Сейчас, в связи с долгожданным потеплением, одним из наиболее востребованных сервисов СТО является замена моторного масла и аппаратная замена технических жидкостей. Практически каждый автовладелец заезжает по этому поводу на СТО, как минимум дважды в год.
Вообще, если мы посмотрим на развитие сегмента экспресс-услуг, то увидим, что по сравнению с традиционными видами ремонта, такими как капитальный и текущий ремонт двигателя, ремонт ходовой части и т. п., техническое обслуживание автомобилей пользуется всё большим спросом. Это связано, в частности, с тем, что при правильно эксплуатации современные автомобили крайне редко нуждаются в ремонте. Наконец, для самого автосервиса эти виды услуг гораздо более выгодны, поскольку позволяют зарабатывать не только на самих работах, но и на продаже расходных материалов, масел и жидкостей.
Не вызывает сомнения тот факт, что период активного роста рынка экспресс-услуг в крупных городах Сибири уже подошёл к концу. В городах с населением свыше 400-500 тысяч жителей рынок сформировался. Зато в населенных пунктах областного подчинения сейчас наблюдается активный рост числа автосервисных станций, оказывающих подобный спектр услуг. Но это не значит, что активная конкурентная борьба между производителями и поставщиками смазочных материалов и технических жидкостей идёт сегодня только на периферии. Даже в таких крупных населенных пунктах, как Новосибирск, Красноярск, Кемерово ежегодно появляется 2-3 новых марки масла, которые тут же активно включаются в борьбу за место под солнцем. Однако если зайти в обычные розничные точки у них большого труда не составляет, то протоптать дорогу на автосервис с каждым годом становится всё труднее и труднее. Крупнейшие мировые производители смазочных материалов, не случайно вкладывают в продвижение своих брендов огромные деньги. Для удержания такого важного и нужного клиента, как независимый автосервис, ведущие игроки рынка разрабатывают специальные программы лояльности, в рамках которого станция техосблуживания за каждый литр проданного масла, антифриза, ATF получает определенный бонус, который можно материализовать в виде дополнительной скидки на продукцию, бесплатного автосервисного оборудования и так далее. Не экономят они и на оснащении автосервисов своими рекламными постерами и лайт-боксами. В общем, война идет во всех направлениях и слабым игрокам на этом рынке делать нечего. Портал «Про Автобизнес» решил провести маркетинговое исследование, целью которого являлся анализ сегодняшней ситуации на рынке услуг по замене масла и спецжидкостей.
В процессе исследования мы опросили более ста станций технического обслуживания в городах Томск, Омск, Барнаул и Новосибирск, которые предлагают услуги по замене масла и других спецжидкостей. В ходе телефонного опроса компаниям были заданы следующие вопросы:
1. Предлагает ли ваша станция собственный ассортимент масел и спецжидкостей?
2. Какой ассортимент масел имеется в постоянном наличии?
3. Масла, каких производителей вы предлагаете?
Так же мы планировали узнать о марках маслозаменного оборудования, которым отдают предпочтение сибирские автосервисные предприятия, но к нашему удивлению, выяснилось, что очень многие станции по-прежнему осуществляют замену масла вручную. Таким образом, выборка по маркам оборудования оказалась слишком мала, и мы решили отказаться от публикации результатов этой части исследования. Что же касается остальных результатов, то они представлены в диаграммах.
Как следует из диаграммы №1, на сегодняшний день почти 80% СТО имеют в наличии собственные масла и технические жидкости. 19% опрошенных признались, что предлагают услуги по замене масла, но только в том случае, если клиент принесет масло с собой. Впрочем, некоторая часть из этих станций имеет в свой структуре розничный магазин смазочных материалов и спецжидкостей, в который они направляют клиента, если тот заблаговременно не позаботился о покупке масла. Подобная практика возможно и имеет право на жизнь, но только в том случае, если наряду с фасованной продукцией пункт экспресс замены может предложить своему посетителю масло из бочек.
Если говорить об ассортименте смазочных материалов на станциях экспресс-замены, то наиболее востребованным сортом масла остается универсальное 5w40, подходящее почти любому автомобилю в любое время года. Масла со специфической вязкостью предлагают далеко не все автосервисы. На втором месте по популярности масла 10W40 (как правило, полусинтетические).
В дополнение к маслам для ДВС станции технического обслуживания также занимаются продажей тормозной жидкости, антифриза и жидкости для АКПП. Реализацией антрифриза и тормозной жидкости занимаются почти все из опрошенных нами компаний, а вот жидкость для АКПП предлагают далеко не всего пункты экспресс-замены (см. диаграмму №3). Некоторые участники опроса отметили, что отказались от продажи универсальных ATF, поскольку в последние году многие производители рекомендуют использовать собственное оригинальное трансмиссионное масло в своих АКПП, что отразилось на продажах универсальных ATF. Поддерживать же в постоянном наличии ассортимент масел для всех марок АКПП, небольшим автосервисам весьма не просто.
Теперь – о главном. Какие марки масла наиболее преуспели в своём стремлении занять рынок продаж масел через автосервис? Вся информация представлена в диаграмме №4, но мы позволим себе дать небольшой комментарий. Судя по полученным нами данным, наиболее широко на станциях сибирского региона представлена торговая марка Mobil. Масла этой марки своим клиентам предлагают 31% опрошенных нами СТО. На втором и третьем месте – основные конкуренты ExxonMobil - Castrol и Shell. Остальные торговые марки присутствуют на рынке в гораздо меньшем объеме – от 6 до 2%. Стоит отметить, что около 50% станций техобслуживания являются мультибрендовыми, то есть предлагают смазочные материалы разных производителей. Чаще всего моторное масло на автосервис поставляет один или два производителя, а ATF – третий. Дело в том, что у некоторых производителей, к примеру, у Amalie есть несколько очень хороших нишевых продуктов. В то же время, тот же Castrol не предлагает на российском рынке масла с некоторыми редкими вязкостями. Вот и приходится автоцентрам комбинировать.
Отрадно видеть в списке зарубежных производителей отечественный «Лукойл», доля которого составляет около 5%. Компания развернула свою сервисную программу лишь два года назад и уже добилась определенных успехов. Хотя нельзя не отметить, что «Лукойл» присутствует на сибирских автосервисах, обычно, как дополнение к импортному брэнду масла. Впрочем, ни одному другому отечественному производителю не удалось добиться и этого.
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"