Заказчика, как правило, впоследствии возникает конфликт. Исполнитель может отказаться от работы, идет срыв графиков.

 

- Насколько требователен заказчик при выборе техники: к ее бренду, техническим характеристикам, производительности, техническому состоянию и т.д.?

 - Многое определяет масштаб работ и опыт Заказчика. На длительный срок аренды происходит более тщательный подбор техники. В первую очередь, критерием выбора является производительность техники, квалификация оператора, а затем техническое состояние. В других случаях в приоритете марка техники. Выбор ведется в группах: китайская, российская, прочая. Например, большинство карьеров по добыче строительных материалов отказались от работы с китайской и российской техникой. Наоборот, в других случаях востребована именно китайская техника.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >