Удивительно, но самой продуктивной китайской компанией на российском рынке оказалась Chery. Об этом сообщило издание Forbes, которое составило рейтинг иностранных компаний, работающих и не ушедших с российского рынка.
Издание оценило какую сумму заработал китайский автостроитель – выручка составила 590 млрд руб. Также в этом рейтинге оказались другие китайские автопроизводители. Great Wall, благодаря своим автомобилям Haval заработала 323 млрд руб. В свою очередь, Geely замыкает первую десятку с показателем 199,6 млрд руб.
Как известно, сегодня на российском автомобильном рынке господствуют китайские бренды. Российская Федерация, наверняка, самый лакомый объект для внешней зарубежной экспансии для китайского автопрома. Как рассказывает на своих «оперативках» аналитическое агентство «Автостат» сегодня на рынке новых автомобилей два из трех проданных автомобилей на российских рынках - китайских брендов
Напомним, что российский рынок до 2022 года сопротивлялся маркам из Поднебесной целых два десятилетия, а результаты деятельности автопроизводителей из КНР на нем были весьма скромными, поскольку в профильном Минпромторге было влиятельное антикитайское лобби. Но после ухода европейских, японских и корейских автопроизводителей российскому авторынку пришлось выкинуть белый флаг и открыть ворота для марок из Поднебесной. Теперь же, как видим из исследования Forbes, они стали лидерами в РФ. Таким образом, российский рынок в качестве добычи достался довольно легко. Но российский автомобильный рынок даже при такой добровольной сдаче не является суперденежным. Самые лакомые куски мирового авторынка, где обитает богатый потребитель, это, конечно, США и Евросоюз.
Сегодня китайская автоиндустрия уже подошла к такому рубежу, когда она может начать зарубежную экспансию на эти два важнейших мировых автомобильных рынка. В наших руках оказались данные, с которыми мы познакомим своих читателей, о первых шагах такого продвижения.
Речь идет об объединенном рынке Европы. И пока, скажем честно, объемы продаж китайских марок, а также продукции автопрома КНР, замаскированные под европейские марки, не слишком впечатляют. (см. таблица 1)
За первую половину текущего 2024 года доля автомобилей китайского автопрома составила на объединенном европейском рынке долю в 3,6%.
А в прошлом 2023 году в Европе было продано 12,8 миллиона новых автомобилей, в том числе 353 276 китайских моделей. Это составило долю рынка 2,75%. То есть, как видим, очень медленно, но доля «китайцев» растет (!). Не как в России, где она лавинообразно выросла за два года.
Теперь обратим взор на марки и модели. Здесь вырисовывается такой феномен. Первые позиции занимает марка MG. Это старая британская марка MG (Morris Garage), которой в текущем году исполняется 100 лет. В последние десятилетия входила в британский Rover Group (с 1986 года), затем приобретена BMW и поскольку баварцы не смогли ее поднять, после ряда продаж и покупок оказалась в руках китайского автогиганта SAIC, у которого и стала инструментом внешней экспансии.
В европейском топ-листе китайских автопроизводителей в Европе, лидером выступает кроссовер MG ZS, единственный, кто преодолел отметку в 50 000 продаж (54 081). За ним следует MG 4, занявший второе место с 31 922 регистрациями.
Для сравнения, на плотно занятом европейском рынке лидеры в классе SUV – это Volkswagen T-Roc может похвастать продажами в 111 381 единиц за первое полугодие текущего года, электрокроссовер Tesla Model Y – 101 181 единиц, Toyota Yaris Cross – 99 694 ед., а Peugeot 2008 (93 436) и Dacia Duster (89 435). Таким образом, лидерский китаец пока находится на 17 месте только в классе SUV (кроссоверов/паркетников) европейского рынка.
Как видим по нижеприведенным данным, пока лидер китайской автоиндустрии марка BYD сильно уступает SAIC, прорвавшемуся на старых британских корнях MG. Продажи в Европе лидера модельной линейки BYD Atta 3 в семь с половиной раз меньше MG ZS. Но компания BYD имеет на Европу масштабные планы. Руководство собирается возвести два завода на территории ЕС.
Обратим внимание и на такое явление. В рейтинге популярности целых семь автомобилей никому у нас неизвестной итальянской марки DR Automobiles. Наш канал рассказывал, что под этим шильдиком скрывается китайский автопроизводитель Chery. Впрочем, продажи этих итало-китайских автомобилей невелики по несколько тысяч на каждую модель (см.табл.).
Но и у этого китайского автопроизводителя есть планы пробиться на крупнейшие рынки Евросоюза – Францию и Германию через создание производственной базы в соседних странах. Об этом немецкому изданию Welt рассказала Эшли Чен, бренд менеджер Chery Germany. По ее словам, выход на рынок ФРГ запланирован на конец 2025 года, нужно основательно подготовится к этому.
Начали с Испании, где у дочернего бренда Omoda уже 80 дилерских центров, которые продали в июле 1000 кроссоверов Omoda 5. Вскоре на рынок этой страны выйдут Omoda 7 и Jaecoo J7 с ДВС и подключаемыми гибридным приводом, а затем также электроверсию Omoda Е5.
Также компания планирует начать продажи Omoda 5 в Великобритании, Польше и Италии, где вскоре откроют 50, 40 и 30 фирменных автосалонов соответственно.
Почему уделяется такое первостепенное внимание Испании, да потому что этот китайский производитель приобрел завод Nissan в Барселоне. То есть создал площадку для обхода европейских пошлин.
Табл.1
ТОП-25 китайских моделей на европейском рынке в первой половине 2024 года
Модель |
Продажи 1 п/г 2024 г, шт. |
Динамика к АППГ, %% |
MG ZS |
54 081 |
+46% |
MG 4 |
31 922 |
+4% |
BYD Atta 3 |
7 075 |
+184% |
MG 3 |
6 117 |
+109% |
DR Automobiles DR 5.0 |
4390 |
-33% |
BYD Seal |
4 091 |
- |
BYD Dolphin |
3 902 |
- |
Lynk&Co 01 |
3 527 |
-79% |
MG 5 |
3 097 |
-44% |
Omoda 5 |
2 390 |
- |
DR Automobiles DR6 |
2 217 |
-12% |
MG Marvel R |
2 204 |
- |
Ora 03 |
2 077 |
+103% |
Xpeng G9 |
2 027 |
- |
DR Automobiles DR5 |
1 798 |
+227% |
DR Automobiles DR3 |
1 592 |
+84% |
DR Automobiles DR4 /Evo4 |
1 394 |
-74% |
DR Automobiles /Evo 03 |
903 |
-55% |
BYD Seal U |
793 |
- |
Zeekr 001 |
664 |
- |
BYD Han |
550 |
+100% |
BYD Tang |
544 |
+157% |
Maxus Eunig |
501 |
+95% |
DR Automobiles 7.0 |
442 |
+952% |
Aiwys U5 |
431 |
+4% |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz