+79139857900

Рынок грузовых автомобилей в I квартале 2012 г.

13 июня 2012 в 10:06

 

Анализ продаж среднетоннажных и тяжелых грузовиков в первом квартале года свидетельствует о замедлении рынка, однако ситуация может в течение года измениться. Пока еще не определены меры по защите рынка и утилизации, поэтому рано говорить, как они смогут подтолкнуть развитие рынка грузовой техники. Очевидно, что без этих мер отечественные производители сдадут позиции. Наш корреспондент изучал динамику грузового авторынка и пристально посмотрел на его региональный компонент. 

Средний и крупный размер

Итоги первого квартала 2012 года свидетельствуют о том, что в сегменте грузовых автомобилей наметилась стабилизация. Андрей Чурсин, председатель Комитета коммерческого транспорта Ассоциации Европейского бизнеса отмечает: «Рынок коммерческого транспорта в первом квартале 2012 года показал умеренный рост. Это полностью совпадает с нашими прогнозами на этот год как «умеренно оптимистичный». В целом ситуация достаточно стабильна и никаких резких изменений не ожидается».

Авторынки отдельно по сегментам — среднетоннажные (полной массой от 6 до 16 т) грузовиков и тяжелые грузовики (см. табл. 1-2) — чувствуют себя несколько по-разному.

Сегмент среднетоннажной грузовой техники показал самый незначительный рост в период посткризисного восстановления (+6%). Продажи подросли с 2179 единиц в первом квартале прошлого года до 2314 единиц в этом году. Умеренный рост в начале года пока оставил надежду на более высокие темпы развития сегмента в следующих трех кварталах. Если бы не одно но. Как известно, в конце лета 2012 года страна станет членом Всемирной торговой организации. Вступая в эту международную организацию, она берет на себя ряд обязательств. Как известно, и об этом уже много сказано, ввозные пошлины будут снижены. Если внутренний легковой автомобильный рынок правительство намерено защищать различными формами утилизационного сбора, то внятно об аналогичной защите грузового рынка пока не говорят. В СМИ просачивается информация только о мерах по запрету эксплуатации грузовиков старше 15 лет.

Сейчас в среднетоннажном сегменте происходят существенные сдвиги в позициях марок грузовиков. Это следствие еще некоторой незрелости российского рынка и формирующейся лояльности клиентов, еще недавно не избалованных выбором. Пока устойчивые лидерские позиции занимает корейская марка Hyundai. Рост продаж корейских грузовиков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составил ту же величину, что и прирост всего среднетоннажного сегмента. Соответственно, доля рынка Hyundai не уменьшилась и составляет 48,7%, то есть фактически каждый второй грузовик полной массой от 6 до 16 т на отечественном рынке – корейской марки. На руку корейскому производителю сыграет и продление до 2013 года нормы Euro-3.

Из других тенденций в этом сегменте обращает на себя внимание два разнонаправленных тренда. Первый - усиление позиций «японцев», поскольку более высокую динамику, чем в целом, демонстрируют японские марки – Fuso и Hino. Трактовка роста продаж Fuso – это реакция рынка на организацию производства этой техники в России, а аналогичный рост реализации новых грузовиков Hino – это грамотно выстроенное маркетинговое продвижение компании «Хино Моторз Сэйлс» — официального дистрибьютора марки в России.

Европейские бренды, наоборот, показывают отрицательную динамику и снижение объемов продаж грузовиков. Отметим, что по результатам прошлого года европейские среднетоннажники не попали в бестселлеры российского авторынка. На этом фоне неожидан был коммерческий успех китайской марки Foton. «Китаец» стабильно уже второй год занимает вторую строчку рейтинга среднего тоннажа. А вот у японского бренда Isuzu провал – отрицательная динамика и пятикратное падение продаж. В сегменте тяжелых грузовиков (полной массой более 16 тонн) лидерство год назад захватил немецкий MAN. При небольшом спаде продаж тяжелой техники (-2%), у «немца» небывалый рост показателей — как в абсолютных, так и в относительных величинах. Отечественный «Урал» демонстрирует отрицательную динамику. Из тяжелых грузовиков положительную динамику показали только Mercedes-Benz и японский бренд Hino. О причинах успеха Hino сказано выше, а вот рост продаж немецкой марки стал ожидаемым результатом локализации производства и уверенных действиях на рынке совместного предприятия «Мерседес-Бенц Тракс Восток».

Несколько сдали свои позиции как европейские, так и японские марки тяжеловесов: Scania, Isuzu, Ford, Hyundai. Отметим, что в данных АЕБ отсутствуют Renault и Volvo, что несколько искажает картину рынка. Нет также данных о продажах китайских самосвалов, что обедняет картину в целом по сегменту.

Но тенденции обозначены и в принципе понятны: по всей видимости, стагнация продаж в первом квартале еще не означает, что по итогам года рынок крупнотоннажных машин не выйдет в плюс. На это могут повлиять ряд факторов. Заниматься прогнозами пока преждевременно, необходимо увидеть дальнейшее развитие ситуации, поскольку короткий период в один квартал вряд ли может служить репрезентативным для всего года. Повлияют на грузовой рынок и решения на макроуровне.



Сибирский расклад по маркам

Сибирский разрез авторынка грузовых автомобилей в целом зависит от активности дилеров той или иной марки машин. Этот вывод следует из анализа региональных рынков по маркам грузовых автомобилей, согласно данных регистрации новых грузовых автомобилей. Поскольку емкость рынка новых грузовиков напрямую зависит от таких факторов, как валовой региональный продукт региона, существующий деловой климат в регионе, наличный парк грузовиков, но учитывая, что он имеет практически везде «почтенный возраст» активность дилеров также является первостатейным фактором.

По Сибири в целом только один регион попал в российскую десятку по объемам регистраций новых грузовиков – это Красноярский край. Остальные сибирские регионы во втором и третьем десятках российского списка. Однако более пристальное рассмотрение по маркам грузовиков выявляет достаточно интересную картину активности региональных дилеров. И если те или иные субъекты федерации «засветились» в ТОП-10 российских продаж зарубежных и отечественных брендов грузовиков, то в этом несомненная заслуга и конкретная кропотливая работа официальных дилеров на местах.

По регистрациям новых грузовиков на первом месте отечественная марка КАМАЗ. У нее несколько специфический расклад по регионам, отражающий политический момент (см. табл. 3). На первой позиции – Татарстан, а Москва – на второй. К самым «патриотичным» регионам относятся также два сибирских региона – Красноярский край и Кемеровская область – они, соответственно, на шестой и восьмой позициях. Высоки объемы продаж грузовиков крупнейшего отечественного производителя в ХМАО, Московской области, Краснодарском крае.

В списке десяти крупнейших рынков сбыта второго по величине отечественного производителя «Уральского автозавода» нет сибирских регионов. Его позиции сильны на севере Тюменской области, Коми, Якутии — там, где бездорожье. Белорусский МАЗ также в основном популярен в европейской части страны, лишь на шестом месте Ханты-Мансийский округ.

Региональные рейтинги «европейской семерки» характеризуются безусловным лидерством столичного рынка. Москва занимает первое место по регистрации новых DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, лишь только по регистрациям новых грузовиков Volvo впереди «северная столица».

Однако и сибирские области представлены в «десятках» региональных рынков европейских грузовиков. Иркутская область и Красноярский край являются крупнейшими за Уралом рынками сбыта марки IVECO. А вот новосибирские дилеры Scania смогли сделать НСО седьмым по значимости региональным рынком этой марки. Несколько отстают от них дилеры из Красноярского края, который стал девятым по значимости.

Для немецких марок грузовиков Mercedes-Benz и MAN сибирские региональные рынки не вошли в десятку ключевых. Аналогичная ситуация складывается и для французской Renault и шведского Volvo. Что касается азиатских марок, то благодаря настойчивой работе дилеров, новосибирский регион оказался седьмым для японской марки Hino, а красноярский – девятым. Успешное реноме данной марки в плане положительного имиджа обусловило то, что в Приморском крае эта азиатская марка стала первой среди новых грузовиков, а в Хабаровском крае – четвертой.

В рейтинге японской марки Isuzu крупнейшими региональными рынками за Уралом являются Иркутская и Кемеровская области — суммарные продажи марки в этих областях сопоставимы с рынком Москвы.

А вот для китайских марок грузовиков главными региональными рынками наряду с Москвой и Московской областью являются Амурская область, Хабаровский и Забайкальский края, а также Иркутская область.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >