+79139857900

Рынок автокранов — рынок покупателя

14 апреля 2009 в 13:01

C 2000 по 2008 год производство автокранов в России выросло в шесть раз. Предпосылкой столь бурного роста стал строительный бум последних лет. Чем живет эта отрасль сегодня, когда кризис ударил по основным потребителям автокрановой техники? 

Несмотря на резкое сокращение объемов строительства, ведущие российские производители автокранов пока работают в полную силу. В конце 2008 года некоторые из них даже смогли увеличить объемы производства. Здесь следует отметить, что в 2007 и первой половине 2008 года на рынке наблюдался острый дефицит крановой техники. Российские производители не могли в полной мере закрыть эту потребность, поэтому она компенсировалась за счет поставок импортной техники. Во второй половине 2008 года поставки зарубежных кранов стали уменьшаться в связи с тем, что на фоне снижения спроса российские автокрановые заводы смогли предложить потребителям конкурентоспособные условия поставок техники и более приемлемый сервис. Именно за счет сокращения импорта российские автокрановые заводы и смогли пережить первую волну кризиса без существенных потерь.  Однако весна 2009 года может оказаться для дилеров автокрановой техники более тяжелым сезоном, чем осень 2008-го. 


«Строительный сезон уже фактически начался, но какой-либо активности на рынке даже не наблюдается. По сравнению с ситуацией 2007 года активность покупателей на нуле. В конце зимы мы отметили некоторое оживление  спроса, но оно быстро сошло на нет, - рассказывает руководитель отдела продаж компании «Волтар-Спецмаш» Николай Козубов. - На данный момент попытки активных продаж практически не приводят к результатам».
 

Производители автокранов пытаются стимулировать спрос с помощью специальных акций. К примеру, Галичский и Клинцовский автокрановые заводы исключили из своей конечной стоимости транспортную составляющую и предлагают сегодня свою технику по заводской цене в любом регионе. «Ивановская марка» также делает попытки поддержать продажи с помощью временных акций со специальными предложениями. В этом году уже были запущены два таких проекта на автокраны грузоподъемностью 25 и 16 тонн. 

Причины снижения спроса очевидны. Строительный рынок испытал на себе все тяготы финансового кризиса: снижение объемов заказов, кризис неплатежей и так далее. 

«В этой ситуации даже те строительные компании, которые не успели в своё время приобрести кран, сегодня отказываются от покупки, поскольку из-за кризиса вынуждены латать внезапно образовавшиеся финансовые дыры, – поясняет Николай Козубов. - Вторая группа потребителей – газонефтедобытчики и компании, занимающиеся транспортировкой энергоресурсов, чувствуют себя не намного лучше. Эти компании так  же сильно урезали объемы закупок». 

Дополнительные сложности создают резко ухудшившиеся условия финансирования. Высокие проценты и строгие требования лизинговых компаний отпугивают среднестатистического потребителя. Тем не менее, производители автокранов смотрят в будущее с оптимизмом. 

«Мы считаем, что сейчас формируется отложенный спрос на автокрановую технику. То есть снижение спроса связано именно с проблемами строительного сектора и финансовых организаций, - заявили нам в пресс-службе Ассоциации НАМС (Независимая ассоциация машиностроителей). — В дальнейшем, когда экономика начнет восстанавливаться, этот отложенный спрос будет реализован. Иными словами, сейчас автокраны не покупают не потому, что они не нужны, а потому что нет возможности». 

Кстати, ведущие российские заводы используют кризис в своих целях. В годы ажиотажного спроса у производителей попросту не было времени на то, чтобы модернизировать производство и заниматься разработкой новых моделей. Все силы и средства были направлены на увеличение объемов производства и сокращение сроков ожидания заказанной техники. Кризис дал передышку и возможность продумать стратегию развития на ближайшие годы. Крупные производители автокранов в России прекрасно осознают, что без развития у них нет будущего. Пройдет несколько лет, и нынешние модели российских автокранов будут неконкурентоспособными. Именно поэтому ведущие производители внедряют сегодня новые технические решения. «Ивановец» не так давно выпустил новый 36-тонный кран на спецшасси БАЗ. Кроме того, завод обещает запустить в серийное производство стрелы овоидного профиля, и к концу года планируется все автокраны «Ивановец» оснащать такими стрелами. Уйдет в прошлое и старая кабина оператора. Клинцовский и Галичский автокрановые заводы наконец-то представили краны с четырехсекционной стрелой и провели модернизацию модельного ряда по грузоподъемности. Производители прекрасно понимают, что именно эти новые разработки помогут им удержать свои позиции на рынке в ближайшие несколько лет. С другой стороны, финансирование новых проектов сегодня осложнено из-за падения спроса. Что будет с мелкими производителями подъемной техники, остается под вопросом. Внедрение новых разработок у них осложнено из-за нестабильного финансирования. А без этого в условиях слабого спроса им не удастся конкурировать с лидерами отрасли. Многие автокрановые заводы второго эшелона уже сегодня вынуждены останавливать производство. 

Аренда автокранов


На рынке аренды автокранов дела обстоят тоже не лучшим образом. Объемы подрядов у строителей, которые являются основными заказчиками услуг, резко сократились. Год назад многие компании могли себе позволить приобретать технику в лизинг и окупать лизинговые платежи, даже получая неплохую прибыль за счет этой деятельности. Сегодня большая часть этой техники вернулась к лизингодателям и продается на вторичном рынке по бросовой цене. Представители лизинговых компаний отмечают, что в последнее время количество возвратов дорожно-строительной техники существенно возросло. Кроме того, в месяцы резкого роста курса доллара от владельцев заложенной техники поступали в одностороннем порядке просьбы уменьшить их обязательства или изменить валюту лизингового контракта. Такую ситуацию породила, прежде всего, общая деловая неопределенность и нестабильность курса доллара. Плавная девальвация национальной валюты хотя и свершившийся факт, но все же продолжает влиять на действующие контракты. 

Собственники автокрановой техники, которые успели полностью выкупить технику у лизинговых компаний, также отмечают, что вынуждены сдавать её с минимальной рентабельностью, чтобы только сохранить кадровый состав своих фирм и поддерживать технику в рабочем состоянии. Спрос упал даже на такие традиционно дефицитные виды услуг как аренда кранов высокой грузоподъемности. Год назад, чтобы арендовать автокран грузоподъёмностью от 75 тонн и выше, в Новосибирске пришлось бы ждать пару месяцев – вся техника была расписана по часам. Сегодня можно заказать их в любой момент. 
Итак, российский рынок автокранов стал рынком покупателя. Хорошо это или плохо? Если это не будет иметь затяжной характер, то для потребителя в этой ситуации видятся только плюсы. Наконец-то появилась возможность приобрести не то, что «осталось», а выбрать именно тот автокран, который нужен. Производители при желании тоже могут увидеть положительные стороны в этой ситуации. К примеру, поставки импортной техники на российский рынок существенно сократились, то есть, получив выбор, потребитель рублем проголосовал за российскую технику. 

Что нас ждёт в ближайшие 1-2 года? Первый прогноз неутешителен. Специалисты считают, что в ближайшие полгода - год  существенного улучшения ситуации на этом рынке ожидать не следует. Вероятнее всего, рынок подъемных машин оживится к весне 2010 года. При этом, по мнению экспертов, следующий виток спроса будет ещё более сильным, чем в 2007 году. На ближайшее же время прогнозируется относительно стабильный спрос на прогрессивные модели техники российского производства, демонстрирующие высокий уровень надежности и функциональности. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >