В Европе бум продаж самосвальных полуприцепов прошёл ещё в середине-конце 90-х годов. Тогда в странах Западной Европы произошел резкий рост числа тяжёлых самосвальных автопоездов. Российский рынок пришел к этому с небольшим опозданием в силу внутренних экономических и политических причин. И хотя сегодня парк самосвальных полуприцепов всё ещё уступает по своим объемам парку обычных самосвалов, в своем сегменте грузоперевозок они прочно заняли лидирующую позицию.
Эксперты
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Михаил Котов, руководитель отдела продаж компании «Грассманн и Ломтев»
Дмитрий Давидовский, ведущий менеджер отдела продаж компании Wielton
«Трудоустроить» самосвальный полуприцеп несложно. Если у вас есть работа на длинном плече, при наличии относительно ровного дорожного покрытия, самосвальный полуприцеп будет эффективнее самосвала. Причем характер груза не имеет ровным счетом никакого значения. Сейчас на рынке есть полуприцепы практически для любого вида деятельности: карьерные, строительные, сельскохозяйственные, для скального грунта, навалочного груза и так далее. Есть модели, укомплектованные краном манипулятором и пресс-трамбовщиком. Описать каждый вид полуприцепа в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы остановимся только на моделях, предназначенных для транспортировки скальных пород.
Особенности конструкции
Полуприцепы такого типа имеют четко выраженные видовые особенности конструкции.
Как правило, это кузова с полукруглым сечением. Естественно, никакие алюминиевые кузова в данном случае не подойдут – только высококачественная сталь, причем с толщиной стенки не менее 6 мм. Сегодня многие производители прицепов щеголяют наличием в своем ассортименте прочных кузовов из алюминиевых сплавов. Однако опыт эксплуатации таких прицепов на дорогах постсоветского пространства показал, что им можно доверить только транспортировку зерна и песка. Любой другой груз на наших щебеночных и грунтовых дорогах довольно быстро разбивает кузов. Быстрый абразивный износ днища приводит к тому, что на него начинает прилипать и примерзать грунт. В стальных кузовах такого не происходит.
[«Из линейки самосвальных полуприцепов WIELTON для перевозки скальных пород наиболее подходящими являются полуприцепы с кузовом HALF-PIPE (полу-труба). Такая конструкция кузова позволяет возить сыпучие грузы с минимальным залипанием в углах, а также крупные скальные породы», – комментирует Дмитрий Давидовский, ведущий менеджер отдела продаж компании Wielton. ]
Выбор в пользу полукруглого сечения кузовов обусловлен также тем, что такой кузов сложнее повредить твердыми и острыми краями скальной породы.
[«При падении камней они ударяются о борта и днище кузова по касательной. Тем самым снижается ударная сила. Кроме того, «полутруба» обладает меньшим весом, чем кузов со стандартными вертикальными бортами, что очень важно при транспортировке такого тяжелого груза, поскольку позволяет повысить грузоподъемность самого полуприцепа», - добавляет руководитель отдела продаж компании «Грассманн и Ломтев» Михаил Котов. ]
Из требований к данным моделям можно также отметить использование высокопрочной стали не только на раме полуприцепа, но и на кузове, а также особую прочность сварных швов. Что же касается подвески, то чаще всего используется пневматическая. Хотя есть и модели на рессорной подвеске. Объем кузова полуприцепов для транспортировки скальных пород составляет 26-28 куб.м, грузоподъемность находится в диапазоне 32-35 тонн. Соответственно, при такой грузоподъемности в большинстве случаев используется 3-х-осная конструкция полуприцепа. 4-х и 2-х-осные самосвальные полуприцепы при транспортировке таких грузов используются довольно редко. У 2-х-осных полуприцепов грузоподъемность не настолько высока, поэтому они испытывают сильную конкуренцию со стороны самосвалов с колесной формулой 8х4, имеющих сопоставимые показатели по грузоподъемности и объему кузова.
Обзор рынка
Все полуприцепы для транспортировки крупнообъемных сыпучих грузов, представленные на российском рынке, можно условно разделить на три группы:
1) Российские производители
2) Совместная сборка
3) Зарубежные производители. [«В сегменте российских производи-телей полуприцепов такого класса можно выделить только одну компанию. Это Тонар. На сегодняшний день это единственная машиностроительная компания, которая выпускает конкурентоспособные полуприцепы для данного вида деятельности. При этом Тонар освоил полный цикл производства. Даже осевые агрегаты на их прицепах – собственного производства, – заявляет Михаил Котов. – В недорогом сегменте стоит также отметить продукцию белорусского завода «Спецавтотехника» (САТ) из Бобруйска. Компания всегда идет навстречу потребителю и готова предложить к стандартной комплектации полуприцепа широкий набор опций. Что касается осевого агрегата, то белорусы используют оси китайского производства. Впрочем, по требованию заказчика и Тонар, и САТ могут поставить на свои полуприцепы и немецкие оси. Однако Тонар устанавливает импортные оси только на пневмоподвеске, а САТ может предложить и рессорную импортную подвеску». ]
В сегменте полуприцепов совместной сборки представлена продукция таких фирм как Grunwald и Fliegl-Угличмаш. Производство полуприцепов Grunwald сосредоточено в Калининграде. Полукруглые кузова полуприцепов этой марки изготавливают из стали 09Г2С, их объём варьируется в пределах 26-31 куб.м, а толщина стенок и днища составляет 6-8 мм. Что касается осевого агрегата, то Grunwald устанавливает оси BPW.
У Fliegl – весьма внушительный модельный ряд несамоходных самосвалов, которые можно использовать для транспортировки любых грузов. В интересующем нас сегменте в рамках совместного производства с компанией Угличмаш выпускаются 4 модели полуприцепов Fliegl DHKS, грузоподъемностью от 27 до 28,5 тонн. Все полуприцепы имеют пневмоподвеску без регулировки подъема-опускания, марки SAF. Есть в модельном ряду самосвальные прицепы с одной автоматически поднимаемой осью, а также 2-х-осные прицепы довольно интересной конструкции. Для производства кузовов используется профилированная сталь Hardox толщиной 4 или 6 мм. Сам же прицеп оборудован задними воротами, открывающимися на три стороны (влево, вправо и весь дверной блок — вверх). Дополнительно двери оборудованы шибером. Кстати, вес стального 50-кубового кузова DHKS всего на 1,4 тонны выше, чем аналогичного по характеристикам алюминиевого кузова. Так что при работе в карьере эта разница будет практически незаметна.
В третьей группе можно выделить, пожалуй, только две марки производителей. Это Schmitz и Wielton. Как уже упоминалось выше, Wielton рекомендует для транспортировки крупнообъемных сыпучих грузов свою серию Half-Pipe. На российском рынке представлено две модели с таким типом кузова - с объемом 24 и 30 куб.м. Кухов полукруглого сечения изготовлен из стали Hardox 450. Рама же изготавливается из шведской стали Domex. Вес 30-кубового прицепа составляет всего 7,4 тонны, а грузоподъемность отдельной комплектации достигает 40 тонн! В выборе осевого агрегата Wielton потребителей не ограничивает. Можно выбрать полуприцеп с осями SAF/BPW/DC, с барабанными либо дисковыми тормозами. Прицепы имеют пневмоподвеску и автоматически поднимаемую переднюю ось.
Почему так дорого?
Естественно, импортные полуприцепы существенно отличаются от российских и белорусских по цене. По некоторым моделям эта разница может достигать даже 100%. Однако при выборе прицепа необходимо отдавать себе отчет в том, что помимо ценовых отличий есть и другие, которые имеют огромное значение в повседневной эксплуатации. И речь в данном случае идет вовсе не об утонченном дизайне, которым щеголяют импортные самосвалы.
[«Импортные модели отличаются технологией производства - она максимально роботизирована, а за работу, которую делают люди, каждый несет персональную ответственность. Контроль качества там - целая система, которой занимается организация, не подчиняющаяся руководству завода-производителя, – поясняет Дмитрий Давидовский, ведущий менеджер отдела продаж компании Wielton. - Также следует отметить принципиально иной уровень комплектующих, которые используются при производстве (японская резина, немецкие оси, лучшие на рынке гидроцилиндры) и самые качественные материалы (сталь, алюминий), чем не всегда может похвастаться российский производитель». ]
Всё это в конечном счете и позволяет полуприцепам европейского производства сохранять свой товарный вид практически до списания и находиться в исправном состоянии в течение максимально длительного срока. Правда, нельзя забывать о своевременном сервисе, который в данном случае будет стоить недешево. Что касается спроса на данный тип техники, то нужно отметить, что после резкого падения в конце 2008 года рынок начинает понемногу восстанавливаться. И вот уже на протяжении 4 месяцев спрос постоянно растёт.