Саморегулируемые организации вслед за строительным рынком скоро станут реальностью и в автотранспортной отрасли. Переход к саморегулированию произойдет уже в следующем году. По проекту федерального закона «Об автотранспортной деятельности», в специализированные СРО автоперевозчиков придется вступить всем участникам рынка, вне зависимости от того, оказывают ли они услуги или пользуются автопарком самостоятельно.
Проект закона широко обсуждался профессиональным автосообществом. В результате было рассмотрено и учтено большое число отзывов с различными предложениями и замечаниями. Слушания по законопроекту проходили в Комитете Госдумы РФ по транспорту, он рассматривался с общественными организациями, на заседании секции научно-технического совета Минтранса России.
«Есть уверенность в том, что документ получился предельно точным в формулировках и политически выверенным», - так охарактеризовал его заместитель министра транспорта Российской Федерации Юрий Асаул.
Федеральный закон «Об автотранспортной деятельности» разрабатывался более двух лет. На него возлагается функция основного регулятора на автотранспортном рынке страны. Одним из самых важных механизмов станет саморегулирование, в рамках которого будут созданы СРО автоперевозчиков. В свою очередь, работа СРО будет осуществляться в соответствие с ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
Согласно законопроекту, который уже осенью поступит в Государственную Думу, юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны вступать в СРО вне зависимости от того, используют они автопарк для собственных нужд или оказывают сторонние услуги по перевозке пассажиров, багажа или груза. Исключение составят лицензируемые виды деятельности, в частности, такси и маршрутные перевозки.
Таким образом, для субъектов автотранспортной деятельности, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере автоперевозок, членство в СРО станет обязательным. В свою очередь, на саморегулируемые организации автотранспортников будет возложена обязанность устанавливать и контролировать соблюдение своими членами требований федеральных правил в сфере автотранспортной деятельности, а также правил, установленных самими СРО. Причем первоначально были предложения эту задачу вынести на уровень государственной власти. Однако в процессе обсуждений, исходя из зарубежной практики и опыта различных отечественных ассоциаций, ведение реестра добросовестных и недобросовестных членов было решено возложить на СРО. Реестр СРО автотранспортников будет вести Ространснадзор.
Базовыми принципами законопроекта являются принципы регулирования порядка допуска на рынок автотранспортной деятельности. СРО будут наделены функциями выдачи допусков организациям-членам. Кроме этого, в законе прописаны задачи государственного регулирования в сфере автотранспортной деятельности, полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере автотранспортной деятельности и, естественно, ответственность за нарушение законодательства РФ.
При вступлении в саморегулируемую организацию и включении ее в реестр СРО, организации и предприниматели обязаны оплатить госпошлину. Саморегулируемая организация должна создать компенсационный фонд, который формируется из специальных взносов членов. Компенсационный фонд размещается на депозитах в различных банках. На учредительном собрании формируются органы управления саморегулируемой организации: выбирается Совет СРО, президент партнерства, формируются органы, принимаются Устав и другие документы.
В законопроекте Министерство транспорта РФ установило и новые требования к квалификации транспортных работников: она должны подтверждаться дипломом о начальном, среднем или высшем образовании по специальности с последующим повышением квалификации не реже одного раза в пять лет. Минтранс предлагает внести и поправки в КоАП. За игнорирование участия в СРО перевозчику будет угрожать штраф в размере 25-30 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток; за отсутствие необходимой квалификации у водителей — штраф до 10 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб.— для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как отразится на рынке автоперевозок создание саморегулируемых организаций? Пока сложно дать точный ответ. Возможно лишь провести параллели с процессом введения саморегулирования в строительном комплексе. Одной из угроз стало установление высокого входного тарифа в саморегулируемую организацию. Размер взноса в компенсационный фонд строительных СРО составил 300 000 рублей.