+79139857900

Рынок экспресс-услуг на исходе кризиса

1 декабря 2011 в 08:29

Замена масел и технических жидкостей продолжает оставаться самой востребованной услугой при техническом обслуживании автомобилей. Для многих центров экспресс-обслуживания автомобилей она является бюджетообразующей. Не для кого ни секрет, что спрос на замену масел, антифриза и тормозной жидкости резко увеличивается в преддверии сильных морозов. Именно по этой причине мы и решили провести исследование рынка экспресс-услуг в сибирском регионе именно сейчас.

 

Главная цель исследования – выяснить, какие марки и виды масел, трансмиссионных жидкостей, антифриза и тормозной жидкости смогли занять наиболее прочные позиции на рынке Западной Сибири. Исследование проводилось, по уже традиционной схеме. Наши специалисты методом телефонного анкетирования опросили свыше 150 пунктов экспресс-замены масла. Участникам опроса были заданы одинаковые вопросы. Мы попросили менеджеров автосервисов рассказать:

 

  1. Какие виды смазочных материалов и технических жидкостей представлены у них в наличии?
  2. Какие марки моторного масла СТО предлагает своим клиентам на постоянной основе?
  3. Насколько разнообразен ассортимент моторных масел: выбор вязкостей и типов масла?
  4. Какие марки и виды ATF автосервис предлагает своим клиентам?
  5. Фильтры, какой марки станция использует при замене масел и обслуживании автомобилей?
  6. Какие марки антифриза использует СТО при обслуживании автомобилей?
  7. Какие типы тормозной жидкости представлены в наличии на автосервисе?

 

Полученные данные мы и предлагаем вашему вниманию в виде диаграмм с нашими комментариями.

 

Прежде чем перейти непосредственно к описанию полученных данных, хотелось бы обозначить наиболее существенный тренд, который в диаграммы не попал. Большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок экспресс-услуг в крупных городах Сибири уже сформировался. В данном случае мы имеем в виду, что сформировалось не только достаточное количество пунктов экспресс-обслуживания автомобилей, но и обозначились ключевые поставщики смазочных и расходных материалов для этого сегмента рынка в каждом городе. Количество брендов моторных масел в последние годы остается стабильным. Новые участники масляного рынка, как правило, вынуждены довольствоваться поставками фасованных масел и жидкостей в розничную сеть, поскольку сегмент автосервисов очень конкурентный. Впрочем и из этого правила, есть исключения. К примеру довольно удачной можно назвать выведение на рынок двух новых марок компанией ROSSKO – моторного масла NGN и фильтров Lynx Auto. Обе марки появились в Сибири в 2009 году и уже сегодня они представлены на рынке экспресс-замены. Среди пятерки ведущих брендов этого рынка также есть некоторые изменения, о которых мы сейчас и поговорим более подробно.

 

Начнем с ассортимента смазочных материалов и технических жидкостей, которые представлены на автосервисах Сибири. Как и следовало ожидать, количество СТО, которые не имеют сегодня собственных запасов расходных материалов с каждым годом снижается. Сегодня доля предприятий, которые предлагают своим клиентам самостоятельно покупать масла и фильтры – не превышает 20%. Это усредненные данные по Сибири. Напомним, что исследование проводилось в 4 города нашего региона: Новосибирске, Омске, Новокузнецке и Барнауле. Если же мы посмотрим на информацию из Новосибирска (как наиболее крупного города в этом списке), то доля автосервисов, не имеющих широкого ассмортимента смазочных и расходных материалов в наличии будет и вовсе исчезающее мала (менее 7%).

 

 

 

Моторные масла и фильтры

 

Основным продуктом пункта экспресс-обслуживания является, безусловно, моторное масло. С него и начнем. В начале 2010 года, журнал «Трансервис. Автобизнес» уже опрашивал автосервисы на эту тему. Тогда свыше 31% СТО заявили о своей приверженности марке Mobil. На втором и третьем месте с незначительным отрывом, располагались Castrol и Schell. Сегодня же тройка лидеров расширился. Сменился и фаворит. Наибольшее количество «голосов» собрал бренд Castrol. О том, что именно эту марку масла предлагают своим клиентам, заявило 26% опрошенных СТО. На втором месте Mobil. У него 22%. А вот третье место разделили между собой Neste и Schell. Финский производитель сумел нагнать довольно сильного конкурента. Приятно отметить на 4 месте (пусть и с сильным отставанием) и российский бренд «Лукойл», который успешно конкурирует с корейскими маслами в сегменте масел среднего ценового сегмента. Доля «оригинальных» масел немного сократилась и сегодня такие масла предлагают лишь 4% сибирских СТО. Зато выросла  доля масел концерна TotalFinaElf. Сразу две марки масла этого производителя попали в результаты исследования: Total – 4%, Elf – 2%. Бренды, которые называли менее 1% участников опроса, попали в группу «Другие». Там собралась довольно многочисленная компания Liqui Molly, Ravenol, Valvoline, Addinol, NGN, Agio и ещё один российский брэнд «Роснефть».

 

Наиболее востребованным в Сибири остается универсальное масло с вязкостью 5W-40. Несмотря на то, что с каждым годом на рынке увеличивается количество автомобилей двигатели которых рассчитаны уже на менее вязкое масло, 80% пунктов экспресс-обслуживания продолжают держать масла с такой вязкостью в наличии. Масла 5W-30 потребителю предложат на 60% станций техобслуживания. Чуть реже встречаются на СТО «нулевки» и демократичное по цене масло с вязкостью 10W-40. Последнее пользуется высоким спросом среди владельцев российских автомобилей и подержанных иномарок. Масла с вязкостью 5W-20 и 5W-50 по-прежнему остаются довольно экзотичными для сибирского рынка, не говоря уже о маслах с вязкостью 0W-20 и 10W-30 и других.

 

 

 Бренды автомобильных масел

 

Типы автомасла

 

Вязкость автомобильных масел

 

Что касается типов масел, то синтетические моторные масла представлены в 100% сибирских автосервисов. Полусинтетические масла на 75%, а минеральные – лишь на 23% автосервисов.

 

На рынке масляных фильтров конкуренция не менее высока, чем в сегменте моторных масел. Однако и здесь можно выделить явных лидеров. Первую тройку с большим отрывом от конкурентов составляют VIC (Япония) – 36%, Sakura (Корея) – 24% и Mann Filter (Германия) – 15%. Стоит отметить, что все три фильтра относятся к разным ценовым группам. VIC – это фильтр среднего ценового уровня. Sakura – популярный недорогой фильтр, а Mann Filter один из самых популярных фильтров класса премиум. Впечталяют позиции фильтров Lynx, которые появились на рынке буквально год назад. Сегодня масляные фильтры этой марки потребителю предлагают не менее 10% опрошенных станций техобслуживания, что можно считать очень серьезным успехом на этом рынке. К примеру, у давно присутствующих в России фильтров Union и Micro, которые производятся в Японии, по нашим данным, позиции заметно хуже и даже «оригинальные» фильтры наши респонденты называли не так часто (7%).

 

 

 Распределение брендов масляных фильтров

 

 

 

Антифриз

 

Перейдем к техническим жидкостям. Одной из наиболее востребованных жидкостей в зимнее время на СТО является антифриз. Этот сегмент рынка расходных материалов, пожалуй, наиболее жесткий в плане конкуренции. Технологии производства качественных антифризов не столь сложны, как технологии производства моторных и трансмиссионных масел. К тому же отношение основной массы российских автомобилистов к этому расходному материалу не такое строгое, как к тому же маслу для двигателя. Если моторное масло большинство автовладельцев выбирает с большим пристрастием, то на антифризе значительная часть автомобилистов полнее готова экономить. Именно поэтому на многих автосервисах, наряду с дорогими охлаждающими жидкостями ведущих мировых брендов, довольно часто предлагаются и демократичные по цене антифризы российского производства. Однако, лидеры те же: Castrol – 28%, Mobil – 22%. А вот на третьем месте – небольшой сюрприз: финский бренд Neste обошел корпорацию Schell в борьбе за присутствие на сибирских станциях техобслуживания. У полутора десятка других торговых марок доли в несколько раз меньше.

 

 Типы тормозных жидкостей

 

Бренды антифризов

 

 

 

Трансмиссионные жидкости для АКПП

 

Automatic Transmission Fluid является, в настоящий момент, обязательным расходным материалом для 80% автосервисов в Сибири. Это солидный кусок рынка, поскольку объемы продаж ATF в розницу – в разы ниже, чем продажи этой жидкости через пункты экспресс-обслуживания. В последние годы лидерство в этом сегменте удерживают трансмиссионные жидкости «оригинального» качества. ATF с лейблом автопроизводителя представлены сегодня на 38% станций техобслуживания. По признанию менеджеров автосервисов, несмотря на высокую стоимость такой жидкости, многие владельцы новых и почти новых автомобилей зарубежного производства отдают предпочтение именно «оригинальным» жидкостям. Что же касается владельцев автомобилей с вариаторными КПП, то в их среде доля потребления оригинальных ATF составляет более 80%. Из «брендовых» ATF наиболее сильные позиции у той же тройки: Castrol (28%), Mobil (10%) и Neste (9%). «Брендовые» ATF используются преимущественно в сегменте автомобилей подержанных, поскольку спецификации этих жидкостей не отвечают последним требованиям производителей АКПП. Исключение составляют лишь универсальные синтетические ATF, которые на сибирском рынке представлены торговыми марками Amalie, NGN, Sumico. Из этой тройки, наибольшая доля присутствия, у американской марки Amalie. Хуже всего представлен японский бренд Sumico. 95% автосервисов заявили, что постоянно в наличии у них имеется синтетическая трансмиссионная жидкость. 27% СТО заявили, что наряду с «синтетикой» предлагают и «полусинтетические» трансмиссионные масла. ATF на минеральной основе потребителю могут предложить лишь 13% СТО.

 

 Типы ATF

 

Бренды ATF

 

 

 

Тормозная жидкость

 

Тормозная жидкость далеко не самый востребованный расходный материал. Культура своевременной замены тормозной жидкости в нашем регионе пока ещё довольно низкая. Поддержание запасов тормозной жидкости не требует значительных вложений. Большинство СТО выбирает в качестве поставщика тормозной жидкости ту же компанию, в которой они закупают моторные масла. Что же касается качественной картины рынка тормозных жидкостей, представленных на автосервисах сибирского региона, то она такова: 95% станций предлагают своим клиентам  жидкости класса DOT-3, 80% - жидкости DOT-4, 26% - жидкости DOT-5. При этом около 20% опрошенных заявили, что могут предложить своим клиентам тормозную жидкость любого класса, а 65% имеют в наличии жидкости классов DOT-3 и DOT-4.

 

 Типы тормозных жидкостей

 

 

 

Подведем итоги

 

 Несмотря на завершение первичной стадии формирования рынка, процессы перераспределения рынка в сегменте эспресс-услуг продолжаются. Основная борьба идет между четырьмя производителями Castrol, Mobil, Shell, Neste. В 2008-2009 годах в неё также включились дилеры Total, Elf, Valvoline и др. Причем вход на рынок по-прежнему не заказан и для абсолютно новых участников, что доказали дистрибьюторы Lynx Auto, однако сегодня для продвижения новой марки масла или фильтров могут потребоваться занчительно более серьезные усилия. Большинство станций техобслуживания, отдавая предпочтение какому-то определенному бренду, закупают практически все продукты этой марки: моторные масла, антифризы, тормозную жидкость.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >