События, происходящие сегодня на автомобильном рынке РФ, в конце концов приведут к новой реальности на рынке послепродажного обслуживания автомобилей. Сегодня появляется много различных версий того, какими будут результаты этих перемен. Но несомненно одно – рынок автосервиса стоит накануне важных изменений.
Шок 2022 года, когда автомобильный рынок снизился вдвое, окажет весьма серьёзное влияние на рынок послепродажного обслуживания автомобилей. Впрочем, последствия для разных сегментов будут иметь не равное значение. В течение прошлого года начала формироваться новая реальность автосервисного рынка, и его участники должны быть готовы к различным изменениям, поскольку начала трансформироваться сама основа функционирования рынка. Это хорошо видно на примере дилерского сервиса.
Традиционно при формировании дилерского сервиса закладываются мощности гарантийного обслуживания парка автомобилей возрастом до трёх лет включительно. Теперь же по такой бизнес-модели нанесён сильнейший удар. Дело в том, что количество автомобилей трёхлетнего возраста начало резко сокращаться в связи с двухкратным падением продаж на автомобильном рынке.
На конец 2022 года парк гарантийных автомобилей в стране снизился до 3,8 млн единиц. Сравните: годом ранее гарантийный парк автомобилей, который практически полностью обслуживался в сервисных центрах дилерских предприятий, составлял 5 млн, а ещё годом ранее – 5,2 млн.
С учётом того, что дилеры «не умеют работать» с постгарантийными клиентами, такое снижение для дилерского сегмента может нанести весьма существенный удар по сервисным предприятиям и подразделениям дилерских центров (ДЦ).
Прогнозы, которые публикуют специалисты авторынка и консалтинговые агентства на ближайшие несколько лет, говорят лишь о том, что восстановление авторынка хотя бы до уровня 2020-2021 годов исключено. Поэтому ближайшие несколько лет гарантийный парк автомобилей, обслуживаемых в ДЦ, будет стремительно сокращаться: в 2023 году парк снизится до отметки 3 млн автомобилей, и в течение ещё 2-3 лет количество автомобилей на гарантии будет уменьшаться. Стабилизация численности гарантийного парка произойдёт лишь через три-четыре года, если рынок новых автомобилей начнёт показывать хотя бы небольшой рост.
При таком негативном сценарии для большинства сервисов официальных дилеров необходима смена концепции модели развития.
Снижающиеся пробеги и парк
Изменение ситуации на автомобильном рынке как в дилерском сегменте, так и на рынке подержанных машин непосредственно начинает оказывать влияние на автопарк страны. Продажи новых автомобилей в прошлом году составили более 600 тысяч единиц. В текущем году специалисты также не ожидают бурного роста, объем продаж скорее всего не превысит 700 тысяч. Столь низкие продажи новых машин невозможно восполнить ни параллельным импортом, ни ввозом б/у автомобилей. Вдобавок, здесь вмешивается фактор снижения уровня платёжеспособности населения. Это фактически запускает негативный сценарий. И прежде всего он коснётся автомобильного парка страны в целом.
Снижение продаж новых автомобилей впервые привело к сокращению движущегося парка. Это очень важно для независимого сервисного сегмента. Именно ремонт и обслуживание данного парка – это финансово-экономическая основа независимых сервисов.
С 2010 года движущийся парк автомобилей вырос с 29,1 млн до 35,5 млн в позапрошлом году. Но уже в 2022 году произошло первое серьёзное снижение парка – зафиксировано его уменьшение на 800 тыс. автомобилей. Сейчас из парка «выпадает» примерно 1,4-1,5 млн. Это автомобили, которые были приобретены в 2007-2009 гг и ранее. Сегодня их возраст более 14-15 лет. Но замещение этого количества выпадающих автомобилей новыми в объёмах до одного миллиона делает реальным негативный прогноз. Прогнозируется, что в течение последующих 3-5 лет парк будет снижаться примерно на 500-600 тыс. автомобилей. В конце концов, при самом негативном развитии событий движущийся парк РФ может сократиться до уровня 25 млн автомобилей. Эти данные привёл Александр Груздев из компании Gruzdev-Analyze.
Что такое снижение парка на 800 тыс. автомобилей? Это минус 1,6 млн машино-заездов в автосервис. Александр Груздев говорит о периодизации рынка автосервиса. Первый этап, когда рынок сам по себе экстенсивно расширялся, охватывает период с первого десятилетия по 2014 год. Обеспечение роста показателей СТО не стоило владельцам и руководителя сервисных предприятий больших усилий. Второй этап наступил с 2015 по 2021 гг. В это время движущийся парк сам по себе был стабилен, роста фактически не было, и для обеспечения показателей автосервисным предприятиям нужно было включать различные новые механизмы и инструменты. Часто в этот период оказывалось, что руководители не готовы к переменам, не могли перестроиться и перестроить работу СТО, в результате их уход с рынка был определён.
Сейчас мы вступаем в третий этап, считает Груздев. Внешние условия деятельности автосервисов ещё более ужесточаются.
Снижение численности автомобилей российского парка запускает другой процесс – увеличение возраста автомобилей. Парк будет «стареть» ускоренными темпами. Средний возраст эксплуатируемого парка за 3-4 года достигнет 15 лет и будет продолжать расти. Для рынка автосервиса старение автопарка означает, что в структуре выполняемых услуг будет увеличиваться доля ремонтов, в том числе сложных.
Ещё один показатель, важный для функционирования автосервисного рынка, это пробеги автомобилей. Как ни странно, в прошлый кризис, связанный с пандемией, особенно в посткарантинный период, показатель среднего пробега существенно вырос. Напомним, что тогда было отмечено снижение интенсивности использования общественного транспорта и такси, а вот использование личного легкового транспорта возросло, в том числе и для дальних путешествий. Такое поведение россиян сильно отличалось от европейцев, которые в локдаун и постлокдаунный период снизили интенсивность использования автомобилей, соответственно, средние пробеги в европейских странах уменьшились.
В РФ, напротив, 2020 год стал рекордным по пробегам, и в 2021 году этот рекорд был побит. Это очень четко коррелировалось с увеличением машино-заездов в автосервисы. В прошлом году общее снижение пробега относительно 2021 года составило 16%, но это все равно выше на 3%, чем в доковидном 2019 году. Пробеги снизились также после объявления мобилизации.
Таким образом, по итогам прошлого года проявились два мультипликативных фактора – уменьшился парк эксплуатируемых автомобилей, также уменьшился их пробег.
Это напрямую влияет на рынок послепродажного обслуживания автомобилей. С падением пробега уменьшается необходимость в обслуживании автомобиля. Среднее количество посещений снизилось на 17%, даже больше чем величина пробегов. Это свидетельствует о смене поведения водителей.
Рост количества посещений (машино-заездов) за 5 лет (2017-2021 гг) составил 13% и был полностью потерян в 2022 году. (см. диаграмму 1 )
Экономика, политика и поведение
Изменение поведения автомобилистов происходит в периоды спадов и подъёмов рынка. Более бережливое отношение к эксплуатации автомобиля, как правило, наблюдается при стабилизации, либо падении доходов автолюбителя.
Поскольку рынок хронологически находится в самом начале длительного негативного тренда, индикаторами поведенческих моментов выступают результаты мониторинга. Интересно в связи с этим отметить, что для подавляющего большинства автомобилистов страны экономия и смена парадигмы поведения уже начинают вставать в повестку дня.
Самостоятельное выполнение работ растёт и достигло максимального уровня с 2014 года (30%). В тоже самое время самостоятельная покупка запчастей и делегирование лишь только установки запчасти автосервису остаётся на максимальных уровнях (34%). (диаграмма 2)
Конкуренция двигатель автосервиса
Сегодня, учитывая сложности в дилерском сегменте, многие компании принимают решение о создании на базе своих сервисных подразделений мультибрендовых СТО. По оценкам, более половины ДЦ находятся в стадии принятия решения о создании такого мультисервиса, в том числе с отдельной командой специалистов. В связи с этим перед руководством такого центра встаёт ряд организационных вопросов, решение которых требует как времени, так и ресурсов.
Впрочем, доля дилеров в структуре машино-заездов снизилась в общем количестве до 7%, по итогам января 2023 года. Она достигла самого низкого показателя за все время наблюдения рынка.
Выросли машино-заезды в таком сегменте как мини-СТО. Это произошло по причине того, что некоторые механики дилерских центров, испытывающих трудности, ушли в «самостоятельное плавание» и создали свои мини-СТО. Сетевые СТО также смогли показать небольшой рост. Однако сетевые шиномонтажки показали снижение, что свидетельствует о трудностях и наличия рисков для сетевых концентраций.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz