+79139857900

Рынок запчастей. От «серого» — к «белому»

13 марта 2009 в 14:57


Нынешнее состояние отечественного рынка запасных частей для грузовой техники сильно отличается от ситуации 5-6-летней давности. В начале 2000-х годов шло активное формирование товаропроводящей системы продаж запасных частей по образу и подобию легкового рынка: завод – региональный центр (дистрибьютор) – оптово-розничный продавец (дилер). Параллельно с этим ведущие автопроизводители страны вели жесткую борьбу с «серым» рынком запасных частей. Какова ситуация сегодня? Рассказывают участники рынка. 

КАМАЗ


Начнем с лидера рынка. Рынок «камазовских» запасных частей сегодня является настолько емким, что вызывает коммерческий интерес не только у российских производителей автокомпонентов, но и у зарубежных конкурентов. Однако этот факт не сулит владельцу КАМАЗа ничего хорошего. Большое количество предложений в разных ценовых сегментах нередко приводит к тому, что потребитель делает выбор в пользу некачественных комплектующих. И все же если сравнивать сегодняшний рынок запасных частей КАМАЗа с ситуацией 5-6- летней давности, то изменилось многое. В последние годы производственное объединение проделало огромную работу по повышению качества комплектующих и по защите своих оригинальных деталей от подделок. Поэтому если говорить об оригинальных заводских запчастях, то доля брака в поставках крайне незначительна, хотя ещё в начале 2000-х годов владельцы «КАМАзов» нередко жаловались на низкое качество даже оригинальных деталей. Но, как отмечает коммерческий директор компании «Сибавторесурс» (официальный дистрибьютор ОАО «КАМАЗ») Владимир Трунин, на складе у официальных дилеров представлены не только камазовские запчасти. У завода сегодня огромное количество «смежников». И с каждым годом их число растет. В последние годы завод начал активно использовать оборудование и автокомплектующие зарубежного производства. Появились двигатели Cummins, пневматическое оборудование Knorr-Bremse и многое другое. 

  • «Поскольку мы продаем технику, укомплектованную этими узлами и агрегатами, то обязаны держать на складе не только «камазовские» запчасти, но и детали смежников, -  рассказывает Владимир Трунин. - К примеру, в настоящий момент около 600 наименований на складе – это детали не камазовского производства».

Все запчасти на технику КАМАЗ делятся на три группы: оригинальные, "серые" и контрафакт.


По словам Владимира, качество запчастей, которые производят «смежники», может серьезно различаться. Были случаи, когда в процессе эксплуатации обнаруживались конструктивные дефекты какой-либо из деталей, и КАМАЗ впоследствии менял поставщика. «Работа с заводами-смежниками на КАМАЗе ведется постоянно», - заявляет топ-менеджер «Сибавторесурса». 

Есть ещё одна категория запасных частей «КАМАЗ». Их выпускают предприятия, которые не поставляют свою продукцию на конвейер. Отношение к этим игрокам рынка у официальных дилеров неоднозначное. Чаще всего их называют «серыми». Что это? То, что запчасти данных производителей выпускаются вполне легально, на законных основаниях, вся продукция имеет сертификат. Однако производство этих запчастей основано не на требованиях ОАО «КАМАЗ», а на собственной технической документации. Технология изготовления таких запчастей отличается от технологии официальных поставщиков чаще всего не в лучшую сторону, поскольку независимые производители вынуждены предлагать свою продукцию по более доступным ценам, следовательно, они должны удешевлять производство. 

Город Набережные Челны представляет собой производственную базу, в которой ежедневно "производится" большое количество комплектующих. Сырьем могут служить детали, обракованные заводом, и запчасти, бывшие  в употреблении. 

  • «Цены на «серые» запчасти ниже, чем на оригиналы, поэтому спрос на них есть всегда. Многие владельцы техники изначально ориентируются только на стоимость и ищут наиболее доступные варианты. По этой причине в каждом более-менее крупном городе Сибири, наряду с  компаниями, которые предлагают оригинальные запчасти, представлено несколько фирм, торгующих «серыми» деталями», - уверяет Владимир Трунин. 

Впрочем, четкого деления не существует. В одной и той же торговой точке вам могут предложить на выбор оригинальную деталь – подороже или более доступный вариант от независимого производителя. Так называемый рынок «серых» деталей – это далеко не самая главная проблема для владельцев КАМАЗов. Куда более серьезные неприятности может доставить покупка контрафакта или восстановленных запчастей. В этом случае, действительно, можно говорить о деньгах, выкинутых на ветер. 

К большому сожалению, в этом направлении ни КАМАЗу, ни другим крупным российским автопроизводителям пока ничего сделать так и не удалось. По-прежнему город Набережные Челны представляет собой огромную производственную базу, в подпольных цехах которой ежедневно «производится» большое количество комплектующих. Сырьем могут служить детали, обракованные заводом, и запчасти, бывшие в употреблении. Последние подвергаются пескоструйной обработке, замене уплотнителей и быстроизнашиваемых частей и вновь отправляются на рынок. Естественно, ресурс такой запчасти не идет ни в какое сравнение с ресурсом новой. В последние годы вновь активизировались поставки псевдокамазовских автокомпонентов из Китая. Причем если ранее их везли к нам из восточных регионов страны, то сегодня у владельца КАМАЗа есть все шансы нарваться на китайскую «подделку», даже заказывая запчасти в Набережных Челнах. Таким образом, китайские запчасти проезжают чуть ли не через всю страну на склад, а затем проделывают ещё половину пути обратно к потребителю. 

МАЗ


У всех прочих автопроизводителей проблем с поставками запчастей чуть меньше, чем у лидера российского рынка тяжелой грузовой техники. Парк эксплуатируемой техники намного меньше, а следовательно, и популярность этих деталей у поставщиков контрафакта намного ниже. К примеру, дилеры того же МАЗа в Сибири уверяют, что им, в принципе, практически не приходится сталкиваться с присутствием на сибирском рынке запасных частей из Китая, а также явного низкокачественного контрафакта. 

  • «Всё, что представлено на нашем складе, – это продукция самого завода МАЗ либо предприятий, которые официально одобрены Минским автозаводом,  - рассказывает заместитель директора компании «Сибирь-МАЗ-Сервис» Виктория Русанова. - Качество  заводских  деталей никогда не вызывало у владельцев техники серьезных нареканий. Доля брака в поставках незначительна». 


В региональном представительстве «Минского автомобильного завода» отмечают, что большая часть автокомпонентов для техники «МАЗ» производится на белорусских предприятиях. У Минского автозавода, как и у КАМАЗа, очень много смежников, но почти все они располагаются на территории Республики Беларусь и входят в один производственный комплекс. В России и на Украине выпускают лишь некоторую долю расходных материалов для МАЗа (фильтры, крестовины, некоторые детали подвески). Виктория Русанова отмечает, что в самом скором будущем существующая сеть дистрибуции запасных частей МАЗ претерпит существенные изменения. Сегодня сбыт запчастей осуществляется по схеме: производитель – московский дистрибьюторский склад – региональный дилер. Уже весной этого года МАЗ планирует создать несколько крупных складов в регионах России. Ближайший к Новосибирску склад будет расположен в Челябинске. Таким образом, сроки поставок запасных частей будут максимально оптимизированы. Кстати, появление ещё одного звена в цепочке не приведет к удорожанию запасных частей. По словам Виктории Русановой, завод обещает сформировать единую ценовую политику для всех региональных центров. 


УралАЗ


Третий крупный производитель тяжелой техники на постсоветском пространстве – автозавод «УРАЛАЗ» - на сегодняшний день также сформировал свою дилерскую сеть. Два года назад завод ввел фирменную маркировку и фирменную упаковку оригинальных запасных частей. Дилеры «УралАЗа», как и официальные представители «КАМАЗа», сегодня испытывают определенные проблемы в связи с наличием на рынке неоригинальных запасных частей. Производство таких запчастей налажено на мелких предприятиях в Миассе. 

  • «Нами даже отмечены случаи прода-жи некачественных компонентов тормозной системы, которые выходили из строя прямо в процессе работы автомобиля, - рассказывает директор компании «УралАЗавтосервис» Леонид Бузмаков. 
  • - Ничего с этим нельзя поделать, поскольку потребители, которые в первую очередь обращают внимание на цену, а не на качество, были и будут всегда». В то же время руководитель компании «УралАЗавтосервис» советует различать такие понятия, как «контрафакт» и «альтернатива» оригинальным запасным частям. По словам Леонида Бузмакова, сегодня этот рынок развит настолько хорошо, что у владельца техники «Урал» есть возможность выбора: покупать ли ему детали от автопроизводителя или от независимых поставщиков. «Разница в цене между этими деталями ощутима, ресурс тоже может отличаться, но при покупке качественных «неоригинальных» компонентов потребитель может быть уверен в том, что у него прямо на дороге не откажут тормоза или рулевое управление», - заявляет директор «УралАЗавтосервис». 

Самый больной вопрос для всех дилеров «УралАЗа» - это поиск запасных частей на дорожную технику «УРАЛ», которая комплектовалась мостами китайского производства. В 2005-2006 гг «Урал» выпустил партию самосвалов с ведущими мостами и элементами подвески китайского производства. Проект оказался не очень удачным. На качество китайских мостов было много нареканий. В связи с этим завод отказался в дальнейшем от этих узлов. Однако с поставкой запасных частей для таких грузовиков сегодня возникли проблемы. До сих пор завод не может наладить прочный канал поставок автозапчастей для этих мостов, что вызывает законное возмущение потребителей. Как заявил нашему журналу Леонид Бузмаков, сегодня дилеры вынуждены самостоятельно вести поиск поставщиков запасных частей для этих грузовиков. 

На сегодняшний день все крупные производители грузовой техники практически завершили формирование сбытовой сети запасных частей в регионах. 


Итак, на сегодняшний день все крупные производители грузовой техники практически завершили формирование сбытовой сети запасных частей в регионах. Что же касается борьбы с недобросовестными производителями автокомпонентов, то в этом направлении ещё есть над чем работать. Эксперты полагают, что следующим этапом развития торгово-сервисной сети должно стать более четкое планирование производства и сбыта, а также управление складскими запасами. Это позволит свести к минимуму сроки ожидания запасных частей.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >