+79139857900

Рынок экспресс-замены. Предпочтения сибирских «сервисменов»

10 октября 2011 в 14:07

Сейчас, в связи с долгожданным потеплением, одним из наиболее востребованных сервисов СТО является замена моторного масла и аппаратная замена технических жидкостей. Практически каждый автовладелец заезжает по этому поводу на СТО, как минимум дважды в год.

 

Вообще, если мы посмотрим на развитие сегмента экспресс-услуг, то увидим, что по сравнению с традиционными видами ремонта, такими как капитальный и текущий ремонт двигателя, ремонт ходовой части и т. п., техническое обслуживание автомобилей пользуется всё большим спросом. Это связано, в частности, с тем, что при правильно эксплуатации современные автомобили крайне редко нуждаются в ремонте. Наконец, для самого автосервиса эти виды услуг гораздо более выгодны, поскольку позволяют зарабатывать не только на самих работах, но и на продаже расходных материалов, масел и жидкостей.

 

Не вызывает сомнения тот факт, что период активного роста рынка экспресс-услуг в крупных городах Сибири уже подошёл к концу. В городах с населением свыше 400-500 тысяч жителей рынок сформировался. Зато в населенных пунктах областного подчинения сейчас наблюдается активный рост числа автосервисных станций, оказывающих подобный спектр услуг. Но это не значит, что активная конкурентная борьба между производителями и поставщиками смазочных материалов и технических жидкостей идёт сегодня только на периферии. Даже в таких крупных населенных пунктах, как Новосибирск, Красноярск, Кемерово ежегодно появляется 2-3 новых марки масла, которые тут же активно включаются в борьбу за место под солнцем. Однако если зайти в обычные розничные точки у них большого труда не составляет, то протоптать дорогу на автосервис с каждым годом становится всё труднее и труднее. Крупнейшие мировые производители смазочных материалов, не случайно вкладывают в продвижение своих брендов огромные деньги. Для удержания такого важного и нужного клиента, как независимый автосервис, ведущие игроки рынка разрабатывают специальные программы лояльности, в рамках которого станция техосблуживания за каждый литр проданного масла, антифриза, ATF получает определенный бонус, который можно материализовать в виде дополнительной скидки на продукцию, бесплатного автосервисного оборудования и так далее. Не экономят они и на оснащении автосервисов своими рекламными постерами и лайт-боксами. В общем, война идет во всех направлениях и слабым игрокам на этом рынке делать нечего. Портал «Про Автобизнес» решил провести маркетинговое исследование,  целью которого являлся анализ сегодняшней ситуации на рынке услуг по замене масла и спецжидкостей.

 

В процессе исследования мы опросили более ста станций технического обслуживания в городах Томск, Омск, Барнаул и Новосибирск, которые предлагают  услуги по замене масла и других спецжидкостей.  В ходе телефонного опроса компаниям были заданы следующие вопросы:

 

1. Предлагает ли ваша станция собственный ассортимент масел и спецжидкостей?

2. Какой ассортимент масел имеется в постоянном наличии?

3. Масла, каких производителей вы предлагаете?

 

Так же мы планировали узнать о марках маслозаменного оборудования, которым отдают предпочтение сибирские автосервисные предприятия, но к нашему удивлению, выяснилось, что очень многие станции по-прежнему осуществляют замену масла вручную. Таким образом, выборка по маркам оборудования оказалась слишком мала, и мы решили отказаться от публикации результатов этой части исследования. Что же касается остальных результатов, то они представлены в диаграммах.

 

Как следует из диаграммы №1, на сегодняшний день почти 80% СТО имеют в наличии собственные масла и технические жидкости. 19% опрошенных признались, что предлагают услуги по замене масла, но только в том случае, если клиент принесет масло с собой. Впрочем, некоторая часть из этих станций имеет в свой структуре розничный магазин смазочных материалов и спецжидкостей, в который они направляют клиента, если тот заблаговременно не позаботился о покупке масла. Подобная практика возможно и имеет право на жизнь, но только в том случае, если наряду с фасованной продукцией пункт экспресс замены может предложить своему посетителю масло из бочек.

 

 

Структура потребительского предложения технических жидкостей и автомасел в СТОА

 

 

Если говорить об ассортименте смазочных материалов на станциях экспресс-замены, то наиболее востребованным сортом масла остается универсальное 5w40, подходящее почти любому автомобилю в любое время года. Масла со специфической вязкостью предлагают далеко не все автосервисы. На втором месте по популярности масла 10W40 (как правило, полусинтетические).

 

 

Какой ассортимент автомасел поддерживается в пунктах экспресс-замены в автосервисах

 

 

В дополнение к маслам для ДВС станции технического обслуживания также занимаются продажей тормозной жидкости, антифриза и жидкости для АКПП. Реализацией антрифриза и тормозной жидкости занимаются почти все из опрошенных нами компаний, а вот жидкость для АКПП предлагают далеко не всего пункты экспресс-замены (см. диаграмму №3). Некоторые участники опроса отметили, что отказались от продажи универсальных ATF, поскольку в последние году многие производители рекомендуют использовать собственное оригинальное трансмиссионное масло в своих АКПП, что отразилось на продажах универсальных ATF. Поддерживать же в постоянном наличии ассортимент масел для всех марок АКПП, небольшим автосервисам весьма не просто.

 

 

Какой ассортимент технических жидкостей постоянно поддерживается в СТОА

 

 

Теперь – о главном. Какие марки масла наиболее преуспели в своём стремлении занять рынок продаж масел через автосервис? Вся информация представлена в диаграмме №4, но мы позволим себе дать небольшой комментарий. Судя по полученным нами данным, наиболее широко на станциях сибирского региона представлена торговая марка Mobil. Масла этой марки своим клиентам предлагают 31% опрошенных нами СТО. На втором и третьем месте – основные конкуренты  ExxonMobil - Castrol и Shell. Остальные торговые марки присутствуют на рынке в гораздо меньшем объеме – от 6 до 2%. Стоит отметить, что около 50% станций техобслуживания являются мультибрендовыми, то есть предлагают смазочные материалы разных производителей. Чаще всего моторное масло на автосервис поставляет один или два производителя, а ATF – третий. Дело в том, что у некоторых производителей, к примеру, у Amalie есть несколько очень хороших нишевых продуктов. В то же время, тот же Castrol не предлагает на российском рынке масла с некоторыми редкими вязкостями. Вот и приходится автоцентрам комбинировать.

 

 

Структура предложения автомобильного масла по брендам на пунктах экспресс-замены масла в СТОА

 

 

Отрадно видеть в списке зарубежных производителей отечественный «Лукойл», доля которого  составляет около 5%. Компания развернула свою сервисную программу лишь два года назад и уже добилась определенных успехов. Хотя нельзя не отметить, что «Лукойл» присутствует на сибирских автосервисах, обычно, как дополнение к импортному брэнду масла. Впрочем, ни одному другому отечественному производителю не удалось добиться и этого.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >